Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 09:22, курсовая работа
Эффективность управленческой деятельности руководителя зависит от его способностей. По определению психолога А.Н. Леонтьева, способности - это такие свойства индивида, совокупность которых обуславливает успешность
выполнения некоторой деятельности. Психологи, занимающиеся теорией способности, различают специфические
способности и общую способность личности. Но успешность деятельности руководителя зависит еще и от его опыта (знаний, навыков, умений), а также от качеств личности. Сильного руководителя отличает высокая степень
разнородности используемых приемов и методов управления, управленческих умений.
Введение. 2
Глава 1. Руководство: сущность и основные понятия. 4
1.1. Понятие управления. 4
1.2. Руководство - разновидность хозяйственного управления. 5
Глава 2. Авторитет руководителя и культура руководства. 8
2.1. Авторитет руководителя и его роль. 8
2.2. Личность руководителя. 8
2.3. Профессиональная этика руководителя. 13
2.4. Культура речи. Правила общения с людьми. 15
2.5. Умение разбираться в людях. 16
2.6. Умение убеждать и организаторские способности. 17
Заключение. 20
Литература. 21
способностей и других качеств сотрудников. Для мотивации группы существуют
определенные правила и менеджеру необходимо их знать.
Удачно созданная руководителем группа (когда распределение официальных
должностей соответствует ролям, которые играют люди в повседневной жизни, а
не симпатиям менеджеров) работает ровно, без срывов, и большинство проблем
решает без конфликтов, заинтересована в конечных результатах. Воодушевленная
главной идеей группа добивается поставленной перед ней цели и с готовностью
принимается за новую задачу, поставленную перед ней.
Таким образом, результаты руководства изначально заложены в системе его
осуществления и являются главной характеристикой менеджера.
Изучая управление, многие ученые пытались определить степень зависимости
хорошего руководства от менеджера. Какими качествами должен быть наделен
руководитель, для того чтобы организация была процветающей? Бесспорно, личность
менеджера играет важную роль в управлении организацией. Руководитель оценивает
ситуацию и принимает решение, подбирает персонал и распределяет задания,
контролирует работу и осуществляет мотивацию. Поведение менеджера его отношение
к делу и людям создают социально - психологическую атмосферу работы. И это
может быть атмосфера нервозности, неуверенности и даже страха, или атмосфера
уверенности, стабильности, доброжелательства и деловой активности. Несомненно,
очень многое в деятельности любой организации зависит от личности менеджера, а
именно – от его авторитета.
В целом весь процесс
руководства можно
использования управляющим своих личных качеств и стиля руководства. И теперь
наша задача - попытаться определить психологический портрет авторитетного и
эффективного руководителя. И лучше всего начать с его личностной стороны.
Глава 2. Авторитет руководителя и культура
руководства.
2.1. Авторитет руководителя и
его
роль.
Эффективность руководящей деятельности во многом зависит от авторитета
руководителя. Мнение о том, что с получением определенного поста
руководитель автоматически приобретает авторитет, ошибочно.
Авторитет - это личное влияние человека на коллектив, которое он
приобретает своим трудом, профессиональными знаниями, организаторскими
способностями, нововведениями, умением работать с людьми.
[2]
Для того чтобы
авторитет должности
личности, он должен объединить в себе лидерские и руководящие функции.
Мощная поддержка сотрудников - это ключ к эффективному руководству. Быть
хорошим руководителем - это, прежде всего, быть в хороших отношениях с
подчиненными. Они имеют самое верное представление о стиле вашего
руководства. То, как вы выглядите в их глазах, и объясняет все ваши успехи и
неудачи. Подчиненные прекрасно отдают себе отчет в том, какая разница в
работе с плохим и хорошим руководителем. При хорошем руководстве становится
интереснее их работа, а достигнутые результаты подкрепляют чувство
профессиональной гордости.
При плохом руководстве подчиненные отбывают трудовую повинность.
2.2.
Личность руководителя
Личность руководителя можно представить в виде трех групп характеристик,
которые составляют: биографические характеристики, способности и черты
личности.
Биографические характеристики. К ним относятся:
1.Возраст руководителя. Проблема возрастного предела для управленческих
работников высокого ранга, а также вопросы возрастного оптимума для
менеджеров в тех или иных видах профессиональной деятельности существуют
достаточно давно. Так, проводя анализ материалов собранных Т. Коно, средний
возраст президентов крупных японских компаний составляет 63,5 года, их
американские коллеги несколько моложе - 59 лет. Вот что думает о данной
проблеме. Ли Якокка известный американский менеджер: «Я всегда считал нелепой
практику, при которой человека, достигшего 65 лет, мы обязаны независимо от его
физического состояния немедленно отправить в отставку. Мы должны полагаться на
наших старших менеджеров. Они обладают опытом. Они обладают мудростью». Иными
словами, возраст - это во многом опыт; не только природная, но и социальная
характеристика человека, в том числе и руководителя.
