Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 19:37, контрольная работа
Цель психотерапии, по Юнгу, это осуществление индивидуации личности. Также получила известность концепция психологических типов Юнга: экстравертированных и интровертированных. Юнг умер в 1961 году, но вот уже без малого столетие, а особенно последние шестьдесят лет - его идеи вызывают растущий интерес в мире, а последователи его метода - «психологи-юнгианцы» - продолжают развивать его методологию применительно к анализу явлений человеческой психики.
Введение
1. Биография Карла Юнга
2. Аналитическая психология Карла Юнга
2.1 Структура личности
2.2 Архетипы
2.3 Эго-направленность
2.4 Психологические функции
2.5 Психологические типы личности
3. Отличия аналитической психологии и психотерапии Юнга от фрейдовского психоанализа
Заключение
Глоссарий
Список использованных учебников
Не менее важна
юнговская типология для обычного человека.
В своей книге Юнг затрагивает и эту проблему,
проблему отношений между представителями
разных типов. Он говорит о необходимости
раппорта: «В моей практике я постоянно
встречаюсь с разительным фактом, что
человек почти не способен понять какую-нибудь
иную точку зрения, кроме своей собственной,
и признать за ней право на существование…Если
встречаются противоположные типы, взаимное
понимание становится невозможным. Конечно,
споры и раздоры всегда будут необходимыми
принадлежностями человеческой трагикомедии.
И все-таки основой для понимания должно
служить признание различных типов установки,
в плену которой находится тот или иной
тип».
Внимание к
юнговской типологии не является только
познавательным интересом, не имеющим
практического применения, а является
насущной потребностью исследователя
в попытке понимания человеческих глубин
в их бесконечных вариациях и оттенках
индивидуальной психологии.
3. Отличия аналитической
психологии и психотерапии Юнга от фрейдовского
психоанализа
Принимая во
внимание вышеизложенное, можем сделать
некоторые выводы насчёт разногласий,
возникших между самонадеянным Юнгом
и маститым Фрейдом.
Главные отличия
аналитической психологии и психотерапии
Юнга от фрейдовского психоанализа касаются
вопроса о природе либидо. Если основатель
психоанализа Зигмунд Фрейд характеризует
либидо преимущественно в терминах сексуальной
сферы, то для Юнга это жизненная энергия
вообще, в которой секс присутствует только
как один из компонентов. По Юнгу, базовая
жизненная энергия либидо проявляется
в росте и размножении, а также в других
видах деятельности - в зависимости от
того, что в данный момент времени является
наиболее важным для конкретного человека.
Юнг отвергал
фрейдовское понятие эдипова комплекса.
Он объяснял привязанность ребенка к матери
чисто житейскими потребностями ребенка
и способностью матери их удовлетворять.
По мере роста ребенка у него появляются
сексуальные потребности, которые накладываются
на прежде доминировавшие потребности
в еде. Юнг высказал предположение, что
энергия либидо приобретает гетеросексуальные
формы лишь в пубертатный период. Он не
отрицал напрочь наличия сексуальных
сил в детском возрасте, однако свел сексуальность
до положения лишь одного из многих влечений
в психике.
Жизненный
опыт Юнга, несомненно, наложил существенный
отпечаток на его воззрения. Юнг не использовал
в своей концепции понятие эдипова комплекса
потому, что таковой опыт отсутствовал
в его собственных детских переживаниях.
Он отзывался о своей матери как о женщине
излишне полной и непривлекательной, а
потому и никак не мог понять, на каком
основании Фрейд утверждал, будто каждый
мальчик испытывает в детстве сексуальное
влечение к собственной матери.
В отличие от
Фрейда, у Юнга не было никаких проблем,
связанных со сферой секса. Он так же не
делал, в отличие от Фрейда, никаких попыток
ограничить свою половую жизнь. У него
были сексуальные связи с женщинами-пациентками
психотерапии и ученицами, длившиеся многие
годы. «Для Юнга, который совершенно свободно
и весьма активно удовлетворял свои сексуальные
потребности, секс в целом играл минимальную
роль в понимании человеческой мотивации.
Для Фрейда же, замученного собственными
неосуществленными и подавленными желаниями,
секс, напротив, занимал центральное место».
Еще одно существенное
различие между позициями Фрейда и Юнга
касается представления о направленности
сил, определяющих личность человека.
