Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 21:01, реферат
Термин К. Хорни, обозначающий переживание ребенком чувства беспомощности и изоляции. Считается, что оно возникает в результате утраты чувства безопасности. Это основное понятие ее теории развития личности. Основными компонентами структуры личности признаются стратегии, которые вырабатывает индивид для того, чтобы преодолеть базальную тревогу.
Первое средство, получение любви в любой форме, может служить в качестве могущественной защиты от тревожности. Формулой здесь будет: «Если вы меня любите, вы не причините мне зла».
Второе
средство, подчинение, может быть условно
разделено в соответствии с тем,
относится или нет оно к
определенным лицам или институтам.
Например, это может быть подчинение
общепринятым традиционным взглядам,
религиозным ритуалам или требованиям
некоторого могущественного лица. Следование
этим правилам или повиновение этим
требованиям будет служить
Когда
отношение подчинения не связано
с каким-либо социальным институтом
или лицом, оно принимает более
обобщенную форму подчинения потенциальным
желаниям всех людей и избегания
всего, что может вызвать возмущение
или обиду. В таких случаях
человек вытесняет все
Отношение
подчинения может также служить
цели обретения успокоения через
любовь, привязанность, расположение.
Если любовь столь важна для человека,
что его чувство безопасности
зависит от этого, тогда он готов
заплатить за него любую цену, и
в основном это означает подчинение
желаниям других. Однако часто человек
неспособен верить ни в какую любовь
и привязанность, и тогда его
отношение подчинения направлено не
на завоевание любви, а на поиски защиты.
Есть люди, которые могут чувствовать
свою безопасность лишь при полном
повиновении. У них столь велики
тревожность и неверие в
Третье средство защиты от базальной тревожности связано с использованием власти - это стремление достичь безопасности путем обретения реальной власти, успеха или обладания. Формула такого способа защиты: «Если я обладаю властью, никто не сможет меня обидеть».
Четвертым средством защиты является уход. Предыдущие группы защитных мер имели одну общую черту - желание бороться с миром, справляться с трудностями тем или иным путем. Однако защита также может быть осуществлена посредством бегства от мира. Не стоит это понимать буквально как полное уединение; это означает достижение независимости от других в удовлетворении своих внешних или внутренних потребностей. Например, независимость в отношении внешних потребностей может быть достигнута через накопление собственности, что в корне отличается от накопления ради обретения власти или влияния. Использование данной собственности также иное. Там, где собственность копится ради достижения независимости, обычно тревожность слишком велика, чтобы извлекать из собственности удовольствия. Она оберегается со скупостью, потому что единственной целью является застраховать себя от всевозможных случайностей. Еще одно средство, которое служит той же самой цели стать внешне независимым от других, - ограничить свои потребности до минимума.
Независимость в удовлетворении внутренних потребностей может быть найдена, например, в попытке эмоционального обособления. Это означает подавление своих эмоциональных потребностей. Одной из форм выражения такого отстранения является уход от серьезного отношения к чему бы то ни было, включая собственное «я». Такая установка чаще господствует в интеллектуальных кругах. Не следует путать неприятие всерьез своего «я» с тем, что собственному «я» не придают важного значения. В действительности эти отношения могут быть противоречащими друг другу.
Эти средства отстранения имеют сходство со способами подчинения и покорности в том, что и те и другие означают отказ от собственных желаний. Но, в то время как во второй группе такой отказ служит цели быть «хорошим» или подчиняться желаниям других ради собственной безопасности, в первой группе мысль о том, чтобы быть «хорошим», не играет абсолютно никакой роли и целью отказа является достижение независимости от других. Здесь формула такова: «Если я реагирую отстранением, уходом, ничто не заденет меня».
Для
того чтобы оценить роль, которую
играют в неврозах эти различные
попытки защиты от базальной тревожности,
необходимо осознать их потенциальную
силу. Они вызываются не стремлением
удовлетворить желание
Любой
из этих четырех способов, при условии
использования только его или
преимущественно его, может быть
эффективным в обретении
Наиболее часто сталкиваются стремление к любви и стремление к власти. Поэтому в нижеследующих главах я буду более подробно обсуждать эти стремления.
Описанная
мною структура неврозов не противоречит
в принципе теории Фрейда, согласно
которой неврозы в своей
Потребность
в идентичности.
