Биологические и социальные факторы влияющие на развитие личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 15:50, курсовая работа

Описание работы

Цель работы:

Провести теоретическое исследование и расширить познание в определении относительного вклада биологических и социальных факторов влияющих на развитие личности.
Предмет исследования: состоит в анализе процесса формирования и развития личности под влиянием биологических и социальных факторов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………. 3

Теоретические подходы к исследованию личности…………………… 6
1.1. Определение и содержание понятия «личность»……………………..….. 6
1.2. Соотношение понятий «индивид», «личность», «индивидуальность»...............7
1.3. Многообразие подходов к изучению личности в зарубежной и отечественной психологии………………………………………………………… 9
Психологическая структура личности……………………...…….…… 13
2.1. Мотивация, как основа структуры личности………………………......…13
2.2. Личностные свойства, как структурный компонент………………….....15
Факторы формирования и развития личности. …..…………………..22
3.1. Проблемы взаимосвязи социального и биологического в личности…….......22
3.2. Биологический фундамент личности……………………………………..25
3.3. Роль социальных факторов в развитии личности………………............. 26
Развитие личности в онтогенезе……………………………..……. …….28
Заключение………………………………………………………………. …... 32

Список используемой литературы.………………………………………... 33

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК_Готовый.doc

— 164.00 Кб (Скачать)

  • 3.2. Биологический фундамент личности.

         Психика каждого человека уникальна по своей  природе. Её неповторимость связана  как с особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, так и композицией социальных связей и контактов. Биологическое развитие, как и развитие в целом, обуславливает фактор наследственности. К биологически обусловленным подструктурам личности относятся темперамент, врожденные свойства типа нервной системы, антропологические признаки – расовые, возрастные и половые свойства психики. Таким образом, личность выступает как совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия. Важнейший компонент внутренних условий составляют свойства нервной системы. Тип нервной системы, в свою очередь и обуславливает темперамент человека.

         Темперамент, это биологический фундамент, на котором в последствии формируется личность как социальное существо. Он отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера. Особенности темперамента человека – важное условие, с которым следует считаться при индивидуальном подходе к воспитанию, обучению и всестороннему развитию его способностей. [13]

         Новорожденный несет в себе комплекс генов не только своих родителей, но и их отдаленных предков, то есть имеет свой, только ему присущий наследственный фонд или наследственно предопределенную биологическую программу, благодаря которой возникают и развиваются его индивидуальные качества. Такая программа будет гармонично претворятся в жизнь, если в основе биологических процессов лежат качественные наследственные факторы, и внешняя среда обеспечивает растущий организм всем необходимым для реализации наследственного начала. [15]

         Приобретенные в течение жизни навыки и свойства не передаются по наследству. Следует помнить, что по наследству передаются не только внешние признаки и многие биохимические особенности организма такие как: обмен веществ, группы крови и т.д., но и некоторые болезни или предрасположенность к болезненным состояниям. Поэтому очень важно, каждому человеку иметь общее  представление о наследственности, знать свою родословную, иметь представление о влиянии вредных факторов на развитие внутриутробного плода. Все эти сведения могут быть использованы для ранней диагностики и лечения наследственных заболеваний, профилактики врожденных пороков развития.

         Биологическая наследственность во многом объясняет  индивидуальность личности, ее изначальное  отличие от других членов общества, но она не может полностью создать личность, так как ни культура, ни социальный опыт не передаются с генами.

         Биологический фактор необходимо учитывать, так как он, во-первых, создает ограничения для социальных общностей, а во-вторых, благодаря биологическому фактору создается бесконечное разнообразие темпераментов, характер, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, то есть неповторимое, уникальное создание. [3] 

  • 3.3.  Роль социальных факторов в развитии личности.
  •        Огромное влияние на формирование личности оказывает социальная среда. Развитие личности в детстве происходит под влиянием различных социальных институтов: семьи, школы, а также под воздействием средств массовой информации и живого, непосредственного общения ребенка с окружающими людьми. В разные возрастные периоды личностного развития количество социальных институтов, принимающих участие в формировании ребенка как личности, их воспитательное значение различны. [11]

         Личность  не врожденна, она возникает в  результате культурного и социального развития. Анализируя онтогенетический процесс развития личности, следует обращать внимание на этапы ее социализации. Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы поведения, которые приняты в данном обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе.

