Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 20:39, реферат
Чувства – устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности , отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами. Чувства всегда предметны, т.е. обязательно связаны с некоторым конкретным объектом (предметом, человеком, событием жизни и т.п.). Эти предметы имеют особую значимость для человека стабильную потребностно- мотивационную значимость. Чувства как эмоциональные процессы более высоко выражают целостное отношение человека к миру, к людям, к тому, что он испытывает и делает в этом мире.
В онтогенезе чувства появляются позже, чем ситуативные эмоции. Они формируются по мере развития индивидуального сознания под влиянием воспитательных воздействий семьи, школы, искусства и др. Возникая как результат обобщения отдельных эмоций, сформировавшиеся чувства становятся образованиями эмоциональной сферы человека, определяющими динамику и содержание ситуативных эмоциональных реакции: например, из чувства любви к близкому человеку в зависимости от обстоятельств могут развиваться тревога за него, горе при разлуке, радость при встрече, гнев или обида, если любимый человек не оправдал надежд, и т.п.
Чувства. Классификация, виды чувств………………….………….стр.4
Чем же отличают чувства от эмоций?.................................................стр.7
Цели диагностики чувств……………………………………………стр.8
Распространённые методы диагностики чувств………………..…стр.11
Физиологические показатели и диагностика эмоций……………..стр.13
Диагностика эмоций с помощью анализа речи……………………стр.17
Системный подход …………………………………………………..
Введение
Чувства. Классификация, виды чувств………………….………….стр.4
Чем же отличают чувства
от эмоций?.......................
Цели диагностики чувств…………………
Распространённые методы
диагностики чувств………………..…
Физиологические показатели
и диагностика эмоций……………..
Диагностика эмоций с помощью анализа речи……………………стр.17
Системный подход …………………………………………………..стр.21
Заключение
Список литературы
Введение:
Чувства – устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности , отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами. Чувства всегда предметны, т.е. обязательно связаны с некоторым конкретным объектом (предметом, человеком, событием жизни и т.п.). Эти предметы имеют особую значимость для человека стабильную потребностно- мотивационную значимость. Чувства как эмоциональные процессы более высоко выражают целостное отношение человека к миру, к людям, к тому, что он испытывает и делает в этом мире.
В онтогенезе чувства появляются позже, чем ситуативные эмоции. Они формируются по мере развития индивидуального сознания под влиянием воспитательных воздействий семьи, школы, искусства и др. Возникая как результат обобщения отдельных эмоций, сформировавшиеся чувства становятся образованиями эмоциональной сферы человека, определяющими динамику и содержание ситуативных эмоциональных реакции: например, из чувства любви к близкому человеку в зависимости от обстоятельств могут развиваться тревога за него, горе при разлуке, радость при встрече, гнев или обида, если любимый человек не оправдал надежд, и т.п.
В процессе формирования личности чувства организуют в иерархическую систему, в которой один из них занимают ведущее положение, соответствующее ведущее положение, соответствующее актуально действующим мотивам, другие же остаются потенциальными нереализованными.
Наиболее распространенная классификация чувств выделяет отдельные их подвиды в соответствии с конкретными областями деятельности и сферами социальных явлений, становящихся объектами чувств: моральные, эстетические, интеллектуальные, практические и т.д.
По степени обобщенности предметного содержания чувства подразделяют на конкретные (например: любовь к ребенку, произведению искусства), обобщенные ( к детям, к музыке) и абстрактные (чувство справедливости, трагического и т.п).
Большинство из так называемых чувств являются эмоциями, а многие вообще не относятся к эмоциональным установкам, т. е. не выражают пристрастное отношение к кому-или чему-либо. Так что же такое, «чувства» какие они бывают и чем же они отличаются от эмоций?
Чем же отличают чувства от эмоций?
Говоря о переживаниях человека, как правило, применяют два термина— «чувства» и «эмоции». В обыденной речи понятия «чувства» и «эмоции» практически не различаются. Некоторые психологи также склонны к их отождествлению. В то же время существует точка зрения, согласно которой чувства и эмоции — различные и во многом противоположные по отношению друг к другу субъективные состояния. Так, например, швейцарский психолог Э. Клапаред писал: «Чувства в нашем поведении полезны, тогда как эмоции целесообразными не являются».
Согласно традициям
Чувства возникают как обобщение многих эмоций, направленных на определенный объект. Чувства выражаются через эмоции в зависимости оттого, в какой ситуации находится объект их выражения. Например, мать, любя своего ребенка, переживает по отношению к нему в разных ситуациях разные эмоции: она может злиться на него, испытывать гордость за него, нежность к нему и т.д.
Данный пример показывает, что:
Доказательством нетождественности эмоций и чувств является более позднее появление чувств в онтогенезе по сравнению с эмоциями.
