Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 15:50, курсовая работа
Цель работы:
Провести теоретическое исследование и расширить познание в определении относительного вклада биологических и социальных факторов влияющих на развитие личности.
Предмет исследования: состоит в анализе процесса формирования и развития личности под влиянием биологических и социальных факторов.
Введение……………………………………………………………………………. 3
Теоретические подходы к исследованию личности…………………… 6
1.1. Определение и содержание понятия «личность»……………………..….. 6
1.2. Соотношение понятий «индивид», «личность», «индивидуальность»...............7
1.3. Многообразие подходов к изучению личности в зарубежной и отечественной психологии………………………………………………………… 9
Психологическая структура личности……………………...…….…… 13
2.1. Мотивация, как основа структуры личности………………………......…13
2.2. Личностные свойства, как структурный компонент………………….....15
Факторы формирования и развития личности. …..…………………..22
3.1. Проблемы взаимосвязи социального и биологического в личности…….......22
3.2. Биологический фундамент личности……………………………………..25
3.3. Роль социальных факторов в развитии личности………………............. 26
Развитие личности в онтогенезе……………………………..……. …….28
Заключение………………………………………………………………. …... 32
Список используемой литературы.………………………………………... 33
В
плоть до начала ХХ в. филосовско-литературный
и клинический подходы к
Экспериментальные исследования личности в России были начаты А.Ф. Лазурским, а за рубежом - Г. Айзенком и Р. Кеттелом. Лазурский разработал технику и методику ведения систематических научных наблюдений личности, а также процедуру проведении проведения естественного эксперимента, в котором можно было получать и обобщать данные, касающиеся психологии и поведения здоровой личности. Г. Айзенк разработал методы и процедуры математической обработки данных наблюдений. В результате такой обработки получались коррелирующие (статистически связанные) между собой факторы, характеризующие общие, наиболее распространенные и индивидуально устойчивые черты. [11]
Существует целый ряд теорий личности. Некоторые авторы теорий ставили перед собой задачу проследить развитие личности в течение всей жизни человека. Другие классифицировали теории личности с точки зрения структурного и динамического образования личности. Теории личности расходятся в том, какое значение придавать вопросам развития и изменения в течение жизни; в описании факторов, ответственных за каждодневное развитие, а так же в признании относительности роли генетических и социальных, средовых факторов, влияющих на развитие личности.
В
зарубежной психологии существует три
основных подхода к исследованию
личности: биогенетический подход,
социогенетический и
Фрейд стоял на
Признавая значение наследственности и окружающей среды в формировании личности, Альфред Адлер настаивал на том, что человек есть нечто большее, чем только продукт этих влияний. Адлер выступал против биологизаторской теории Фрейда. Он подчеркивал, что основное в человеке не природные инстинкты, а общественное чувство. Это чувство врожденное, но оно должно быть социально развито. Он считал, что люди обладают творческой силой, которая обеспечивает возможность распоряжаться своей жизнью, - свободная, осознанная активность является, на его взгляд, определяющей чертой человека. Творческая сила влияет на каждую грань человеческого опыта: память, воображение, фантазию, восприятие. Она делает каждого человека самоопределяющимся индивидуумом. [1]
Карл Густав Юнг в отличие от Фрейда, который придавал особое значение ранним годам жизни как решающему этапу в формировании личности, рассматривал развитие личности как динамический процесс, как эволюцию на протяжении всей жизни. Он почти ничего не говорил о социализации в детстве и не разделял взглядов Фрейда относительно того, что определяющим для поведения человека являются только прошлые события, особенно психосексуальные конфликты. С точки зрения Юнга, человек постоянно приобретает новые умения, достигает новых целей и реализует себя все более полно. Он придавал большое значение такой жизненной цели индивида, как «обретение самости», являющейся результатом стремления различных компонентов личности к интеграции, гармонии и целостности. [16]
Каждая
психологическая теория, затрагивающая
вопросы формирования личности рассматривает
этот процесс под углом своего
учения и благодаря этому обогащает
концепцию развития личности в целом.
Кардинальные, на первый взгляд, различия
между взглядами некоторых психологических
школ, гармонично дополняют друг друга
при рассмотрении их с культурно-исторической
позиции. Несмотря на большое количество
концепций развития личности, этот вопрос
остается открытым, до конца не изученным.
Исследования личности активно ведутся
и сейчас. Главной особенность современных
исследований является то, что теоретические
воззрения формируются на основе экспериментальных
исследований.
2 Психологическая структура личности.
