Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 21:54, курсовая работа
Вторая мировая война активизировала исследования межличностного взаимодействия. Сплоченность и боеспособность групп, устойчивость их структуры при действии сил, направленных на разрыв внутригрупповых связей, эффективность деятельности групп в зависимости от типа или стиля руководства - все это выступило в качестве предмета экспериментального изучения, активно поощрявшегося заинтересованными официальными структурами. Группы (формальные и неформальные, первичные и вторичные, референтные и пр.) стали объектом пристального внимания.
Введение 1
1. Групповые эффекты 1
1.1 Эффекты социальной фасилитации и социальной ингибиции 1
1.2 Эффект принадлежности к группе 2
2. Последствия эффектов социальной фасилитации и групповой идентичности 3
2.1 Психофизиологический эффект 3
2.2 Эффект социальной лени 3
2.3 Эффект «синергии» 4
2.4 Эффект группомыслия 4
2.5 Эффект конформизма 4
2.6 Эффект подражания 5
2.7 Эффект «ореола» 5
2.8 Эффект «бумеранга» 6
2.9 Эффект группового фаворитизма 6
2.10 Эффект группового эгоизма 6
2.11 Эффект «маятника» 6
2.12 Эффект «волны» 7
2.13 Эффект «пульсара» 7
Заключение 7
по предмету: Социальная психология малой группы
на тему: Базовые групповые эффекты: их сущность и содержание
Содержание:
Введение
Вторая мировая война активизировала исследования межличностного взаимодействия. Сплоченность и боеспособность групп, устойчивость их структуры при действии сил, направленных на разрыв внутригрупповых связей, эффективность деятельности групп в зависимости от типа или стиля руководства - все это выступило в качестве предмета экспериментального изучения, активно поощрявшегося заинтересованными официальными структурами. Группы (формальные и неформальные, первичные и вторичные, референтные и пр.) стали объектом пристального внимания. Для их характеристики все чаще стал использоваться термин «малая группа». Впоследствии изучение малых групп стало ведущим направлением в социальной психологии.
Исследования малых групп (вопрос об их количественном содержании
по сей день остается предметом острых дискуссий) начались лишь во второй четверти XX в., но довольно скоро приобрели широкий размах и составили основное содержание социально-психологических исследований на Западе. В самых ранних работах выяснялся вопрос о том, действует ли индивид в одиночку лучше, чем в присутствии других, или, напротив, факт присутствия других стимулирует эффективность деятельности каждого. Акцент делался именно на факте простого присутствия других, а сама группа трактовалась прежде всего как этот факт присутствия: изучалось не взаимодействие (интеракция) людей в группе, а факт их одновременного действия рядом (коакция). Результаты исследования таких «коактных» групп показали, что в присутствии других людей возрастает скорость, но ухудшается качество действий индивида (даже если по условиям эксперимента снимался момент соперничества).
Данная работа посвящена раскрытию сущности и содержания базовых групповых эффектов, которые были выявлены при изучении малых групп.
1. Групповые эффекты
Групповые эффекты - это механизмы функционирования группы, посредством которых осуществляются групповые процессы и достигаются групповые состояния. Они являются средствами, которые обеспечивают интеграцию индивидуальных действий в совместной групповой деятельности и общении. В социальной психологии существуют два базовых групповых эффекта: реакция человека на присутствие других людей и чувство принадлежности к группе.
Влияние
присутствия других людей на психику
и поведение отдельного человека
является основополагающим феноменом
социальной психологии и осуществляется
бессознательно. Впервые этот эффект
описали В. Мёде, Фл. Олпорт, В. М. Бехтерев
в 20-х годах XX века. Именно открытие того
факта, что человек психологически откликается
на присутствие (реальное или воображаемое)
другого человека легло в основу создания
науки социальной психологии. Люди не
индефферентны по отношению друг к другу.
Самыми разнообразными сторонами своей
психики они реагируют на окружающих.
Понимая значение этой реакции, Г. Олпорт
дал следующее определение нашей науки:
«Социальная психология - это дисциплина,
которая пытается понять и объяснить какое
влияние оказывает на мысли, чувства и
поведение индивидов действительное,
воображаемое или предполагаемое присутствие
других». Человек — существо общественное
и его реакция на присутствие других проявляется
в виде веера самых разнообразных эффектов.
1.1 Эффекты социальной фасилитации и социальной ингибиции
Эффект социальной фасилитации – это усиление доминантных реакций в присутствии других. Открытие данного эффекта принадлежит Норману Триплетту в 1897 году. Ему же принадлежит и термин, которым он определил открытое явление «социальная фасилитация». Эксперимент Триплетта заключался в изучении влияния ситуации соревнования на изменение скорости велосипедиста по сравнению с результатами, полученными в одиночной гонке. Испытуемыми были 40 детей. Триплетт установил, что велогонщики показывают лучшее время, когда соревнуются друг с другом, а не с секундомером, и сделал вывод о том, что присутствие других побуждает людей к более энергичным действиям.
