Ассоциативный эксперимент К.Г. Юнга

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 19:37, контрольная работа

Описание работы

Цель психотерапии, по Юнгу, это осуществление индивидуации личности. Также получила известность концепция психологических типов Юнга: экстравертированных и интровертированных. Юнг умер в 1961 году, но вот уже без малого столетие, а особенно последние шестьдесят лет - его идеи вызывают растущий интерес в мире, а последователи его метода - «психологи-юнгианцы» - продолжают развивать его методологию применительно к анализу явлений человеческой психики.

Содержание

Введение
1. Биография Карла Юнга
2. Аналитическая психология Карла Юнга
2.1 Структура личности
2.2 Архетипы
2.3 Эго-направленность
2.4 Психологические функции
2.5 Психологические типы личности
3. Отличия аналитической психологии и психотерапии Юнга от фрейдовского психоанализа
Заключение
Глоссарий
Список использованных учебников

Работа содержит 1 файл

история психологии.docx

— 26.75 Кб (Скачать)

Не менее важна юнговская типология для обычного человека. В своей книге Юнг затрагивает и эту проблему, проблему отношений между представителями разных типов. Он говорит о необходимости раппорта: «В моей практике я постоянно встречаюсь с разительным фактом, что человек почти не способен понять какую-нибудь иную точку зрения, кроме своей собственной, и признать за ней право на существование…Если встречаются противоположные типы, взаимное понимание становится невозможным. Конечно, споры и раздоры всегда будут необходимыми принадлежностями человеческой трагикомедии. И все-таки основой для понимания должно служить признание различных типов установки, в плену которой находится тот или иной тип». 

Внимание к юнговской типологии не является только познавательным интересом, не имеющим практического применения, а является насущной потребностью исследователя в попытке понимания человеческих глубин в их бесконечных вариациях и оттенках индивидуальной психологии. 

 

3. Отличия аналитической психологии и психотерапии Юнга от фрейдовского психоанализа 

Принимая во внимание вышеизложенное, можем сделать некоторые выводы насчёт разногласий, возникших между самонадеянным Юнгом и маститым Фрейдом. 

Главные отличия аналитической психологии и психотерапии Юнга от фрейдовского психоанализа касаются вопроса о природе либидо. Если основатель психоанализа Зигмунд Фрейд характеризует либидо преимущественно в терминах сексуальной сферы, то для Юнга это жизненная энергия вообще, в которой секс присутствует только как один из компонентов. По Юнгу, базовая жизненная энергия либидо проявляется в росте и размножении, а также в других видах деятельности - в зависимости от того, что в данный момент времени является наиболее важным для конкретного человека. 

Юнг отвергал фрейдовское понятие эдипова комплекса. Он объяснял привязанность ребенка к матери чисто житейскими потребностями ребенка и способностью матери их удовлетворять. По мере роста ребенка у него появляются сексуальные потребности, которые накладываются на прежде доминировавшие потребности в еде. Юнг высказал предположение, что энергия либидо приобретает гетеросексуальные формы лишь в пубертатный период. Он не отрицал напрочь наличия сексуальных сил в детском возрасте, однако свел сексуальность до положения лишь одного из многих влечений в психике. 

Жизненный опыт Юнга, несомненно, наложил существенный отпечаток на его воззрения. Юнг не использовал в своей концепции понятие эдипова комплекса потому, что таковой опыт отсутствовал в его собственных детских переживаниях. Он отзывался о своей матери как о женщине излишне полной и непривлекательной, а потому и никак не мог понять, на каком основании Фрейд утверждал, будто каждый мальчик испытывает в детстве сексуальное влечение к собственной матери. 

В отличие от Фрейда, у Юнга не было никаких проблем, связанных со сферой секса. Он так же не делал, в отличие от Фрейда, никаких попыток ограничить свою половую жизнь. У него были сексуальные связи с женщинами-пациентками психотерапии и ученицами, длившиеся многие годы. «Для Юнга, который совершенно свободно и весьма активно удовлетворял свои сексуальные потребности, секс в целом играл минимальную роль в понимании человеческой мотивации. Для Фрейда же, замученного собственными неосуществленными и подавленными желаниями, секс, напротив, занимал центральное место». 

