Цели и методы диагностики чувств

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 20:39, реферат

Описание работы

Чувства – устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности , отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами. Чувства всегда предметны, т.е. обязательно связаны с некоторым конкретным объектом (предметом, человеком, событием жизни и т.п.). Эти предметы имеют особую значимость для человека стабильную потребностно- мотивационную значимость. Чувства как эмоциональные процессы более высоко выражают целостное отношение человека к миру, к людям, к тому, что он испытывает и делает в этом мире.
В онтогенезе чувства появляются позже, чем ситуативные эмоции. Они формируются по мере развития индивидуального сознания под влиянием воспитательных воздействий семьи, школы, искусства и др. Возникая как результат обобщения отдельных эмоций, сформировавшиеся чувства становятся образованиями эмоциональной сферы человека, определяющими динамику и содержание ситуативных эмоциональных реакции: например, из чувства любви к близкому человеку в зависимости от обстоятельств могут развиваться тревога за него, горе при разлуке, радость при встрече, гнев или обида, если любимый человек не оправдал надежд, и т.п.

Содержание

Чувства. Классификация, виды чувств………………….………….стр.4
Чем же отличают чувства от эмоций?.................................................стр.7
Цели диагностики чувств……………………………………………стр.8
Распространённые методы диагностики чувств………………..…стр.11
Физиологические показатели и диагностика эмоций……………..стр.13
Диагностика эмоций с помощью анализа речи……………………стр.17
Системный подход …………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

реферат цели и методы диагностики чувств.docx

— 82.66 Кб (Скачать)

(о чем свидетельствует  большее увеличение у них мышечной  силы перед

соревнованием по сравнению  с ≪сильными≫). Возможно, что большая вегетативная реакция у гимнасток с сильной нервной системой связана с тем, что они лучше контролируют себя, подавляя внешние экспрессивные движения, загоняют эмоции ≪внутрь≫.

В этом же исследовании показано, что у гимнасток с подвижностью возбуждения уровень эмоционального возбуждения выше, чем у гимнасток с инертностью возбуждения.

Это подтверждает данные Р. Лазаруса (1970), который отмечает индивидуальный характер изменения пульса и артериального давления у разных испытуемых при одной  и той же стрессовой ситуаций. Он подчеркивает, что диагностика эмоциональных состояний должна опираться на знание индивидуального реактивного стереотипа.

При выполнении значимой физической деятельности ≪важно различать те сдвиги кровообращения, дыхания, внутренней секреции, которые направлены на энергетическое обеспечение движений и потому неизменно сопутствуют двигательной активности, от вегетативных реакций собственно эмоциональной природы≫ (Симонов, 1966, с. 9). Надо сказать, что это справедливое требование выполнить, не так легко, хотя и возможно. Для этого надо сравнить вегетативные сдвиги при выполнении человеком

одной и той же физической работы в спокойном состоянии  и при различных

эмоциональных состояниях. В исследованиях моих сотрудников этими состояниями были ≪предстартовое≫ волнение студентов перед экзаменом и состояние монотонии.

В первом случае газообмен  и энерготраты значительно выросли, а во втором снизились (рис. 18.2).

 

 

Системный подход к диагностике эмоциональных состояний вместо комплексного

 

Распространенным методологическим положением, указывающим, как надо

оценивать состояния, является следующее: ≪Исследование функционального состояния должно проводиться с помощью достаточно широкого набора методик с целью последующего объединения полученных показателей в общую интегральную оценку≫ (Марищук, 1974, с. 81). Несмотря на правомерность такого подхода, реальных путей для диагностики состояний не дается. Например, В. Л. Марищук приводит 49 групп показателей, с помощью которых могут оцениваться состояния. Возникает сразу два вопроса: 1) нельзя ли обойтись при диагностике состояний без этого множества показателей и 2) как из него вывести интегральную оценку. Ответа у авторов, к сожалению, нет. Мне представляется, что необходимость комплексной характеристики состояний, подчеркиваемая авторами в определениях состояний, не должна приводить к их слепому стихийному выбору (рассматриваются те функциональные показатели, изучение которых обеспечено аппаратурой, либо их выбор осуществляется чисто субъективно).

При этом не учитывается, что многие из выбираемых показателей могут отражать не возникшее  переживание (эмоцию), а противодействие  организма этой эмоции, нарушающей его гомеостаз, устойчивое состояние.

Отсюда приписывание эмоции найденных сдвигов, вовсе ей не соответствующих, может привести к неадекватной диагностике имеющейся эмоции. Из сказанного следует первое положение: выбор показателей должен быть целенаправленным, отражающим реакцию важнейших блоков (субсистем) целостно функциональной системы. Здесь уместно сослаться на представления П. К. Анохина о структуре функциональной системы. Он подчеркивал, что система —это не случайное взаимодействие субсистем, а их взаимосодействие, и что система формируется для функционирования под влиянием критерия результата: если данная субсистема поможет решить данную задачу, то она включается в систему, если не поможет, то не

