Биография писателя Евгения Ивановича Замятина.Акме в творческой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 19:22, контрольная работа

Описание работы

Для выделения акме в творческой деятельности личности нами была рассмотрена биография писателя Евгения Ивановича Замятина (1884 - 1937).
Анализируя период детства Замятина, нельзя сказать что были какие-либо предпосылки для возникновения творческого пути. Детство Замятина прошло в тихом провинциальном городке Лебедяни Тамбовской губернии (ныне Липецкая область).

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по акмеологии.docx

— 46.87 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

(ГОУ  ВПО)

Иркутский государственный университет

Факультет психологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по

АКМЕОЛОГИИ

 

 

 

Студента 3 курса

заочного  отделения

(второе  высшее)

Тихонова А.Г.

 

Проверил:

Доцент,к.п.н.

                                                                                     Уварова М.Ю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иркутск, 2012 г.

 

  1. Творческий путь

Для выделения  акме в творческой деятельности личности нами была рассмотрена биография писателя Евгения Ивановича Замятина (1884 - 1937).

Анализируя период детства Замятина, нельзя сказать что были какие-либо предпосылки для возникновения творческого пути. Детство Замятина прошло в тихом провинциальном городке Лебедяни Тамбовской губернии (ныне Липецкая область). О своих детских годах Замятин писал: «Вы увидите очень одинокого, без сверстников, ребенка на диване, животом вниз, над книгой — или под роялью, а на рояле мать играет Шопена — и уездное — окна с геранями, посреди улицы поросенок привязан к колышку и трепыхаются куры в пыли. Если хотите географии — вот она: Лебедянь, самая разрусская-тамбовская, о которой писали Толстой и Тургенев...».

В 1893–1896 годах Е. Замятин учился в Лебедянской прогимназии, где  Закон Божий преподавал его отец. Образование было продолжено в 1896 году в Воронежской гимназии, которую  будущий писатель окончил в 1902 году с золотой медалью (однажды впоследствии заложенной в Петербургском ломбарде за 25 рублей, да так и не выкупленной). Замятин вспоминал о гимназических годах: «Много одиночества, много книг, очень рано — Достоевский. До сих пор помню дрожь и пылающие свои щеки — от “Неточки Незвановой”. Достоевский долго оставался — старший и страшный даже; другом был Гоголь (и гораздо позже — Анатоль Франс)». «В гимназии я получал пятерки с плюсами за сочинения, и не всегда легко ладил с математикой. Должно быть, именно поэтому (из упрямства) я выбрал самое что ни на есть математическое: кораблестроительный факультет Петербургского Политехникума».

В период учебы во время летней практики будущий писатель много путешествовал: он побывал в Севастополе, Нижнем Новгороде, Одессе, на Камских заводах, плавал на пароходе в Константинополь, Смирну, Бейрут, Порт-Саид, Яффу, Александрию, Иерусалим. В 1905 в Одессе стал свидетелем знаменитого восстания на броненосце «Потемкин», о чем впоследствии написал в рассказе «Три дня» (1913). В 1905 году в Петербурге принимал участие в революционных выступлениях большевиков, за что был арестован и провел несколько месяцев в одиночной камере тюрьмы. Выслан в Лебедянь, но нелегально вернулся в Петербург, откуда вновь был выслан в 1911 году, уже по окончании института.

В 1908 году Е. Замятин окончил Политехнический, получил специальность морского инженера, был оставлен при кафедре  корабельной архитектуры, с 1911 года в качестве преподавателя. Литературный дебют Евгения Замятина состоялся  осенью 1908 года в журнале «Образование», где был опубликован рассказ  «Один».

Революции (и 1905, и 1917 годов) принял восторженно. В 1906 году в одном из писем писал  о событиях 1905 года: «И вдруг —  революция так хорошо встряхнула меня. Чувствовалось, что есть что-то сильное, огромное, как смерч, поднимающий голову к небу, — ради чего стоит жить».

Началом творческого  пути Замятина считается 1908 год. Первый и настоящий успех ему принесла публикация в петербургском журнале «Заветы» (главный редактор — критик Р.Иванов-Разумник) повести «Уездное». Повесть получила высокую оценку современников — в том числе писателей А.Ремизова и М.Пришвина. А.М.Горький спустя семь лет написал о Замятине: «Он хочет писать как европеец, изящно, остро, со скептической усмешкой, но, пока, не написал ничего лучше Уездного».

