Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 19:37, контрольная работа
Цель психотерапии, по Юнгу, это осуществление индивидуации личности. Также получила известность концепция психологических типов Юнга: экстравертированных и интровертированных. Юнг умер в 1961 году, но вот уже без малого столетие, а особенно последние шестьдесят лет - его идеи вызывают растущий интерес в мире, а последователи его метода - «психологи-юнгианцы» - продолжают развивать его методологию применительно к анализу явлений человеческой психики.
Введение
1. Биография Карла Юнга
2. Аналитическая психология Карла Юнга
2.1 Структура личности
2.2 Архетипы
2.3 Эго-направленность
2.4 Психологические функции
2.5 Психологические типы личности
3. Отличия аналитической психологии и психотерапии Юнга от фрейдовского психоанализа
Заключение
Глоссарий
Список использованных учебников
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО
"Российский
Государственный профессионально- педагогический
университет"
Институт психологии
Кафедра теоретической
и экспериментальной психологии
Контрольная
работа
По дисциплине
: История Психологии
Исполнитель: студент группы ЗЮ-312
Сафиев В.Н.
Проверил:
г. Екатеринбург
2011
Содержание
Введение
1. Биография
Карла Юнга
2. Аналитическая
психология Карла Юнга
2.1 Структура
личности
2.2 Архетипы
2.3 Эго-направленность
2.4 Психологические
функции
2.5 Психологические
типы личности
3. Отличия аналитической
психологии и психотерапии Юнга от фрейдовского
психоанализа
Заключение
Глоссарий
Список использованных
учебников
Введение
Карл Густав
Юнг (26 июля 1875, Кесвиль - 6 июня 1961, Кюснахт)
- швейцарский психолог, основоположник
одного из направлений глубинной психологии
- аналитической психологии. Один из самых
значительных, самых сложных и самых спорных
теоретиков психологии. Задачей аналитической
психологии Юнг считал толкование архетипических
образов, возникающих у пациентов. Юнг
развил учение о коллективном бессознательном,
в образах (архетипах) которого видел источник
общечеловеческой символики, в том числе
мифов и сновидений. Цель психотерапии,
по Юнгу, это осуществление индивидуации
личности. Также получила известность
концепция психологических типов Юнга:
экстравертированных и интровертированных.
Юнг умер в 1961 году, но вот уже без малого
столетие, а особенно последние шестьдесят
лет - его идеи вызывают растущий интерес
в мире, а последователи его метода - «психологи-юнгианцы»
- продолжают развивать его методологию
применительно к анализу явлений человеческой
психики.
Юнгианская
психология фокусируется на установлении
и формировании связей между процессами
сознания и бессознательного. Диалог между
сознательными и бессознательными аспектами
психики обогащает личность, и Юнг верил,
что без этого диалога процессы бессознательного
могут ослабить личность и подвергнуть
её опасности.
Юнгианский
анализ человеческой природы включает
исследования религий Востока и Запада,
алхимии, парапсихологии и мифологии.
Первоначально влияние Юнга на философов,
фольклористов и писателей было заметнее,
чем влияние на психологов или психиатров.
Однако сегодня возрастание интереса
ко всему, что относится к человеческому
сознанию и человеческим возможностям,
обусловило и возрождение интереса к идеям
Юнга.
Степень разработанности
проблемы. Проведенный в ходе подготовки
работы обзор литературных источников
таких авторов как Боснакр Н., Гринсон
Р., Дикман Х., Роберт Фрейджер, Джеймс Фейдимен
позволяют сделать вывод о том, что многие
классические труды, написанные всемирно
известными психоаналитиками, отнюдь
не легкое чтение. Психоаналитическая
терминология, испытавшая перевод с немецкого
на английский, а потом на русский, часто
невероятно искажается, особенно в руках
несведущего в тонкостях психоанализа
переводчика. Устоявшейся традиции русских
вариантов психоаналитической терминологии
пока нет. Но, несмотря на это, автор приходит
к выводу, что вопросы аналитической психологии
Юнга довольно полно и объемно раскрыты
в большом количестве литературных источников
отечественных и зарубежных авторов.
Объект: основы
теоретических концепций ведущих направлений
аналитической психологии
Предмет: аналитическая
психология Карла Густава Юнга.
Цель работы:
исследование основ аналитической психологии,
её методов для использования в практике.
Задачи:
1. Изучить имеющийся
в наличии теоретический материал по данной
теме.
2. Рассмотреть
и проанализировать методы аналитической
психологии, включив их в контекст собственной
работы.
3. Получить
представление об используемых методах
и особенностях их применения в аналитической
психологии.
Гипотеза: если
развитие личности - это результат достижения
определенных усилий, а не чего-то дарованного
просто так, то предполагается, что оно
(развитие) имеет определённое направление,
обусловленное теми социальными условиями,
в которых человек живет и действует. Таким
образом, процесс изменения и развития
личности продолжается в течение всей
жизни человека.
Методы исследования:
- теоретическое
изучение научной литературы;
- анализ проводился
в ходе всей работы;
- синтез использовался
при формировании выводов в структурных
блоках работы и в заключении.
- классификация,
обобщение, наблюдение.