включается. В связи с  этим можно предполагать, что при  разных состояниях конкретный состав блоков (психического, вегетативного, психомоторного) может быть различным, как и их конкретная функция при  формировании системы реагирования на эмоциогенный стимул, чем и обусловливается  в значительной мере специфика реагирования. Следовательно, прежде чем приступить к диагностике эмоционального состояния, нужно знать его структурную модель: что из-за чего возникает и на что направлен фиксируемый сдвиг (на реагирование на стимул или на противодействие этому реагированию). Второе положение касается набора необходимых для диагностики показателей. Некоторые исследователи стараются при диагностике какого-либо состояния использовать как можно больше показателей, обеспечивая тем самым полноту сведений. Однако, как показал мой опыт, вполне можно обойтись четырьмя-пятью показателями при условии, что они отражают все необходимые для данной реакции субсистемы (блоки) целостной функциональной системы. А какие конкретно будут эти показатели, это уже частный вопрос, хотя и не праздный (в связи с тем, что одни показатели выявляют более тонкие сдвиги, чем другие). Поясню это на конкретном примере. Как уже говорилось, усиление влияния парасимпатической нервной системы и снижение уровня активации при развитии состояния монотонии было выявлено по трем показателям: ЧСС, артериальному давлению и мышечному тонусу. Следовательно,

любой из этих показателей, включенных в диагностический синдром,

покажет усиление парасимпатического влияния, однако ЧСС является более  чувствительным показателем. Точно так же увеличение возбуждения в психомоторной сфере было выявлено по времени простой зрительно-моторной реакции, по темпу движений и мышечной силе. Следовательно, феномен усиления двигательной активности можно выявить, используя любой из этих показателей в диагностическом синдроме.

Сходные результаты получили и Г. Т. Береговой с соавторами (1974), которые, используя для диагностики состояний сначала семь показателей, пришли к выводу, что надежный диагноз можно получить, используя и четыре показателя. Таким образом, очевидно, что структурный, системный подход к диагностике эмоциональных состояний позволяет выбрать оптимальное число методик и показателей, необходимых для диагностики. Наконец, последнее положение, касающееся методов диагностики состояний необходимость сбора анамнеза об отношении человека к данной ситуации, к работе, о его целях, о способах реагирования на ту или иную обстановку. Это важно делать в связи с тем, что отношение человека к деятельности, приемы саморегуляции, которые он может использовать, значительно изменяют ожидаемую в соответствии с ситуацией картину сдвигов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение:

В конце подведем итоги, зачем вообще нужны эмоции, и нужны ли они вообще зачем-нибудь? Долгое время популярно было мнение, что эмоции не нужны, и даже вредны для нашего существования. Рассмотрим этот вопрос с точки зрения психологии. Прежде всего, представление об исключительно негативной роли эмоций или эмоциях-ошибках противоречит представлению о логичности работы сознания в целом. Эмоции влияют на то, как мы принимаем решения, воспринимаем ли мы объект в общем или сосредотачиваемся на его деталях , они опосредуют влияние прайминг-эффекта, определяют наши воспоминания и на решение творческих задач, и т.д. Причем, наиболее важно то, что разные эмоции могут оказывать разное влияние, и влияние эмоций на психические процессы не может быть определено как позитивное или негативное, поскольку оно связано с их контекстом. Многие теории рассматривают лишь функцию эмоций на отдельных процессах или рассматривают влияние только отдельных видов эмоций. Некоторым исключением являются теория регулятивного фокуса Е. Хиггинса и теория «аффекта-как-информации» Н. Шварца и Д. Клора. В рамках первой теории предполагается существование двух глобальных мотивационных систем, продвижения и превенции. Первая ориентирована на мотивацию приближения, избегание ошибок пропуска цели и обеспечение «попаданий в цель», а вторая — на мотивацию избегания, обеспечение «отсутствия промахов» и избегание ошибок ложного определения цели. Эти два фокуса соответствуют двум шкалам эмоций: радость-уныние и спокойствие- беспокойство. Теория «аффекта-как-информации» предполагает, что аффект сообщает о ценности имеющихся тенденций, что в типичных ситуациях приводит к систематической, «снизу-вверх» при негативном аффекте или к схематичной, «сверху-вниз» переработке информации при позитивном аффекте. Необходимо искать такие функции эмоций, которые определяют их влияние на разные психические процессы. Наконец, необходимо разрабатывать теоретические модели эмоций, связанные с моделью работы сознания в целом, чтобы показать, что их функция необходима и не может быть реализована с помощью других процессов. Нужно дать зеленый свет своим эмоциям и научиться справляться с ними. Вспомните свои давние увлечения: кто-то мечтал попробовать себя в художественном мастерстве, а кто-то исписывал тетрадки стихами. Не забывайте делиться своими эмоциями с близкими вам людьми: рассказывайте им о том, что вы чувствуете, что вас тревожит, о чем вы переживаете. Ведь эмоции – это краски нашей жизни, и стоит себе позволить это удовольствие – увидеть мир цветным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Эмоции и чувства. — СПб: Питер, 2001. — 752 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
  2. http://psyznaiyka.net/view-metody.html?id=dopolnitelnye-metody
  3. http://psy.az/
  4. http://newme.biz/samopoznanie/zachem-nuzhny-emocii-i-chuvstva

Информация о работе Цели и методы диагностики чувств