Далее Е. Замятин пишет  повесть «На куличках» (1913), героями которой являются не только дальневосточные офицеры и солдаты, но и вся «загнанная на кулички Русь». За эту антивоенную по духу повесть Е. Замятин был привлечен к суду, а номер журнала «Заветы», в котором была она опубликована, был конфискован. Критик А. Воронский считал, что повесть «На куличках» — это политическая художественная сатира, которая «делает понятным многое из того, что случилось потом, после 1914 года». Учитывая такое внимание со стороны властей того времени, а также критиков можно сказать, что это произведение – следующая ступень на подъеме творческого пути Е. Замятина.

В марте 1916 года Замятин был командирован в Англию, где на судоверфях при  его участии был построен ряд  ледоколов для России, в том  числе один из самых крупных —  «Святой Александр Невский». В Англии же начался новый период творчества писателя. Английские впечатления легли в основу как многочисленных очерков, так и повестей «Островитяне» (1917) и «Ловец человеков» (1921). Повесть «Островитяне» (которую называют прообразом романа "Мы") посвящена изображению обывательского мира, символом которого является в этом произведении викарий Дьюли.

Узнав о революции в России, Замятин  возвращается домой, надеясь увидеть здесь начало возрождения нового мира и нового человека: «Веселая, жуткая зима 17–18 года, когда все сдвинулось, поплыло куда-то в неизвестность. Корабли-дома, выстрелы, обыски, ночные дежурства, домовые клубы». (Из автобиографии.) Но то, что писатель увидел и почувствовал вскоре в России, особенно в период военного коммунизма, побудило его критически отнестись к пореволюционной действительности: это была нетерпимость властей, пренебрежение к творческой личности, к человеку, человеческой жизни.

В советском государстве явственно  проступали черты некоего бюрократического чудовища — Левиафана; тоталитаризм — эта чума ХХ века — использовал  человека как кирпичик в государственном  строительстве, нивелировал человека, требовал от него безусловного и полного  подчинения, превращал в винтик одного единого отлаженного механизма. Сама действительность дала Е. Замятину в руки материал для его фантастического (хотя не такого уж и фантастического, если вспомнить отечественную и мировую историю ХХ века) антиутопического романа "Мы" (1920; впервые был опубликован в 1924 году на английском, затем в 1926 — на чешском, в 1929 — на французском, на родине публикация романа состоялась лишь в 1988 году). Данный роман поистине можно считать расцветом его творческого пути. Пафосом этого романа стало оправдание живой личности, любви, творчества, самой жизни, а не механистического ее эрзаца. Неудивительно, что этот первый в мировой литературе роман-антиутопия впоследствии сыграл роковую роль в судьбе автора — жителя не фантастического, описанного в романе "Мы", а реального Единого сталинского Государства. Роман "Мы" стал первым в ряду европейских романов-антиутопий, таких как «Прекрасный новый мир» О. Хаксли, «Скотный двор» и «1984» Дж. Оруэлла, «451 градус по Фаренгейту» Р. Брэдбери и др.

После написания романа «Мы» Е. Замятин стал наставником молодых писателей — членов литературной группы «Серапионовы братья», в которую входили К. Федин, М. Зощенко, Вс. Иванов, Н. Тихонов, Л. Лунц и др. Его пригласили преподавать в Политехническом институте. В последствии он читал курс новейшей русской литературы в Педагогическом институте им. Герцена и курс техники художественной прозы в студии Дома искусств, работал в редколлегии «Всемирной литературы», в правлении Всероссийского союза писателей (избран председателем в 1928 году), в издательствах, редактировал несколько литературных журналов.

В начале 1920-х годов появляются рассказы «Мамай» (1920) и «Пещера» (1921), резко критические по отношению  к эпохе военного коммунизма в  большевистской России, а также книга  о Г. Уэллсе «Герберт Уэллс» (1922). В 1920-е годы Е. Замятин создает ряд драматических произведений: «Общество Почетных Звонарей», «Блоха», «Атилла».

В 1929 году Е. Замятин за роман "Мы" (одновременно с Б. Пильняком, которого критиковали за повесть «Красное дерево») был подвергнут сокрушительной критике официозной прессы, его перестали  печатать, работать он не мог. Не помогло  заступничество М. Горького. С этого момента можно говорить о постепенном спаде в творческой деятельности Е. Замятина, когда он в основном занимался тем, что читал лекции, не издает новых произведений.

В этих условиях писатель в июне 1931 года обращается с письмом к Сталину, просит разрешить выехать за границу. В своем письме Е. Замятин не скрывал  своих взглядов на ситуацию в стране, в частности, писал: «Я знаю, что у  меня есть очень неудобная привычка говорить не то, что в данный момент выгодно, а то, что мне кажется  правдой. В частности, я никогда  не скрывал своего отношения к  литературному раболепству, прислуживанию  и перекрашиванию: я считал —  и продолжаю считать — что  это одинаково унижает как  писателя, так и революцию». Живя во Франции, Е. Замятин оставался советским гражданином, с советским паспортом. За границей был написан роман «Бич божий», который особо не был отмечен критиками, посмертно изданный в Париже в 1938 году.