Фромм считал, что все люди испытывают
внутреннюю потребность тождества с самими
собой; идентичности, благодаря
которой они чувствуют свою непохожесть
на других и осознают, кто и что они на
самом деле. Короче говоря, каждый человек
должен быть способным сказать:
это я.
Потребность в системе взглядов и преданности. Наконец, согласно Фромму людям необходима стабильная и постоянная опора для объяснения сложности мира. Эта система ориентации представляет собой совокупность убеждений, позволяющих людям воспринимать и постигать реальность, без чего они постоянно оказывались бы в тупике и были неспособны действовать целеустремленно
Люди нуждаются также и в объекте преданности, в посвящении себя чему-то или кому-то (высшей цели или Богу), в чем заключался бы для них смысл жизни. Такое посвящение даёт возможность для преодоления изолированного существования и наделяет жизнь смыслом.
Социокультурная теория личности Карен Хорни
Толчком к формированию социокультурного взгляда на личность послужили три основных соображения Хорни.
Во-первых, она отвергала высказывания Фрейда относительно женщин и особенно его утверждение о том, что их биологическая природа предопределяет зависть к пенису. Это явилось отправной точкой в ее расхождениях с ортодоксальной фрейдовской позицией.
Во-вторых, во время пребывания в Чикаго и Нью-Йорке она обменивалась мнениями с такими выдающимися учеными, как Эрих Фромм, Маргарет Мид и Гарри Стэк Салливен. Благодаря им окрепла ее убежденность в том, что социокультурные условия оказывают глубокое влияние на развитие и функционирование индивидуума.
В-третьих, клинические наблюдения над пациентами, которых она вела в Европе и Соединенных Штатах, показали поразительные различия в их личностной динамике, что явилось подтверждением влияния культурных факторов. Эти наблюдения привели ее к выводу о том, что в основе нарушений функционирования личности лежат уникальные стили межличностных отношений.
Развитие личности
Хорни соглашалась с мнением Фрейда о значении детских переживаний для формирования структуры и функционирования личности у взрослого. Несмотря на общность основных позиций, оба ученых расходились во мнениях по вопросу о специфике формирования личности. Хорни не приняла утверждений Фрейда о существовании универсальных психосексуальных стадий и о том, что сексуальная анатомия ребенка диктует определенную направленность дальнейшего развития личности. Согласно ее убеждениям решающим фактором в развитии личности являются социальные отношения между ребенком и родителями.
Согласно Хорни для детства характерны две потребности: потребность в удовлетворении и потребность в безопасности. Удовлетворение охватывает все основные биологические нужды: в пище, сне и т. д. Хотя Хорни придавала значение удовлетворению потребностей для обеспечения физического выживания, она не считала, что они играют основную роль в формировании личности. Главной в развитии ребенка является потребность в безопасности. В данном случае основополагающий мотив - быть любимым, желанным и защищенным от опасности или враждебного мира. Хорни считала, что в удовлетворении этой потребности безопасности ребенок полностью зависит от своих родителей. Если родители проявляют истинную любовь и тепло в отношении к ребенку, тем самым удовлетворяется его потребность в безопасности. Благодаря этому вероятнее всего сформируется здоровая личность. И наоборот, если поведение родителей препятствует удовлетворению потребности в безопасности, весьма вероятно патологическое развитие личности.
Основным результатом дурного обращения со стороны родителей является развитие у ребенка установки базальной враждебности.
Подавленные
чувства негодования и
Базальная тревога: этиология неврозов
В отличие от Фрейда Хорни не считала, что тревога является необходимым компонентом в психике человека. Наоборот, она утверждала, что тревога возникает в результате отсутствия чувства безопасности в межличностных отношениях. В общем, по мнению Хорни, все то, что в отношениях с родителями разрушает ощущение безопасности у ребенка, приводит к базальной тревоге. Следовательно, этиологию невротического поведения следует искать в нарушенных отношениях между ребенком и родителем. С точки зрения Хорни, выраженная базальная тревога у ребенка ведет к формированию невроза у взрослого.
Невротические потребности: стратегии компенсации базальной тревоги
Чтобы справиться с чувствами недостаточной безопасности, беспомощности и враждебности, присущими базальной тревоге, ребенок часто вынужден прибегать к разным защитным стратегиям. Хорни описала десять таких стратегий, получивших название невротических потребностей, или невротических тенденций.