Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 21:01, реферат
Термин К. Хорни, обозначающий переживание ребенком чувства беспомощности и изоляции. Считается, что оно возникает в результате утраты чувства безопасности. Это основное понятие ее теории развития личности. Основными компонентами структуры личности признаются стратегии, которые вырабатывает индивид для того, чтобы преодолеть базальную тревогу.
Базальная Тревога
Термин К. Хорни, обозначающий переживание ребенком чувства беспомощности и изоляции. Считается, что оно возникает в результате утраты чувства безопасности. Это основное понятие ее теории развития личности. Основными компонентами структуры личности признаются стратегии, которые вырабатывает индивид для того, чтобы преодолеть базальную тревогу.
Глава 5. Базальная структура неврозов
Тревога
может целиком объясняться
Это будет один из немногих случаев, где я обращаюсь к вопросу о детских переживаниях. Я не так часто ссылаюсь на детские переживания, как это обычно принято в психоаналитической литературе, не потому, что считаю переживания детства не столь значимыми, как это полагают другие авторы психоаналитических работ, а потому, что в этой книге я рассматриваю сложившуюся на данный момент структуру невротической личности, а не те переживания человека, которые привели к ней.
При исследовании историй детства людей, страдающих неврозом, я установила, что общим знаменателем для всех них является окружающая среда, обнаруживающая в различных сочетаниях следующие особенности.
Главным
злом неизменно является отсутствие
подлинной теплоты и
Кроме
того, мы обнаруживаем различные действия
или формы отношения родителей
к детям, которые не могут не вызывать
в них враждебность, такие, как
предпочтение других детей, несправедливые
упреки, непредсказуемые колебания
между чрезмерной снисходительностью
и презрительным отвержением, невыполненные
обещания и, отнюдь не самое маловажное,
такое отношение к потребностям
ребенка, которое проходит через
все градации - от временной невнимательности
до постоянного вмешательства и
ущемления самых насущных и законных
желаний. Например, попытки расстроить
его дружбу с кем-либо, высмеять проявление
независимого мышления, игнорирование
его интересов - будь то художественные,
спортивные или технические увлечения.
В целом такое отношение
В психоаналитической литературе, рассматривающей те факторы, которые вызывают враждебность ребенка, главный упор делается на фрустрацию желаний ребенка, особенно в сексуальной сфере, и на ревность. Возможно, инфантильная враждебность возникает частично вследствие запрещаемой в культуре установки на получение удовольствия вообще, и инфантильной сексуальности в частности, состоит ли последняя в любопытстве к сексуальной сфере, мастурбации или сексуальных играх с другими детьми. Но фрустрация, конечно, не является единственным источником устойчивой враждебности. Наблюдение с несомненностью показывает, что дети, так же как и взрослые, могут переносить очень многие лишения, если чувствуют, что они справедливы, необходимы или имеют важное значение. Ребенок, например, не против приучения к чистоте, если родители не перегибают в этом деле палку и не принуждают к ней ребенка с утонченной или явной жестокостью. Ребенок также не против того, чтобы его иногда наказывали, но при условии, что в целом он чувствует к себе любовь, а также считает данное наказание справедливым, а не преследующим цель причинить ему боль или унизить его. Вопрос о том, возбуждает ли фрустрация как таковая враждебность, труден для обсуждения, потому что в окружающей среде, обрекающей ребенка на многочисленные лишения, в то же время обычно присутствует множество других неблагоприятных факторов, провоцирующих враждебность. При этом важен смысл страданий и лишений, а не сами по себе страдания и лишения.
Причина, по которой я подчеркиваю этот момент, заключается в том, что особое значение, часто придаваемое опасности фрустрации как таковой, завело некоторых родителей намного дальше, чем самого Фрейда, и в результате они стали воздерживаться от любого вмешательства в дела ребенка, опасаясь навредить ему.
