Цели научного метода: описание, объяснение, предсказание явлений

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 22:22, контрольная работа

Описание работы

А.Койре считает, что «классическая наука стала возможной благодаря двум главным условиям — математизации физики и «разрушению Космоса». Причем, математизация физики шла рука об руку с экспериментом, в проведении которого главную роль играла теоретическая концепция ученого. Существенную особенность классической науки Койре видит в том, что «не только действительные эксперименты основаны на теории, но даже средства, которые позволяют их осуществить, являются не чем иным, как воплощенной теорией.» [2] С другой стороны, развитие науки немыслимо без использования точной измерительной техники.

Работа содержит 1 файл

1 Цели научного метода.doc

— 211.00 Кб (Скачать)


         Введение.

В науке и для науки интересно все. Даже само слово наука. В русском варианте термин наука буквально означает научение. В большинстве же европейских языков синоним нашего слова наука трактуется от латинского слова «scientia», что в переводе означает знание. Видно, что дать однозначное научное толкование этого понятия и понятия самой науки — задача довольно трудная, если не сказать вечная. Если рассматривать слово наука в  широком смысле то это: во-первых, форма общественного сознания, во-вторых, сфера человеческой деятельности, в-третьих, система социальных институтов (институты - не как учебные заведения, а элементы социальной структуры общества).  Наука — это знание, достигшее оптимальности по критериям обоснованности, достоверности, непротиворечивости, точности и плодотворности.

«…роль науки в том, чтобы понять ее реальное место, реальные возможности, границы деятельности человека, которые позволят ему не разрушить тот дом, в котором он живет. Ибо другого дома у него нет, не будет и не может быть, если мы будем говорить конструктивно. И совершенно напрасно мы на научно-технический прогресс в его неоевропейском или модернистском понимании возлагаем ответственность за все происшедшие события. Естественно, начинать нужно не с античности, а еще гораздо раньше. С огня, с неолитической революции и так далее. Вот откуда пошли те целевые установки для человека, которые привели к созданию того самого техногенного мира, в котором мы живем.» [16] .

А.Койре считает, что «классическая наука стала возможной благодаря двум главным условиям — математизации физики и «разрушению Космоса». Причем, математизация физики шла рука об руку с экспериментом, в проведении которого главную роль играла теоретическая концепция ученого. Существенную особенность классической науки Койре видит в том, что «не только действительные эксперименты основаны на теории, но даже средства, которые позволяют их осуществить, являются не чем иным, как воплощенной теорией.» [2] С другой стороны, развитие науки немыслимо без использования точной измерительной техники.

         Эксперимент у Ньютона, где анализируются различные высказывания Ньютона относительно роли гипотез в научном познании. Общее содержание этих высказываний выражено в его знаменитой фразе «Hypotheses non fingo», буквальное толкование которой не оставляет никаких сомнений в негативном отношении Ньютона к гипотезам. Долгое время буквальное толкование ньютоновских текстов, характеризующих методологические взгляды великого физика, было преобладающим в историографии науки (в частности, у позитивистов). Но именно оно оказалось ошибочным, так как не соответствовало ни тому смыслу, который вкладывал в них Ньютон, ни тому положению дел, которое имело место в его реальной научной практике.

Итак, то, что мы называем «наукой», с точки зрения современной методологии и науковедения. Это есть особая, исторически преходящая, форма организации знаний, мышления и деятельности. Говоря «наука», «научный предмет», «научная дисциплина», мы подразумеваем именно знание, мышление и деятельность. Наука - орган внутри более широких систем организации человеческого знания, и только так она складывалась и существовала[15]

Кроме того, термин «наука» относят ко всей совокупности знаний, полученных на сегодняшний день научным методом.

Результатом научной деятельности может быть описание реальности, объяснение предсказания процессов и явлений, которые выражаются в виде текста, структурной схемы, графической зависимости, формулы и т.д. Идеалом научного поиска считается открытие законов — теоретическое объяснение действительности.

Однако теориями не исчерпывается научное знание. Все виды научных результатов можно условно упорядочить на шкале «эмпирическое—теоретическое знание»: единичный факт, эмпирическое обобщение, модель, закономерность, закон, теория.

