Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 21:54, курсовая работа
Вторая мировая война активизировала исследования межличностного взаимодействия. Сплоченность и боеспособность групп, устойчивость их структуры при действии сил, направленных на разрыв внутригрупповых связей, эффективность деятельности групп в зависимости от типа или стиля руководства - все это выступило в качестве предмета экспериментального изучения, активно поощрявшегося заинтересованными официальными структурами. Группы (формальные и неформальные, первичные и вторичные, референтные и пр.) стали объектом пристального внимания.
Введение 1
1. Групповые эффекты 1
1.1 Эффекты социальной фасилитации и социальной ингибиции 1
1.2 Эффект принадлежности к группе 2
2. Последствия эффектов социальной фасилитации и групповой идентичности 3
2.1 Психофизиологический эффект 3
2.2 Эффект социальной лени 3
2.3 Эффект «синергии» 4
2.4 Эффект группомыслия 4
2.5 Эффект конформизма 4
2.6 Эффект подражания 5
2.7 Эффект «ореола» 5
2.8 Эффект «бумеранга» 6
2.9 Эффект группового фаворитизма 6
2.10 Эффект группового эгоизма 6
2.11 Эффект «маятника» 6
2.12 Эффект «волны» 7
2.13 Эффект «пульсара» 7
Заключение 7
Заключение
Итак, мы рассмотрели некоторые из групповых эффектов. Они являются механизмами функционирования группы, с помощью которых группа переходит с одного уровня развития на другой. Другими словами, групповые эффекты - это механизмы функционирования группы, посредством которых осуществляются групповые процессы и достигаются групповые состояния. Они являются средствами, которые обеспечивают интеграцию индивидуальных действий в совместной групповой деятельности и общении. В социальной психологии существуют два базовых групповых эффекта: реакция человека на присутствие других людей и чувство принадлежности к группе.
Эффект социальной фасилитации – это усиление доминантных реакций в присутствии других, эффект социальной ингибиции означает уменьшение мотивации решения задачи у члена группы в присутствии остальных.
Эффект принадлежности к группе – второй базовый групповой эффект. В истории социальной психологии разные ученые изучали этот эффект и обозначали его различными терминами. 3. Фрейд в книге «Психология масс и анализ человеческого "Я" вводит понятие «идентификация» определяя ее как механизм эмоциональной привязанности к другим людям. В 30-х годах Э. Мейо в своих Хоторнских исследованиях экспериментально подтвердил наличие у людей потребности в принадлежности к группе, которую он назвал чувством «социобильности». В дальнейшем в 60-х годах основатель гуманистической психологии А. Маслоу среди потребностей также выделил потребность в принадлежности к группе и считал, что групповая принадлежность является доминирующей целью человека. Г. Меррей обозначил эту потребность термином «аффилиация». Необходимо отметить, что в последние годы в научной литературе в качестве обозначения групповой принадлежности принят термин «групповая идентичность».
Последствия эффектов социальной фасилитации и групповой идентичности проявляются в разнообразных социально-психологических эффектах. Они влияют на:
1) психофизиологию человека (психофизиологический эффект);
2) деятельность человека (эффект социальной лени);
3) мышление человека (эффект синергии и эффект группомыслия)
4)
поведение человека и его
5)
восприятие окружающих людей
(эффект ореола и эффект
6) общение и взаимодействие с другими людьми (эффекты «мы и они», группового фаворитизма и группового эгоизма);
7)
эмоционально-волевую сферу
Информация о работе Базовые групповые эффекты: их сущность и содержание