Еще одно существенное различие между позициями Фрейда и Юнга касается представления о направленности сил, определяющих личность человека. С точки зрения Фрейда, человек есть продукт своих детских переживаний. Для Юнга как психолога человек определяется не только прошлым, но в равной мере и своими целями, ожиданиями и надеждами на будущее. По его мнению, формирование личности вовсе не завершается к пяти годам. Человек может меняться, и подчас довольно значительно, на протяжении всей своей жизни. 

Третье различие между позициями Фрейда и Юнга заключается в том, что Юнг попытался проникнуть в область бессознательного глубже, чем это удалось Фрейду. Он добавил еще одно измерение в понимание бессознательного: врожденный опыт человечества как вида, унаследованный им от своих животных предков (коллективное бессознательное). 

 

Заключение 

Десятилетия после смерти Юнга его фигура продолжает оказывать влияния на умы и сердца огромного числа людей по всему миру, называющих себя психологами юнгианской ориентации. Гений Юнга уникален для двадцатого столетия, масштаб его личности близок титанам Возрождения, и бесспорно влияние его идей на все гуманитарные науки, на сам дух современного постмодернистского мышления. Психология Юнга - это его личная психология, история его поисков, заблуждений и открытий. Ее дух глубоко индивидуален и чужд любой попытке превращения в фетиш или образец для подражания. Его многотомное наследие содержит очень большой корпус идей, непростых для понимания и не предназначенных для какого-либо утилитарного использования. Тексты Юнга приглашают исследователя заглянуть в иную реальность, в которой такие слова, как суть, истина, смысл, облекаются в плоть переживаний. 

Работы Юнга фрустрируют наше рационально-логическое мышление, погружают его в пучину хаоса, путаницы бесконечно сложных построений, во вселенную разбегающихся значений. Они непрерывно феминизируют наше сознание, делая его более гибким, полным, многогранным, и помогают выйти за пределы самого себя. Их сила в духе свободы, позволяющем избавиться от догм и буквалистского толкования, сохранять критическую сбалансированную позицию, из которой возможно углублять и одновременно релятивизировать все, с чем соприкасаешься. Это плаванье в ночной темноте психики, в тени Бога, без компаса и руля, полагаясь на чутье, на запах отраженных звезд и отголоски генетической памяти. Юнгианская психология - единственная психология, которая, по существу, ничего не утверждает, а только «вопрошает», поддерживая активный интерес к жизни, которая не гарантирует никаких спасительных соломинок тому, кто согласен идти по лезвию бритвы без страха и надежды. Может быть, скромность и смирение - наш посох на этом пути, а все возрастающее сомнение - единственный смутный ориентир. У этого пути нет начала и нет конца, но в каждый момент мы чувствуем, что если делаем правильный шаг, то вся вселенная радуется за нас и освобождается вместе с нами. Несмотря на обилие последователей, аналитическая психология -- не секта, не научная академическая школа и не отвлеченная философия жизни. Вся жизнь Юнга, которую он называл «историей самореализации бессознательного» (не его личной самореализацией), вся его работа над собой и духовные поиски делались ради других людей, ради оказания им конкретной помощи. Нет психологии вне практики психотерапии и психологической помощи. Все наши знания, таланты и способности, все лучшее, что накоплено человечеством за его долгую историю, служат тому, чтобы реально помочь другому человеку. Наш моральный долг - уметь синтезировать все это в своей практике, непрестанно совершенствуя и творчески видоизменяя для каждого конкретного случая и в соответствии с требованиями времени. 

Юнг не делал из своих идей окаменевших догм и не предлагал им слепо следовать. Прежде всего, Юнг дал нам пример мужественного исследования глубин собственной души и бескорыстного служения людям. Он признавал, что созданная им психология была по существу его собственной психологией, описанием его личных духовных поисков и не желал ее распространения, тем более превращения в фетиш. Однако, он оказал огромное влияние на очень многих людей. Его личность, бесспорно гениальная, сравнима разве что с титанами Возрождения. Его идеи придали мощный импульс не только развитию психологии и психотерапии, но и практически всем гуманитарным наукам в XX веке, и интерес к ним не ослабевает. Можно сказать, что современного религиоведения, этнографии, исследований фольклора и мифологии не было бы без Юнга. Некоторые люди из мистико-оккультной среды даже считали его западным гуру, приписывали ему сверхъестественные способности и воспринимали его психологию, как своего рода новое Евангелие. 