       Наука как система знаний (результат деятельности) характеризуется полнотой, достоверностью, систематичностью. Наука как деятельность прежде всего характеризуется методом. Метод отличает науку от прочих способов получения знания (откровение, интуиция, вера, умозрение, обыденный опыт и т.д.). Метод научного исследования рационален.

Непосредственными целями науки являются: описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов. Методы науки одноимённы с непосредственными целями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           Итак, наука как деятельность прежде всего характеризуется методом. Метод отличает науку от прочих способов получения знания (откровение, интуиция, вера, умозрение, обыденный опыт и т.д.). Метод научного исследования рационален.

«Под методом, — писал Декарт, — я разумею точные и простые правила, строгое соблюдение которых ...без лишней траты умственных сил, но постепенно и непрерывно увеличивая знания, способствует тому, что ум достигает истинного познания всего, что ему доступно» [13]

Метод как совокупность правил, приемов и операций практического и теоретического освоения действительности служит, прежде всего, получению и обоснованию объективно-истинного знания. Применяемые в науке методы – мерило ее зрелости и совершенства, показатель сложившихся в ней отношений.

        Характер метода существенно определяется предметом исследования, степенью общности поставленных задач, накопленным опытом и другими факторами. Методы, подходящие для одной области научных исследований, оказываются непригодными для достижения целей в других областях. В то же время, можно наблюдать много выдающихся достижений как следствий переноса методов, хорошо зарекомендовавших себя в одних науках, в другие науки для решения их специфических задач.

         Общие  методы – те, которые применяются в человеческом познании вообще, в то время как специфическими – те, которыми пользуется только наука. Пару слов   о методах общих и специфических, практических и логических, эмпирических и теоретических, употребляемых при открытии и обосновании.

        К общим относятся: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, индукция, дедукция, аналогия и др.   

         К специфическим - научное наблюдение, эксперимент, идеализация, формализация, аксиоматизация, восхождение от абстрактного к конкретному и т.д 

        Практическими являются методы, применяемые на практическом, т.е. предметно-чувственном уровне научного познания. К ним   относятся:  наблюдение, измерение, практический эксперимент, предметное моделирование.

        Логические методы – это логические «фигуры», которые являются результатом обобщения миллиарды раз повторяющихся практических действий. К числу логическим относятся доказательство, объяснение, выведение следствий, оправдание, мысленный эксперимент, знаковое моделирование и др.

        Одновременно наблюдение, измерение, практический эксперимент, предметное моделирование относятся к  эмпирическим методам, как и сопровождающие их и с ними «слитые» доказательство или выведение следствий.

         Такие   методы, как идеализация, мысленный эксперимент, восхождение от абстрактного к конкретному, являются  теоретическими.

         Существуют методы, приспособленные преимущественно к обоснованию знаний (эксперимент, доказательство, объяснение, интерпретация), другие же «работают» больше на открытие (наблюдение, индуктивное обобщение, аналогия).

Хотя в методологическом отношении разделение научного исследования на эмпирический и теоретический уровни весьма полезно, практически осуществлять его чрезвычайно сложно.

Оценивая ситуацию в физике первой половины XX века, Альберт Эйнштейн писал: «...с принципиальной точки зрения желание строить теорию только на наблюдаемых величинах совершенно нелепо. Потому что в действительности все обстоит как раз наоборот. Только теория решает, что именно можно наблюдать... Подлежащий наблюдению процесс вызывает определенные изменения в нашей измерительной аппаратуре.» [3]

       В развитой науке теория и факт - соотносимые понятия. Наличие одного из них немыслимо без наличия другого, одно из этих понятий имеет своей предпосылкой другое. По словам А. Эйнштейна, «не существует эмпирического метода без чисто умозрительных понятий и систем чистого мышления, при более близком изучении которых не обнаруживался бы эмпирический материал, на котором они строятся». [3]

        Научный метод— совокупность основных способов получения новых знаний и методов решения задач в рамках любой науки. Отдельные части научного метода применялись ещё философами древней Греции. Ими были разработаны правила логики и принципы ведения спора, вершиной которых стала софистика. Сократу приписывают высказывание о том, что в споре рождается истина. Однако целью софистов была не столько научная истина, сколько победа в судебных процессах, где формализм превышал любой другой подход.

