Автор: Светлана Микулова, 17 Ноября 2010 в 00:52, курсовая работа
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальность и новизна проблемы отклоняющегося поведения, объясняет заметное развитие теории психологии девиантного поведения и необходимость знакомства с ее основами более широкого круга специалистов психологов, педагогов, юристов, работников культуры, менеджеров, социальных работников, медиков и др. Данная работа ставит перед собой цель раскрыть понятия «отклоняющееся поведение личности» и её особенностей, чем отличается поведение «нормальное» от «аномального», какова биологическая и психологическая(психодинамическая) модель отклоняющегося поведения. В работе будет рассмотрен психодинамическая модель отклоняющегося поведения на теории Фрейда и других психодинамических объяснений.
Введение
Общество всегда уделяет особое внимание проблеме поведения людей, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Религия, литература, искусство, наука, философия с различных сторон рассматривают и оценивают это явление. Непреходящая актуальность проблемы отклоняющегося поведения обусловила возникновение в рамках психологии особого направления (специальной психологической теории) психологии девиантного поведения.
Психология девиантного поведения молодая отрасль психологии, она на пути своего становления и утверждения, но у нее большое будущее. Новизна работы, предлагаемой вашему вниманию, обусловлена тем, что в последние годы кризисом нашего общества интерес к проблеме отклоняющегося поведения значительно возрос. В результате обусловило необходимость более тщательного исследования причин, форм, динамики девиантного поведения, поиска более эффективных мер социального контроля пре-вентивных, профилактических, коррекционных, реабилитационных и др. Актуальность и новизна проблемы отклоняющегося поведения, объясняет заметное развитие теории психологии девиантного поведения и необходимость знакомства с ее основами более широкого круга специалистов психологов, педагогов, юристов, работников культуры, менеджеров, социальных работников, медиков и др. Данная работа ставит перед собой цель раскрыть понятия «отклоняющееся поведение личности» и её особенностей, чем отличается поведение «нормальное» от «аномального», какова биологическая и психологическая(психодинамическая) модель отклоняющегося поведения. В работе будет рассмотрен психодинамическая модель отклоняющегося поведения на теории Фрейда и других психодинамических объяснений.
Введение 3
Глава 1. Определение понятия девиантного поведения и его особенностей
1.1.Определение понятия «отклоняющегося поведения». 3-4
1.2. Аспекты поведения личности. 5-9
Глава 2. Биологические и психологические модели отклоняющегося поведения.
2.1. Биологическая модель. 10-14
2.2. Психодинамическая(психологическая) модель. 14-21
Заключение 22
Список литературы 23
В качестве последнего признака отклоняющегося поведения можно отметить его выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие. Отклоняющееся поведение, прежде всего отражает внешнее бытие личности в социуме. Оно может быть чрезвычайно разнообразным «изнутри». Одни и те же виды девиантного поведения по-разному проявляются у различных людей в разном возрасте.
Индивидуальные
различия людей затрагивают мотивы
поведения, формы проявления, динамику,
частоту и степень
Другая важная индивидуальная особенность касается того, как человек переживает отклоняющееся поведение - как нежелательное чуждое для себя, как временно удовлетворяющее или как обычное и привлекательное. Отношение личности к отклоняющемуся поведению (личностная позиция) во многом определяет его судьбу. Возрастные и половые различия девиантного поведения не являются предметом нашего изучения, хотя и учитываются при рассмотрении основных тем. Следует заметить, что термин «отклоняющееся поведение» может применяться к детям не младше 5 лет, а в строгом смысле - после 9 лет. Ранее 5 лет необходимые представления о социальных нормах в сознании ребенка просто отсутствуют, а самоконтроль осуществляется с помощью взрослых. Только к 9-10 годам можно говорить о наличии у ребенка способности самостоятельно следовать социальным нормам. Если же поведение ребенка младше 5 лет существенно отклоняется от возрастной нормы, то его целесообразно рассматривать как одно из проявлений незрелости, невротических реакций или нарушений психического развития.