С точки зрения Фрейда, человек есть продукт
своих детских переживаний. Для Юнга как
психолога человек определяется не только
прошлым, но в равной мере и своими целями,
ожиданиями и надеждами на будущее. По
его мнению, формирование личности вовсе
не завершается к пяти годам. Человек может
меняться, и подчас довольно значительно,
на протяжении всей своей жизни.
Третье различие
между позициями Фрейда и Юнга заключается
в том, что Юнг попытался проникнуть в
область бессознательного глубже, чем
это удалось Фрейду. Он добавил еще одно
измерение в понимание бессознательного:
врожденный опыт человечества как вида,
унаследованный им от своих животных предков
(коллективное бессознательное).
Заключение
Десятилетия
после смерти Юнга его фигура продолжает
оказывать влияния на умы и сердца огромного
числа людей по всему миру, называющих
себя психологами юнгианской ориентации.
Гений Юнга уникален для двадцатого столетия,
масштаб его личности близок титанам Возрождения,
и бесспорно влияние его идей на все гуманитарные
науки, на сам дух современного постмодернистского
мышления. Психология Юнга - это его личная
психология, история его поисков, заблуждений
и открытий. Ее дух глубоко индивидуален
и чужд любой попытке превращения в фетиш
или образец для подражания. Его многотомное
наследие содержит очень большой корпус
идей, непростых для понимания и не предназначенных
для какого-либо утилитарного использования.
Тексты Юнга приглашают исследователя
заглянуть в иную реальность, в которой
такие слова, как суть, истина, смысл, облекаются
в плоть переживаний.
Работы Юнга
фрустрируют наше рационально-логическое
мышление, погружают его в пучину хаоса,
путаницы бесконечно сложных построений,
во вселенную разбегающихся значений.
Они непрерывно феминизируют наше сознание,
делая его более гибким, полным, многогранным,
и помогают выйти за пределы самого себя.
Их сила в духе свободы, позволяющем избавиться
от догм и буквалистского толкования,
сохранять критическую сбалансированную
позицию, из которой возможно углублять
и одновременно релятивизировать все,
с чем соприкасаешься. Это плаванье в ночной
темноте психики, в тени Бога, без компаса
и руля, полагаясь на чутье, на запах отраженных
звезд и отголоски генетической памяти.
Юнгианская психология - единственная
психология, которая, по существу, ничего
не утверждает, а только «вопрошает», поддерживая
активный интерес к жизни, которая не гарантирует
никаких спасительных соломинок тому,
кто согласен идти по лезвию бритвы без
страха и надежды. Может быть, скромность
и смирение - наш посох на этом пути, а все
возрастающее сомнение - единственный
смутный ориентир. У этого пути нет начала
и нет конца, но в каждый момент мы чувствуем,
что если делаем правильный шаг, то вся
вселенная радуется за нас и освобождается
вместе с нами. Несмотря на обилие последователей,
аналитическая психология -- не секта,
не научная академическая школа и не отвлеченная
философия жизни. Вся жизнь Юнга, которую
он называл «историей самореализации
бессознательного» (не его личной самореализацией),
вся его работа над собой и духовные поиски
делались ради других людей, ради оказания
им конкретной помощи. Нет психологии
вне практики психотерапии и психологической
помощи. Все наши знания, таланты и способности,
все лучшее, что накоплено человечеством
за его долгую историю, служат тому, чтобы
реально помочь другому человеку. Наш
моральный долг - уметь синтезировать
все это в своей практике, непрестанно
совершенствуя и творчески видоизменяя
для каждого конкретного случая и в соответствии
с требованиями времени.
Юнг не делал
из своих идей окаменевших догм и не предлагал
им слепо следовать. Прежде всего, Юнг
дал нам пример мужественного исследования
глубин собственной души и бескорыстного
служения людям. Он признавал, что созданная
им психология была по существу его собственной
психологией, описанием его личных духовных
поисков и не желал ее распространения,
тем более превращения в фетиш. Однако,
он оказал огромное влияние на очень многих
людей. Его личность, бесспорно гениальная,
сравнима разве что с титанами Возрождения.
Его идеи придали мощный импульс не только
развитию психологии и психотерапии, но
и практически всем гуманитарным наукам
в XX веке, и интерес к ним не ослабевает.