« … в структуре научного исследования содержание научного знания является величиной переменной, а метод представляет собой константу.» [5] Нормативный процесс научного исследования строится следующим образом:

1. Выдвижение гипотезы-(гипотез).

2. Планирование исследования.

3. Проведение исследования.

4. Интерпретация данных.

5. Опровержение или неопровержение гипотезы (гипотез).

6. В случае отвержения старой — формулирование новой гипотезы (гипотез).

Научный метод применяется для тех проблем, которые связаны с познанием реального мира. Существует, однако, общенаучный метод, который применяется во всех науках и состоит в формулировании гипотез, построении теорий и в проверке теоретических построений.

В данном процессе различают следующие этапы:

1.      формулировка вопросов;

2.      предполагаемый ответ в свете того, что уже известно, то есть формулировка гипотез;

3.      вывод эмпирических последствий, связанных с данными гипотезами;

4.      определение методик для подтверждения или опровержения гипотез;

5.      проверка адекватности и достоверности использованных методик;

6.      проверка гипотез и интерпретация результатов;

7.      установление областей, к которым применимы данные гипотезы.

«Этот процесс является общим для любого научного исследования и не зависит от объекта. Каждая научная дисциплина характеризуется совокупностью проблем, рассматриваемых с помощью совокупности методик, и именно по специфике используемых методик различаются дисциплины.» [4]

       Метод включает в себя способы исследования феноменов, систематизацию, корректировку новых и полученных ранее знаний. Умозаключения и выводы делаются с помощью правил и принципов рассуждения на основе эмпирических (наблюдаемых и измеряемых) данных об объекте. Базой получения данных являются наблюдения и эксперименты. Для объяснения наблюдаемых фактов выдвигаются гипотезы и строятся теории, на основании которых формулируются выводы и предположения. Полученные прогнозы проверяются экспериментом или сбором новых фактов. Научные методы  разделяются по разным основаниям – в зависимости от стоящих при их использовании задач.

        Важной стороной научного метода, его неотъемлемой частью для любой науки, является требование объективности, исключающее субъективное толкование результатов. Не принимаються на веру какие-либо утверждения, даже если они исходят от авторитетных учёных. Для обеспечения независимой проверки проводится документирование наблюдений, обеспечивается доступность для других учёных всех исходных данных, методик и результатов исследований. Это позволяет не только получить дополнительное подтверждение путём воспроизведения экспериментов, но и критически оценить степень адекватности (валидности) экспериментов и результатов по отношению к проверяемой теории.

         Первым шагом, целью в любой науке является описание явлений, которые считаются важными для данной науки. Например, перед тем, как установить причины, по которым индивидуум стал психопатом, необходимо тщательно описать поведение и выявить то общее, что имеют психопаты. Только тогда, когда будет получено достаточно ясное описание психопатической личности, можно искать биографические или физиологические факторы, которые заставили человека стать таковым. Важность метода описания показывает сходство, которое существует между психологией и биологическими науками.

      Описание,  являясь целью научного метода, состоит в следущем: сведения об итогах наблюдений, измерений, экспериментов излагаются на языке данной теории, и, таким образом, происходит их первичная обработка. Описание является предварительным условием объяснения события, явления, процесса. При объяснении из элементов теории выбираются некоторые законы, которым подчиняется объясняемый факт, и которые позволяют осмыслить соответствующие ему явления в системе теоретического знания.

         Поскольку психология является молодой наукой, она, по-видимому, еще долго будет оставаться на описательном уровне. Наиболее ярко это проявляется в такой области психологии, как психология личности, где описание личности является объектом постоянных дискуссий.

         В настоящее время существуют различные подходы к этому описанию.

Так, типологические теории пытаются классифицировать людей по категориям или определенным типам, подобно тому, как ботаник классифицирует растения. Согласно характерологическим теориям, люди, напротив, отличаются друг от друга «количественно», а не «качественно», в зависимости от различных черт характера, которыми обладают в большей или меньшей степени.

          Вторая цель научного метода – объяснение явлений. Дать причинное объяснение некоторого события, - пишет Поппер, - «значит дедуцировать описывающее его высказывание, используя в качестве посылок один или несколько универсальных законов вместе с определенными сингулярными высказываниями – начальными условиями» [14]

Информация о работе Цели научного метода: описание, объяснение, предсказание явлений