Ревность
определенно может быть источником
громадной ненависти как у
детей, так и у взрослых. Нет
сомнения относительно той роли, которую
может играть ревность при соперничестве
детей в семье или ревность
одного из родителей у детей невротиков,
или относительно того продолжительного
воздействия, которое может иметь
это чувство на последующую жизнь.
Однако возникает вопрос о тех
условиях, которые порождают ревность.
Обязательно ли будут возникать
реакции ревности в том виде, как
их можно наблюдать при
Наблюдения Фрейда относительно Эдипова комплекса были сделаны при работе с невротиками. Он обнаружил, что глубинные реакции ревности в отношении одного из родителей были по своему характеру достаточно разрушительными, так как возбуждали страх и, вероятно, оказывали длительное травмирующее влияние на формирование характера и личных отношений. Часто наблюдая это явление в наше время у людей, страдающих неврозом, он предположил, что оно является универсальным. Он не только предположил, что Эдипов комплекс - это самая глубинная основа неврозов, но также пытался понять сложные явления в других культурах на этой основе. Именно такое обобщение и вызывает сомнение. Некоторые реакции ненависти действительно легко возникают в нашей культуре в отношениях между родителями и детьми, так же как они возникают во всякой группе, ведущей тесную совместную жизнь. Но нет никаких свидетельств того, что разрушительные и продолжительные реакции ревности, которые мы имеем в виду, когда говорим об Эдиповом комплексе или соперничестве детей в семье, встречаются в нашей культуре, не говоря о других культурах, столь повсеместно, как утверждает Фрейд. Они, вообще говоря, присущи людям, однако искусственно стимулируются той атмосферой, в которой растет ребенок.
Какие
конкретные факторы ответственны за
возникновение ревности, мы поймем
позднее, когда будем обсуждать
общий смысл невротической
Мы
привыкли считать, что враждебное противостояние
по отношению к семье или кому-
Имеется
несколько причин, действующих в
различной степени и
Беспомощность
ребенка часто рассматривается
просто как биологический факт. Хотя
ребенок в течение многих лет
фактически зависит от окружающих его
людей в удовлетворении всех своих
потребностей - обладая меньшей физической
силой и меньшим опытом, чем
взрослые, - тем не менее биологическому
аспекту этого вопроса
Страх может вызываться непосредственно угрозами, запретами и наказаниями, но также и путем наблюдаемых ребенком эмоциональных взрывов несдержанности и сцен насилия; он может возбуждаться также таким косвенным запугиванием, как внушение ему мысли об огромных жизненных опасностях, связанных с микробами, уличным движением, незнакомыми людьми, невоспитанными детьми, лазанием по деревьям и др. Чем сильнее ребенок переполняется страхами, тем меньше будет он осмеливаться показывать или даже ощущать враждебность. Здесь справедлива следующая формула: «Мне приходится вытеснять свою враждебность, потому что я боюсь вас».
Любовь
может быть еще одной причиной
для вытеснения враждебности. Когда
отсутствует искренняя
До сих пор мы обсуждали ситуации, в которых ребенок вытесняет свою враждебность по отношению к родителям, потому что опасается, что любое ее проявление ухудшит его отношения с родителями. Им просто движет страх, что эти «могущественные гиганты» бросят его, лишат его успокоительного благорасположения или будут настроены против него. Кроме того, в нашей культуре ребенку обычно внушают вину за любые чувства или проявления враждебности или сопротивления; то есть ему внушают, что он является недостойным или презренным в собственных глазах, если он либо выражает, либо чувствует негодование и обиду на своих родителей или если он нарушает установленные ими правила. Эти две причины, заставляющие испытывать чувство вины, тесно взаимосвязаны. Чем сильнее ребенка заставляют ощущать свою вину, тем менее он будет осмеливаться ощущать недоброжелательность или выступать с обвинениями в адрес родителей.
В
нашей культуре сексуальная сфера
является одной из таких сфер, в
которых наиболее часто возбуждаются
чувства вины. Выражаются ли запреты
через выразительное