За прошедшие после его смерти годы создано несколько учебных институтов аналитической психологии в разных странах мира, основаны журналы и написано огромное количество книг. Изучение психологии Юнга давно стало обязательным для всех, кто получает образование в психологии или психотерапии. Но самое важное, что выросло уже третье поколение его последователей - юнгианских аналитиков, которые продолжают успешно помогать людям, интегрируя его идеи на практике и творчески их развивая. Они объединены в Международную ассоциацию аналитической психологии, а также в многочисленные локальные клубы, общества и национальные ассоциации. Периодически проводятся конгрессы и конференции. Кроме того, заметно взаимообогащающее влияние аналитической психологии и других течений в психоанализе, так что есть много примеров синтеза юнгианских идей с теориями таких известных психоаналитиков как Мелани Клейн, Винникотт, Когут. Так что можно с полной уверенностью говорить о процессе постепенного стирания границ между психотерапевтическими школами и об одном едином поле идей в глубинной психологии. В некоторых странах юнганский анализ получил государственное признание и включен в систему медицинского страхования. Есть даже примеры привлечения юнгианских психологов в политический консалтинг. 

 

Глоссарий 

№ п/п 

Понятие 

Определение 

1 

Архетипы 

основа коллективого бессознательного, врожденные идеи или воспоминания, которые предсполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. 

2 

Анима 

архетип в теории Юнга, который представляет внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательную женскую сторону. 

3 

Анимус 

архетип в теории Юнга, который представляет внутренний образ мужчины в женщине, ее бессознательную мужскую сторону. 

4 

Бессознательное 

область человеческого разума, представляющая собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожали сознанию, что были подавлены или вытеснены в область бессознательного. 

5 

Интроверсия 

обращенность сознания человека к самому себе; поглощенность собственными проблемами и переживаниями, сопровождаемая ослаблением внимания к тому, что происходит вокруг. 

6 

Самость 

Наиболее важный архетип в теории Юнга, который представляет собой сердцевину личности, вокруг которой организованы и объединены все другие элементы. 

7 

Символ 

это всегда попытка нашего существа соприкоснуться с вечностью. 

8 

Тень 

архетип в теории Юнга, который представляет подавленную, темную, дурную и животную сторону личности. 

9 

Типы Юнга 

это не ярлыки, а описание сложных психических предусловий человека 

10 

Экстраверсия 

обращенность сознания и внимания человека в основном на то, что происходит вокруг него. 

 

Список использованных источников 

1 

Архетип и символ. - М.: Ренессанс. Юнг К. Г. 1996. 

2 

Сандулов Ю. А Бачинин В. А., История западной социологии: Учебник. СПб.: Издательство «Лань», 2002. -- 384 с. -- (Мир культуры, истории и философии). 

3 

Боснакр Н.. Мир сновидений. - М.: ЭСИ. 

4 

Гринсон Р. Техника и практика психоанализа. Воронеж. 1994 г. 

5 

Карл Густав Юнг. Психологические типы. «Университетская книга» АСТ. - М., 1996 г. 

6 

Карл Густав Юнг, Психологическая теория типов. С-П. Ювента, 1995 г. 

7 

Роберт Фрейджер, Джеймс Фейдимен. Личность. Теории. Упражнения. Эксперименты. Психологическая энциклопедия. 2олма-пресс». М., - 2002. 

8 

Самуэльс Э., Шортер.Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. - М.: ЭСИ. 1994. 

9 

Структура психики и процесс индивидуализации. -- М.: Наука. 

10 

Хендерсон Д.Психологический анализ культурных установок. -- М.: Добросвет, 1997 г. 

11 

Хиллман Д. Исцеляющий вымысел. - СПб. 1997 г. Холл Д. А. Юнгианское толкование сновидений. -- СПб.: БСК. Юнг К. Г. 1996. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Ассоциативный эксперимент К.Г. Юнга