Исходя из всего сказанного выше, можно дать следующее определение отклоняющегося (девиантного) поведения - это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией. Данное определение носит скорее дескриптивный (описательный) характер и прежде всего, ориентировано на практическую работу с людьми, имеющими отклоняющееся поведение. Это определение может помочь в реализации таких профессиональных целей, как диагностика отклоняющегося поведения в конкретном случае, планирование профессионального воздействия, оценка динамики поведения личности и эффективности работы с ней. Кроме того, оно позволяет дифференцировать девиантное поведение от других поведенческих феноменов. Рассматривая девиантное поведение, мы вынуждены употреблять слова, вызывающие явно негативные ассоциации: девиант, аддикт, асоциальное и антисоциальное поведение и т. п. Вместе с тем в работе с конкретной личностью мы должны сознательно избегать использования терминов с уничижительным оттенком, а также навешивания ярлыков. Следует помнить, что, во-первых, поведенческие проблемы чрезвычайно широко распространены. Во-вторых, границы отклоняющегося поведения зачастую довольно трудно определить. Изменения в обществе приводят к изменению норм, а следовательно, и видов поведенческих девиаций. Но сами нормы и отклонения от них являются неотъемлемой частью любой социальной системы. Следовательно, на социальном уровне отклоняющееся поведение - это только одна из возможных форм взаимоотношений между обществом и личностью. «Искоренение» отклоняющегося поведения как социального явления вряд ли возможно. Более того, при специальном рассмотрении можно доказать, что девиации нормальны и полезны для общества, поскольку стимулируют прогрессивные изменения в нем.
На
индивидуальном же уровне девиантное
поведение выглядит более проблематичным,
так как оказывается связанным
с такими негативными феноменами,
как реальный ущерб для жизни
самой личности или окружающих людей,
конфликт девиантной личности с социальным
окружением, ее социальная дезадаптация.
Следовательно, на личностном уровне отклоняющееся
поведение - это социальная позиция личности,
выступающая в форме девиантного стиля
и образа жизни. Как известно, большинство
людей при желании вполне могут изменить
свою позицию по отношению к обществу.
Глава
2. Биологические и психологические
модели отклоняющегося
поведения.
2.1.Биологическая модель.
Человек — биологическое
Теоретики биологического
Головной мозг состоит
В основании головного мозга лежит «континент», именуемый задним мозгом, который, в свою очередь, образован из напоминающих страны отделов, называемых продолговатым мозгом, мостом и мозжечком. В середине головного мозга находится «континент», называемый средним мозгом. Поверх его расположен «континент», именуемый передним мозгом, который состоит из подобных странам отделов, называемых большим мозгом (два полушария головного мозга), таламусом и гипоталамусом, каждый из которых образован из отделов, подобных областям.
Например, большой мозг состоит из коры, мозолистого тела, базальных ганглий (ядер), гиппокампа и миндалевидного тела. Нейроны в каждом из этих отделов контролируют важные функции — к примеру, гиппокамп осуществляет контроль за эмоциями и памятью.
Исследователи-биологи
Но каким образом сигналы
Исследователи идентифицировали в головном мозге десятки нейротрансмиттеров и установили, что каждый нейрон использует только определенные виды нейротрансмиттеров. Исследования показывают, что аномальная активность некоторых нейротрансмиттеров может приводить к определенным психическим расстройствам. Например, тревожные расстройства связывают с низкой активностью нейротрансмиттера гамма-аминомасляной кислоты, шизофрению — с избыточной активностью нейротрансмиттера допамина, а депрессию — с низкой активностью нейротрансмиттера серотонина.
Исследователи фокусируют свое
внимание не только на
Аномалии нейротрансмиттеров и
эндокринной системы иногда
Генетические факторы
Врачи, исповедующие
На сегодняшний день наиболее
популярными являются
В 1950-е гг. исследователи создали
несколько эффективных
В терапии используются четыре основные группы психотропных препаратов: противотревожные средства, антидепрессанты, нормотимики и антипсихотические препараты.
Противотревожные лекарства,
Другой формой биологического
лечения, широко применяемой в настоящее
время, главным образом к депрессивным
пациентам, является электрошоковая (электросудорожная)
терапия (ЕСТ). Ко лбу пациента прикрепляются
два электрода, и через его головной мозг
пропускается короткий разряд электрического
тока напряжением от 65 до 140 Вольт. Ток
вызывает судорогу, или конвульсию, головного
мозга, которая длится до нескольких минут.
После 7-9 сеансов ЕСТ, проводимых через
2-3 дня, многие люди испытывают значительно
меньшую депрессию. Этот метод лечения
способен улучшить настроение приблизительно
60% депрессивных пациентов. Он применяется
ежегодно к десяткам тысяч депрессивных
людей, в частности к тем, чью депрессию
не удается снять другими методами.
Считается, что психохирургия,
хирургические операции на
Сегодня хирургические операции на головном мозге отличаются намного большей точностью, чем лоботомии, применявшиеся в прошлом. Они дают меньше нежелательных
эффектов и, по всей видимости, помогают в некоторых случаях. Несмотря на это, они считаются экспериментальными и используются только в том случае, когда тяжелые расстройства тянутся годами и все прочие формы лечения оказываются безрезультатными.
Информация о работе Биологические и психологические модели отклоняющегося поведения