         Термин  «социализация» соответствует концепции, согласно которой человек (ребенок) изначально асоциален или его  социальность сводиться к потребности  в общении. В этом случае социальность  - процесс превращения изначально асоциального субъекта в социальную личность, владеющую принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли. Считается, что такой взгляд на развитие социальности характерен, прежде всего, для психоанализа. [13]

         Понимание процесса усвоения социальных норм, умений, стереотипов, формирования социальных установок и убеждений, обучения принятым в обществе нормам поведения  и общения, вхождения в группы и взаимодействия с их членами как социализация имеет смысл, если изначально индивид понимается как несоциальное существо, и его несоциальность должна в процессе воспитания в обществе не без сопротивления преодолеваться. В иных случаях термин «социализация» применительно к социальному развитию личности избыточен. Понятие «социальность» не подменяет и не заменяет собой известных в педагогике и в педагогической психологии понятий обучения и воспитания. [10]

         Выделяет следующие стадии социализации:

         - Первичная социализация, или стадия  адаптации. От рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает. Все неустойчиво в мировоззрении и характере подростка.

         - Стадия индивидуализации. Появляется  желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения.

         - Юношеский возраст (18 – 25 лет). Характеризуется как устойчиво  концептуальная социализация, когда  вырабатываются устойчивые свойства  личности.

         - Стадия интеграции. Возникает желание  найти свое место в обществе.

         - Трудовая стадия социализации. Охватывает  весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает  социальный опыт, но и воспроизводит  его за счет активного воздействия  человека на среду через свою деятельность.

          - Послетрудовая стадия социализации. Рассматривает пожилой возраст  как возраст, вносящий существенный  вклад в воспроизводство социального  опыта, в процессе передачи  его новым поколениям. [2] 

      1. Развитие  личности в онтогенезе.

           Личностное развитие человека осуществляется в течение всей его жизни. Качество личности не может быть абсолютным определением человека, только относительным – как цель и как процесс, выражающий непрерывное становление, самообразование и образование человека. Личность существует в координатах психологического возраста человека. Если иметь в виду признак времени, то личность складывается задолго до рождения человека, как только начинает складываться человечество. Принадлежа человечеству, личность не исчезает после физической смерти человека.  Влияние человека как личности во времени необратимо, и поэтому велика ответственность человека за то, как он образует и проявляет себя по отношению к природе и обществу. [6]

           На  любом поступке человека сказывается предшествующий онтогенез личности. Но между поступками  и онтогенезом нет простых отношений следствия и причины. Поэтому, изучение только поступков человека, его деятельности, не дает точного представления об онтогенезе личности. Необходимо исследовать установки к действию. Характер установок полностью определяется предшествующим онтогенезом личности. Установки к действию обладают особенностью – они принадлежат только социально-психическому миру. Они могут не воплощаться в поступках. А порождаемые установками процессы принадлежат другим мирам – биотическому, химическому и физическому. Поступки человека определяются уже не только онтогенезом личности, но и онтогенезом организма человека, онтогенезом групп и организаций, в которых человек действует, и онтогенезом техники, которую он использует. [11]

           Онтогенез личности это процесс изменения  личности, протекающий в двух разных формах. С одной стороны, онтогенез  личности идет через изменение количества социально-психических структур и  связей между ними, а с другой стороны, он идет за счет совершенствования, усложнения каждой такой структуры в отдельности или за счет разрушения её. Обе формы онтогенеза личности в своей созидательной фазе требуют онтосинтеза социально-психических структур. Онтосинтез одной структуры состоит в причинении ее зарождения, формирования и развития. Онтосинтез может происходить и целенаправленно, под контролем личности человека, и спонтанно, в силу случайных изменений социального окружения, и принудительно, через навязанное извне общение. [6]

           Онтогенез личности невозможен без филогенеза, в изоляции от общественных отношений. Первые социально-психические структуры человека синтезируются социальным окружением принудительно, а спонтанный или целенаправленный онтосинтез социально-психических структур идет лишь на основе уже существующей  совокупности этих структур. Изоляция человека от общества на тех этапах, когда в личности уже есть достаточно сложная совокупность социально-психических структур, онтогенеза не останавливает, но рождает расхождения между личностью и обществом, прекращая филогенез личности. Со временем это делает человека чужим для общества.