Дальнейшие эксперименты В. Мёде, Фл. Олпорта (1920), В. М. Бехтерева (1923) показали, что в присутствии других людей повышается скорость выполнения простых математических задач, вычеркивание в тексте заданных букв, выполнение простых заданий на моторику и т. д. В 20-х годах эффект социальной фасилитации интерпретировался учеными как изменение мотивации решения задачи у члена группы в присутствии значимых для него людей. Так, Н. Катрелл на основе своего исследования сделал вывод о том, что посторонние, случайные люди не влияют на успешность работы человека. В наибольшей степени воздействие других обнаруживается в тех случаях, когда они воспринимаются человеком как значимые другие. Причем присутствие значимых других влияло на продуктивность индивидуальной работы не прямо, а косвенно, посредством изменения в мотивации.
Эффект присутствия других может влиять на мотивацию человека как в положительном, так и в отрицательном планах. В положительном плане - это «эффект социальной фасилитации», а в отрицательном - он носит название «эффекта социальной ингибиции», что означает уменьшение мотивации решения задачи у члена группы в присутствии остальных. Так, например, присутствие других снижает эффективность деятельности человека при заучивании бессмысленных слогов, при прохождении лабиринта и при решении сложных примеров на умножение.
В
середине 60-х годов понимание
термина «социальная
Итак, люди реагируют на присутствие друг друга бессознательно. Согласно Д. Майерсу, факторами, определяющими степень реакции, являются:
- количество окружающих людей. Воздействие других возрастает с увеличением их количества. Человек гораздо сильнее возбуждается в окружении большого количества людей. Массовидность повышает возбуждение, которое обостряет доминирующую реакцию;
- взаимоотношения симпатии или антипатии внутри группы;
- значимость окружающих людей для человека;
-
степень пространственной
Д. Майерс также указывает три причины возникновения эффекта социальной фасилитации:
-
социальное возбуждение, т. е.
возбуждение нервной системы
от присутствия других людей,
является врожденным и присуще
большинству общественных
- боязнь социальной оценки или обеспокоенность тем, как нас оценивают другие люди. Доминантная реакция усиливается, если человек думает, что его оценивают;
-
отвлечение внимания от
Итак,
социальную фасилитацию можно понимать
в широком и узком смыслах. В широком
смысле социальная фасилитация - усиление
доминантных (привычных, хорошо усвоенных)
реакций человека в присутствии других.
Социальная фасилитация в узком смысле
понимается как усиление мотивации человека
разрешить поставленную перед ним задачу
в присутствии других людей. Уменьшение
мотивации называется социальной ингибицией.
1.2 Эффект принадлежности к группе
Эффект принадлежности к группе – второй базовый групповой эффект. В истории социальной психологии разные ученые изучали этот эффект и обозначали его различными терминами.
В начале XX века в социальных науках господствовали теории инстинктов социального поведения. Английский психолог М. Дауго в 1908 году выделяет среди других инстинктов чувство принадлежности к массе людей. Другой английский психолог В. Троттер в 1916 году пытался объяснить все психические феномены стадным инстинктом и понимал его как нечто первичное, как склонность всех однородных животных существ к объединению. В это же время итaльянский социолог В. Парето обозначал инстинкт постоянства, как потребность в принадлежности к социальной группе.
Затем 3. Фрейд в книге «Психология масс и анализ человеческого "Я" вводит понятие «идентификация» определяя ее как механизм эмоциональной привязанности к другим людям. В 30-х годах Э. Мейо в своих Хоторнских исследованиях экспериментально подтвердил наличие у людей потребности в принадлежности к группе, которую он назвал чувством «социобильности». В дальнейшем в 60-х годах основатель гуманистической психологии А. Маслоу среди потребностей также выделил потребность в принадлежности к группе и считал, что групповая принадлежность является доминирующей целью человека. Г. Меррей обозначил эту потребность термином «аффилиация».
Английские
психологи Г. Тежфел и Дж. Тернер
в конце 70-х годов изучали процесс
осознания индивидом
- человек, отождествляя себя с какой-либо группой, стремится оценить ее положительно, поднимая таким образом статус группы и собственную самооценку;
-
когнитивный компонент
- эмоциональный компонент групповой идентичности неразрывно связан с когнитивным компонентом. Эмоциональная сторона идентичности заключается в переживании своей принадлежности к группе в форме различных чувств – любви или ненависти, гордости или стыда;
- поведенческий компонент проявляется тогда, когда человек начинает реагировать на других людей с позиций своего группового членства, а не с позиций отдельной личности с того момента, когда различия между своей и чужими группами становятся заметными и значимыми для него.
Итак, в сущности групповая идентичность является диспозиционным образованием, то есть установкой на принадлежность к определенной группе. Как и любая установка, она состоит из трех компонентов - когнитивного, эмоционального и поведенческого и регулирует поведение человека в группе.
Французский
психолог С. Московичи предложил
гипотезу о том, что сознание человека
строится как идентификационная
матрица, в основе которой лежат
множество групповых
-
объективные природные
-
объективные социальные
- субъективные идентичности - ролевые характеристики, самооценка личностных черт и достижений и пр.
В
определенное время в зависимости
от сложившихся обстоятельств одна
из идентичностей становится ведущей,
доминирующей и структурирует
Информация о работе Базовые групповые эффекты: их сущность и содержание