В психологии существуют разные подходы к исследованию личности. В качестве ведущей характеристики выделяют направленность. Есть разные определения этого понятия: «динамическая тенденция», «основная жизненная направленность», «доминирующее отношение». Чаще всего под направленностью понимают совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации. [11]
Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания. Направленность – это установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, идеал и т.д. В основе форм направленности личности лежат мотивы деятельности. Деятельность является необходимым условием формирования личности и в то же время зависит от уровня развития личности, которая выступает как субъект этой деятельности. Под деятельностью понимают активность живого организма, которая направлена на удовлетворение потребностей и регулирующая осознанной целью.
Сознательная
деятельность человека коренным образом
отличается от поведения животных.
Эти отличия относятся к
Цель выступает как конечный результат деятельности, которая может представлять особый предмет, определенные знания, умения, творческий результат и т.п. Цель – это основной объект внимания, который занимает объем кратковременной и оперативной памяти. С ней связаны происходящие в данный момент времени мыслительный процесс и различные эмоциональные переживания. Побудителем к деятельности выступает мотив. Мотив придает деятельности специфику в отношении выбора средств и способов достижения цели. [3]
Мотивация представляет собой
более широкое понятие, чем
термин мотив. Мотивацию
Мотивация – это процесс непрерывного выбора и принятия решений, на основе взвешивания поведенческих альтернатив. Мотив, в отличие от мотивации принадлежит самому субъекту поведения, и является его устойчивыми личностным свойством. Мотивы могут быть как осознанными, так и неосознаваемыми, и формируются из потребностей человека. Потребность – это динамическая сила, исходящая от организма, исходная форма активности живых существ. Потребности бывают: [3]
Уровень развития потребностей влияет на уровень развития личности.
Многие
из мотивационных факторов со временем
превращаются в черты личности человека.
К ним можно отнести такие
как: мотив достижения успехов, мотив
избегания неудачи, тревожность, определенный
локус контроля, самооценка. Кроме
них личностно характеризуют человека
потребность в общении, мотив власти, мотив
оказания помощи другим людям, агрессивность.
Это наиболее важные социальные мотивы
человека, которые определяют его отношение
к обществу.
Изучение детерминант поведения ставит вопрос о структуре личности. Это предполагает выделение элементов, ее составляющих, исследование свойств каждого из них и характера взаимосвязей между элементами, образующих структуру как целое. В структуру личности входят такие понятия как способности, темперамент, характер, воля, эмоции. [11]
Способности – это индивидуально устойчивые свойства человека, которые определяют успехи человека в различных видах деятельности. Способности это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение и эффективное использование в жизни. Способности существуют в постоянном процессе развития, иначе они имеют свойство теряться, если их не применять на практике. Успех выполнения любой деятельности зависит не от одной, а от сочетания различных способностей. При отсутствии нужных задатков к развитию одних способностей, нехватку можно восполнить за счет более сильного развития других способностей. [3]
Способности бывают природные (естественные) - в своей основе биологически обусловленные, и специфические - имеющие общественно-историческое происхождение. К природным способностям относятся память, мышление, способность к элементарным коммуникациям. У человека, кроме биологически обусловленных способностей есть способности, обеспечивающие его жизнь и развитие в социуме. Это общие и специальные высшие интеллектуальные способности, основанные на использовании речи, логики, теоретические и практические, учебные, межличностные.
Способности не только совместно определяют успешность деятельности, но и взаимодействуют друг с другом, оказывают влияния друг на друга. Сочетание разных высокоразвитых способностей называют одаренностью. Такая характеристика относится к человеку, который способен ко многим разным видам деятельности.
Темперамент – это динамическая характеристика психических процессов и поведения человека, проявляющихся в их скорости, изменчивости, интенсивности и других характеристиках. Свойства темперамента составляют индивидуальные особенности человека, так как они биологически обусловлены и являются врожденными. Темперамент оказывает большое влияние на формирование характера и поведения человека. Так как темперамент иногда определяет поступки человека, его индивидуальность, его нельзя полностью отделить от личности. Темперамент выступает как бы связующим звеном между организмом, личностью и познавательными процессами. Темперамент, как личностная особенность человека имеет свои собственные свойства. Свойства темперамента определяют, прежде всего, динамику психической жизни человека. [11]
Согласно учения И.П. Павлова, индивидуальные особенности поведения, динамика психической деятельности зависят от индивидуальных различий в деятельности нервной системы. Основой индивидуальных различий в деятельности нервной системы считают различные проявления, связь и соотношение нервных процессов – возбуждение и торможение. Павлов открыл три свойства процессов возбуждения и торможения: [12]
Комбинацией
указанных свойств нервных
И.П. Павлов соотнес выделенные им типы с психологическими типами темпераментов и обнаружил полное совпадение. Темперамент - это проявление типа нервной системы в деятельности, поведении человека. Соотношение типов нервной системы и темпераментов выглядит так:
Информация о работе Биологические и социальные факторы влияющие на развитие личности