Можно сказать, что современного религиоведения,
этнографии, исследований фольклора и
мифологии не было бы без Юнга. Некоторые
люди из мистико-оккультной среды даже
считали его западным гуру, приписывали
ему сверхъестественные способности и
воспринимали его психологию, как своего
рода новое Евангелие.
За прошедшие
после его смерти годы создано несколько
учебных институтов аналитической психологии
в разных странах мира, основаны журналы
и написано огромное количество книг.
Изучение психологии Юнга давно стало
обязательным для всех, кто получает образование
в психологии или психотерапии. Но самое
важное, что выросло уже третье поколение
его последователей - юнгианских аналитиков,
которые продолжают успешно помогать
людям, интегрируя его идеи на практике
и творчески их развивая. Они объединены
в Международную ассоциацию аналитической
психологии, а также в многочисленные
локальные клубы, общества и национальные
ассоциации. Периодически проводятся
конгрессы и конференции. Кроме того, заметно
взаимообогащающее влияние аналитической
психологии и других течений в психоанализе,
так что есть много примеров синтеза юнгианских
идей с теориями таких известных психоаналитиков
как Мелани Клейн, Винникотт, Когут. Так
что можно с полной уверенностью говорить
о процессе постепенного стирания границ
между психотерапевтическими школами
и об одном едином поле идей в глубинной
психологии. В некоторых странах юнганский
анализ получил государственное признание
и включен в систему медицинского страхования.
Есть даже примеры привлечения юнгианских
психологов в политический консалтинг.
Глоссарий
№ п/п
Понятие
Определение
1
Архетипы
основа коллективого
бессознательного, врожденные идеи или
воспоминания, которые предсполагают
людей воспринимать, переживать и реагировать
на события определенным образом.
2
Анима
архетип в теории
Юнга, который представляет внутренний
образ женщины в мужчине, его бессознательную
женскую сторону.
3
Анимус
архетип в теории
Юнга, который представляет внутренний
образ мужчины в женщине, ее бессознательную
мужскую сторону.
4
Бессознательное
область человеческого
разума, представляющая собой хранилище
примитивных инстинктивных побуждений
плюс эмоции и воспоминания, которые настолько
угрожали сознанию, что были подавлены
или вытеснены в область бессознательного.
5
Интроверсия
обращенность
сознания человека к самому себе; поглощенность
собственными проблемами и переживаниями,
сопровождаемая ослаблением внимания
к тому, что происходит вокруг.
6
Самость
Наиболее важный
архетип в теории Юнга, который представляет
собой сердцевину личности, вокруг которой
организованы и объединены все другие
элементы.
7
Символ
это всегда
попытка нашего существа соприкоснуться
с вечностью.
8
Тень
архетип в теории
Юнга, который представляет подавленную,
темную, дурную и животную сторону личности.
9
Типы Юнга
это не ярлыки,
а описание сложных психических предусловий
человека
10
Экстраверсия
обращенность
сознания и внимания человека в основном
на то, что происходит вокруг него.
Список использованных
источников
1
Архетип и символ.
- М.: Ренессанс. Юнг К. Г. 1996.
2
Сандулов Ю.
А Бачинин В. А., История западной социологии:
Учебник. СПб.: Издательство «Лань», 2002.
-- 384 с. -- (Мир культуры, истории и философии).
3
Боснакр Н..
Мир сновидений. - М.: ЭСИ.
4
Гринсон Р. Техника
и практика психоанализа. Воронеж. 1994 г.
5
Карл Густав
Юнг. Психологические типы. «Университетская
книга» АСТ. - М., 1996 г.
6
Карл Густав
Юнг, Психологическая теория типов. С-П.
Ювента, 1995 г.
7
Роберт Фрейджер,
Джеймс Фейдимен. Личность. Теории. Упражнения.
Эксперименты. Психологическая энциклопедия.
2олма-пресс». М., - 2002.
8
Самуэльс Э.,
Шортер.Критический словарь аналитической
психологии К. Юнга. - М.: ЭСИ. 1994.
9
Структура психики
и процесс индивидуализации. -- М.: Наука.
10
Хендерсон Д.Психологический
анализ культурных установок. -- М.: Добросвет,
1997 г.
11
Хиллман Д.
Исцеляющий вымысел. - СПб. 1997 г. Холл Д.
А. Юнгианское толкование сновидений.
-- СПб.: БСК. Юнг К. Г. 1996.