           Выводы:

    •    Изучая теоретические подходы к исследованию личности можно сделать вывод, что каждая психическая теория, которая затрагивает вопросы формирования и развития личности, рассматривает этот процесс под углом своего учения. Кардинальные различия между взглядами различных психологических школ лишь гармонично дополняют друг друга, принося положительный вклад в изучение такого сложного вопроса как развитие и формирование личности, но, не смотря на это, данный вопрос остается до конца не изученным.
    • В ходе теоретического анализа психологической литературы видно, что личность есть нечто уникальное, что связано, во-первых, с её наследственными особенностями, и, во-вторых, с неповторимыми условиями микросреды, в которой она взращивается. Непрерывное единство биологических и социальных качеств показывает, что человек существо биологическое и социальное. Развиваясь вне человеческого общества, индивид, обладающий человеческим мозгом, никогда не сможет стать личностью. Даже если человеческое дитя с самыми лучшими структурными особенностями мозга попадает в условия изоляции от человеческого общества, то развитие его личности прекращается.
    • Проведя анализ развития личности в онтогенезе, мы еще раз приходим к выводу, что формирование личности – это очень сложный процесс, длящийся всю нашу жизнь. Некоторые особенности личности в нас заложены уже при рождении, другие мы вырабатываем в процессе нашей жизни. В этом нам помогает окружающая среда, и играет важнейшую роль в формировании личности.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

       Заключение. 

             Личность является конечным и, следовательно, наиболее сложным  объектом психологии. В известном  смысле она объединяет в одно целое всю психологию, и нет в этой науке такого исследования, которое не вносило бы вклад в познание личности. Подходов к изучению личности огромное множество. Можно рассматривать личность через структуру, можно с точки зрения физиологических реакций, можно через связь физических и психических аспектов личности.

            В результате развития идет становление человека как биологического вида и социального существа. В  первую очередь, биологическое развитие, так и развитие в целом обуславливает  фактор наследственности. Наследственность проявляется в том,  что ребенку передаются основные биологические признаки человека. С помощью наследственности человеку передаются от родителей анатомофизиологическое строение, тип нервной деятельности, характер обмена веществ, ряд рефлексов. Не передаются по наследству приобретенные в течение жизни навыки. Наукой также не выявлено особых генов одаренности. Однако  каждый родившийся ребенок обладает громадным арсеналом задатков, раннее развитие и формирование которых зависит от социальной структуры общества, от условий воспитания и обучения, забот и усилий родителей. К биологическим факторам относятся врожденные особенности человека – особенности, которые ребенок получает в процессе внутриутробного развития, обусловленные рядом внешних и внутренних причин.

           Из  всего сказанного следует, что стать  личностью это значит, во-первых, занять определенную жизненно-нравственную позицию; во-вторых, в полной мере осознавать её и нести за неё ответственность; в-третьих, утверждать её своими поступками, делами, и всей своей жизнью.  
     
     
     

       Список  используемой литературы. 

    1. Адлер А. Понять природу человека. – СПб., 1997
    2. Асмолов А. Г.  О предмете психологии личности. – Воспр. Психологии, 1983, № 3
    3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. / Атлас по психологии: Информационно-методическое пособие к курсу «Психология человека»./ - М.: Педагогическое общество России, 2001
    4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.: МГУ, 1999
    5. Головин С.Ю. Словарь психолога-практика – Минск: Харвест, 2003
    6. Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. – СПб.: 2000
    7. Карпенко Л.А. Редактор-составитель Под редакцией Петровского А. В. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь. – М.: ПЕР СЭ, 2005
    8. Кон И.С. Социология личности. – М: политиздат, 1967
    9. Леонтьев А.Н.  Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2001
    10. Леонтьев А. Н.  Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1977
    11. Немов Р.С. Психология. – М.: 1998 – Т1, Т2
    12. Павлов И.П. Полное Собрание Соч. – 2-е изд. Т 1 – М: Академия Наук СССР 1951
    13. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов  Высш. пед. Учеб. Заведений. – 3-е изд., стереотип - М.: Издательский центр «Академия», 2002
    14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2000
    15. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д.: 1996
    16. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 1997

    Информация о работе Биологические и социальные факторы влияющие на развитие личности