Возникновение и проявление эмоций и чувств связаны со сложной комплексной работой коры и подкорковых структур головного мозга, а также вегетативной нервной системы. Эмоциональные проявления определяются комплексом мозговых структур, входящих в так называемую лимбическую систему мозга, которая связана с вегетативной нервной системой и ретикулярной формацией, расположенной в стволовых образованиях мозга и обеспечивающей энергетическую регуляцию деятельности коры. Исследователи обнаружили в подкорковых структурах, в гипоталамусе, особые образования, которые были названы центрами удовольствия, страдания, агрессии и успокоения.
Сложная деятельность корковых и подкорковых отделов мозга обеспечивает многоуровневость и многокомпонентность эмоциональных реакций.
Цели диагностики чувств
Настало время когда главная проблема человека – он сам. Теперь нас подстерегают не дикие звери, холод и голод, а скука и депрессия, мысли о самоубийстве, нервные срывы из-за неудач в карьере, неврозы и фобии. По оценкам Центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского около 30% россиян, то есть около 50 млн. человек, страдают теми или иными психическими расстройствами. К 2020 г. психические расстройства войдут в пятерку болезней, лидирующих по количеству людских трудопотерь.
Мало того, что тревожность, панические атаки, фобии, сложности в личностных отношениях, депрессии сами по себе изрядно портят жизнь, психологические проблемы, могут перейти в соматические заболевания или сопровождаться ими. Например, аллергия, астма, гастрит, гипертония, мигрени, весьма часто являются следствием внутренних конфликтов. Как свидетельствует мировая статистика, до 40% пациентов, которые годами обращаются за помощью к кардиологам, гастроэнтерологам, гинекологам, урологам и другим специалистам, нуждаются не во врачебной, а в психотерапевтической помощи.
Психологические проблемы стремительно становятся главным бичом западного мира. Видимо не случайно на рубеже веков возник психоанализ, как ответ на зреющую потребность. Кто-то должен был заниматься психологическими и эмоциональными проблемами. В мире психоанализ давно занял свое место. Если человек ходит к психоаналитику, никто пальцем на него не показывает. В российской ментальности психоанализ только начинает занимать свое место и пока что наша психологическая культура ужасающе низка. Мы не привыкли видеть в душевных мучениях серьезную проблему, которую можно и нужно решать.
У этой души есть пресловутые
национальные особенности. Например, специфическое
отношение к личной ответственности.
Если человек приходит к психоаналитику,
подразумевается что он, как минимум,
понял, что причины его проблем
в нем самом, а не в окружающих.
Для нас это пока что высший
пилотаж. Достаточно посмотреть телевизор,
чтобы понять, насколько нам не
свойственно брать
Также мы относимся и к психологическим проблемам. Часто люди обращаются с просьбой "подправить" родственников – сделать так, чтобы сын не грубил, муж не пил, жена не изменяла и так далее. Во всем у нас виноваты окружение, обстоятельства и погода. И только двадцать раз наступив на одни и те же грабли и заметив, что с самыми разными людьми в разных обстоятельствах мы сталкиваемся с одними и теми же проблемами мы, наконец, догадываемся, что проблема в нас. Чтобы прийти к этому пониманию, обычно требуются годы.
Не последнюю роль играют традиции задушевного общения, которое обычно происходит в измененном состоянии сознания, а именно – под градусом. На трезвую же голову, да еще за деньги откровенно говорить о чувствах для нас пока слишком трудно и непривычно.
Не обходится и без банальной неосведомленности. Люди не знают и не понимают, зачем и в каких случаях имеет смысл обращаться к психоаналитику, чего ожидать от психоанализа, как он работает и так далее. И никто доступно и, в то же время, не теряя сути на эти вопросы не отвечает. Человеку, решившему обратиться к психоаналитику, негде почерпнуть нужные сведения. Если нет знакомых в психотерапевтической среде, единственным источником информации, не считая "сарафанного радио", могут стать разрозненные и разношерстные ресурсы Интернета. Что касается литературы, то она либо предназначена для специалистов и студентов, либо напротив, популярна на уровне избитых банальностей.
Хотелось бы хоть в какой-то степени заполнить этот пробел, попробовать описать, как работает психоанализ, как это влияет на эмоциональную сферу и заодно ответить на главные прагматические вопросы. Как и где найти психоаналитика? Как отличить профессионала? Что происходит во время анализа? Как и почему личность изменяется в ходе анализа?
Психоанализ показывает, что не нужно лезть в горы, прыгать с тарзанки или устраивать сеанс группового секса, чтобы познать себя. Простое откровенное общение требует часто гораздо большей смелости, чем рискованные поступки. Откровенный разговор с матерью или выяснение отношений с отцом – подвиги, о которых мы нередко всю жизнь фантазируем, но так и не можем на них решиться.
Поэтому мы не будем здесь рассуждать о биографии Фрейда, об Эдиповом комплексе и фаллической матери. Все эти термины мало что говорят человеку, не знакомому с этой сферой. К тому же книг с биографией Фрейда, содержащих рассказы об Эго, супер-Эго и Ид и так предостаточно. Мы же посмотрим на процесс анализа как на встречу и общение двух психик и с этой точки зрения постараемся понять, что же происходит в ходе анализа.
Распространённые методы диагностики чувств