Однако не следует думать, что только зрелый возраст (а значит и опыт) дает
право его владельцу рассчитывать на высокий пост. История показывает, что у
начала создания крупнейших компаний стояли очень молодые люди. А. Морите,
основателю и многолетнему руководителю всемирно известной «Сони корпорейшн»,
в день учреждения фирмы было всего 25 лет. И таких примеров немало.
Таким образом, возраст руководителя не может быть ни преимуществом, ни
помехой для того, чтобы эффективно управлять. Зависимость между возрастом и
эффективностью руководства так и остается не определенной.
2. Пол руководителя. Данная характеристика привлекает в последнее время
все большее внимание со стороны исследователей, которые пытаются объяснить
различие между мужским и женским поведением в роли руководителя. Особый интерес
и множество публикаций в различных изданиях посвящены модели женского
поведения. Это объясняется тем, что в жизни современного общества трудно найти
область, в которой женщина не играла бы важной, если даже не главной роли.
Женщины занимают посты президента, премьер министра, руководителя крупной
политической партии, дипломата, бизнесмена и даже министра обороны.
Но исследователи отмечают, что в отдельных видах деятельности, требующих от
участвующих в них людей значительной речевой активности, женщины в
присутствии мужчин ведут себя робко. Поэтому женщины реже становятся лидерами
и проявляют малую склонность, чем мужчины добиваться этой роли. Это
объясняется тем, что мужчины обладают большей компетентностью в решении
групповых задач, а так же их стремлением обладать преимуществом в группе.
Особое значение имеет наличие определенного стандарта поведения принятого в
обществе. От исполнителя мужской роли ожидают и соответствующее поведение. А
женщинам, для того чтобы к ним относились, как к достойным руководителям
приходится доказывать свои способности и присущие им деловые качества.
Исследователи так же определили еще одно существенное различие между
мужчинами и женщинами менеджерами, а именно, большой интерес женщин к
отношениям между людьми. Женщины превосходят мужчин в демократичности
руководства, а, следовательно, и в степени ориентации на человеческие
отношения. Но, пока нельзя с уверенностью утверждать, кто более эффективен в
должности руководителя: мужчина или женщина. Слишком невысок процент женщин -
руководителей по - сравнению с представительством на этом посту сильной
половины человечества.
3. Социально экономический статус и образование. Данные характеристики
очень важны для руководителя. Эффективный руководитель должен обладать
разнообразными знаниями в области управления и бизнеса, специальных наук,
связанных с деятельностью компании, иностранными языками. В настоящее время
руководители стремятся овладевать не только специальными знаниями, но и
экономическими, юридическими. В нашей стране повысилась необходимость у
руководителей в знании иностранных языков. Этому способствовало сотрудничество
многих предприятий с аналогичными иностранными организациями. И руководитель
как лицо организации должен в совершенстве обладать хотя бы одним общепринятым
английским языком.
Повысился интерес у
вопросам управления. Многие из них проходят обучение и стажировку в престижных
западных школах бизнеса.
Социально - экономический статус человека способен оказать значительное влияние
на развитие менеджерской карьеры. Как заметил Ф. Фидлер «один из наиболее
надежных способов стать президентом компании - родиться в семье, которая
владеет этой компанией». Но многие руководители (например, Форд, Якокка)
начинали свой путь с самого начала, «с нуля» и покорили высокие вершины
бизнеса. Поэтому путь наверх в менеджменте не заказан никому.
[3]
Следующей составляющей личности руководителя являются способности. Все
способности можно разделить на общие (к ним относятся интеллект) и
специфические (знания, умения и т.п.). Наибольшее влияние на эффективность
руководства оказывают общие способности, то есть интеллект. Еще в 60-е годы
американский индустриальный психолог Е. Гизели, обследуя группы менеджеров,
пришел к выводу,
что отношение между
носит криволинейный характер. Это значит, что наиболее эффективными оказываются
менеджеры не с очень высокими или низкими показателями интеллекта, а имеющие
средний уровень. Но все эти данные не являются каким-то стандартом для
интеллектуального потенциала. Какой-то конкретный эффективный руководитель
может иметь достаточно низкие результаты по проведенному тесту интеллекта.
Более поздние исследования, проведенные Ф. Фидлером и А. Лейстером, показали,
что на взаимосвязь
между интеллектом и
воздействие и другие факторы. К ним относятся: мотивация и опыт руководителя,
а так же его отношения с вышестоящим руководством и подчиненными.
Недостаточная мотивация и опыт руководителя, слабая поддержка его со стороны
подчиненных и
напряженные отношения с
следствие снижение влияния интеллекта руководителя на эффективность его
деятельности.
К специфическим способностям личности можно отнести специальные умения,