Таким образом, проанализировав творческий путь Е. Замятина, можно выделить в нем начало творческой деятельности – 1908 г., наиболее продуктивный период: с 1917 по 1922 гг. Вершиной же его творческого пути (акме) можно считать период написания романа «Мы» с 1919 по 1920 гг. (35-36 лет), когда было написано его главное произведение жизни, всколыхнувшее критиков, послужившее началом целому движению неореализма. В нем обобщены основополагающие положения замятинской историософии, проблемы личности, индивидуальной памяти, взаимоотношения личности и государства. В основу произведения заложены перспективы развития отечественной антиутопии, двух ее типов, в которых общество будущего представляет собой либо диктатуру власти, либо  мир всеобщего благоденствия. Особенностью творческого акме Е. Замятина является то, что он достиг его в возрасте – 35-36 лет, который совпадает с возрастом достижения акме среднестатистического мужчины  (период - “корни и расширение” по Левинсону).

 

 

  1. Составить акмеограмму специалиста

Акмеограмма юриста

 

№001

г. Иркутск                                                                                                            30 сентября 2012г.

Ф.И.О.: Тихонова Ирина Борисовна

Пол:  Муж/Жен

Возраст:  23 – 45 лет

Образование:  Высшее  

Специальность:  Юрист

Кадровое движение: Стажер – помощник юриста – юрист – заместитель начальника юридического отдела - начальник юридического отдела.

Уровень квалификации:  От средней до высокой

Переподготовка и повышение  квалификации: Магистратура, самообразование, курсы повышения квалификации.

 

  1. Подструктура способностей и потенциала

В анализе подструктуры способностей и потенциала использована методика «Диагностика самоактуализации личности – САМОАЛ» (А. В. Лазукин в адаптации Н. Ф. Калина). Данная методика позволяет диагностировать стремление к самоактуализации и оценить потенциал личности.

Выводы:

  • Сложные частные способности - умение правильно расставлять приоритеты, отличать главное от не основного, глубина и логичность мышления, эрудиция, здравый смысл, рассудительность, прогностический характер мышления, конструктивность, гибкость ума (умение рассмотреть вопрос со всех возможных сторон), хорошая память и наблюдательность.
  • Наличие одаренности или таланта. Возможно наличие мнемической одаренности – способности запоминать большой объем информации.
  • Оценка потенциала личности. Потенциал личности включает в себя такие обязательные для его профессиональной деятельности составляющие, как творческое мышление, коммуникабельность, волевые качества, организаторские способности, способность противостоять отрицательным эмоциям. Высокий уровень духовно-нравственного развития личности - чувство долга, справедливости, объективности, честности, высокая психологическая и социальная активность, развитая социальная культура, высокий уровень знаний, умений, навыков профессионального и бытового характера.

 

  1. Подструктура индивидуальности

Для исследования подструктуры индивидуальности использована «Диагностика мотивации  достижения» (А. Мехрабиан). Тест состоит из ряда утверждений, касающихся отдельных сторон характера, а также мнений и чувств по поводу некоторых жизненных ситуаций. Данная методика позволяет выявить особенности мотивации и потребности в достижениях.

Выводы:

  • Характеристики образа «Я»: Социальное «Я» испытуемой адекватно ее социальной роли, способствует эффективному взаимодействию как с социальными группами, так и с людьми. Нет конфликтов с физическим «Я», поскольку она занимается по большей части публичной деятельностью. Сформировано психологическое «Я» из-за повышенных нравственных требований к данной профессии.
  • Особенности мотивации и потребности в достижениях – заключаются в ориентации на результат, достигаемый только нравственными способами и средствами, а также творческом подходе к исполнению профессиональной деятельности.
  • Характеристики самооценки. Самооценка возможна слегка завышенная вследствие публичности своей деятельности, но по большей части адекватная.
  • Характеристики ценностных ориентаций, интересы. Ценностные ориентации как ориентиры поведения выражаются в стремлении соблюдать законность в осуществлении своей деятельности, а также нравственные устои общества. Основными интересами являются политика, тематическая публицистика, литература.
  • Оценка самореализации производится на основе достижений в профессиональной сфере, материальном обеспечении, а также в других сферах жизни (семья, друзья, интересы).

Информация о работе Биография писателя Евгения Ивановича Замятина.Акме в творческой деятельности