Практическая
значимость заключается в возможности
использования результатов исследования:
1. В клинике
для диагностики и лечения психической
патологии различного спектра и тяжести
нарушений.
2. В рамках
семейной психотерапии.
3. При работе
с личностными травмами, кризисными состояниями,
жизненными трудностями.
4. При психотерапевтической
работе с детьми и подростками, а также
в педагогике и социальной реабилитации.
5. Самопознание
- еще одна область практического применения
аналитической психологии. Здесь ключевым
является опора на понятие самости и индивидуации.
Достижение индивидуации означает возможность
восстановить контакт с самим собой, со
своими глубинами, с индивидуальным и
коллективным бессознательным, обретая
тем самым большую целостность.
6. Методы аналитической
психологии могут быть использованы также
для анализа мифологии, сравнительного
религоведения и этологии - создавая тем
самым особую сферу - аналитическую культурологию.
Представленная
курсовая работа включает в себя: введение,
основную часть (2 главы с подглавами),
заключение, глоссарий, список использованных
источников и ряд приложений.
1. Биография
Карла Юнга
Карл Густав
Юнг (1875-1961) -- швейцарский психолог, социолог,
культуролог. Он начинал как психиатр
в клинике Цюриха, затем был профессором
университетов Цюриха, Базеля. Испытал
влияние учения 3. Фрейда, стал президентом
Международного психоаналитического
общества. В 1920-1930 гг. отошел от классического
фрейдизма и принципов пансексуализма.
Подобно Аристотелю, ставшему из ученика
Платона его оппонентом, Юнг оказался
в таком же положении по отношению к Фрейду,
создав собственное направление, названное
им «аналитической», «глубинной» психологией
и имеющее большое значение для исследования
бессознательных оснований нормативной
и, в частности, морально-правовой регуляции
социального поведения индивидов и масс.
Юнг увлекался китайской и индийской религией
и философией, совершал экспедиции в Африку,
где изучал обычаи и нравы племен, ведущих
первобытный образ жизни. Основные сочинения:
«Метаморфозы и символы либидо» (1912); «Трансцендентная
функция» (1916); «Об энергетике души» (1928);
«Проблемы души в наше время» (1931); «Действительность
души» (1934); «Психология и религия» (1940);
«О психологии бессознательного» (1943);
«Психология и алхимия», «Психология и
воспитание» (1944); «Символика духа» (1948);
«Символы трансформации», «Ответ Иову»
(1952); «О корнях сознания» (1954); «Современный
миф» (1958); «Подход к бессознательному»
(1961) и др.
2. Аналитическая
психология Карла Юнга
2.1 Структура
личности
В результате
переработки Юнгом психоанализа появился
целый комплекс сложных идей из таких
разных областей знания как психология,
философия, астрология археология, мифология,
теология и литература. Эта широта интеллектуального
поиска в сочетании с непростым и загадочным
авторским стилем Юнга является причиной
того, что его психологическая терапия
наиболее трудна для понимания. Учитывая
эти сложности, мы, тем не менее, надеемся,
что краткое знакомство с взглядами Юнга
послужит вам отправной точкой для дальнейшего
чтения его трудов.
Юнг утверждал,
что душа (в теории Юнга термин, аналогичный
личности) состоит из трех отдельных, но
взаимодействующих структур: эго, личного
бессознательного и коллективного бессознательного.
Эго является
центром сферы сознания. Оно представляет
собой компонент psyche, включающий в себя
все те мысли, чувства, воспоминания и
ощущения, благодаря которым мы чувствуем
свою целостность, постоянство и воспринимаем
себя людьми. Эго служит основой нашего
самосознания, и благодаря ему мы способны
видеть результаты своей обычной сознательной
деятельности.
Личное бессознательное
вмещает в себя конфликты и воспоминания,
которые когда-то осознавались, но теперь
подавлены и забыты. В него входят и те
чувственные впечатления, которым недостает
яркости для того, чтобы быть отмеченным
в сознании. Таким образом, юнговская концепция
личного бессознательного в чем-то похожа
на фрейдовскую. Однако Юнг пошел дальше
Фрейда, сделав упор на том, что личное
бессознательное.
2.2 Архетипы
Психическое
существование человека - сложный, противоречивый
процесс, динамика которого предопределяется
комплексами бессознательных переживаний
- архетипами. Как общие «модели поведения»,
универсальные первообразы, архетипы
укоренились в человеческой психике в
глубокой древности. Они обнаруживают
себя в качестве сквозных мотивов, общепринятых
символов мировой культуры, постигаемых
при помощи религиозной, метафизической,
художественной и нравственной интуиции.
Последнее обстоятельство позволило Юнгу
сформулировать мысль о том, что природу
архетипов легче понять, исходя из целей,
которым они служат.
Каждый архетип
способен сочетаться с личным опытом человека,
вытесненным из сознания и сосредоточившимся
в пределах индивидуального подсознания.
На уровне архетипов реальность не подразделяется
на природную, социальную и духовную. В
них все слито в синкретичные целостности
всеобъемлющих универсалий, каждая из
которых способна порождать бесконечное
множество разнообразных культурных форм.
Юнг сравнивал
коллективное бессознательное с грибницей,
а индивидуальную психику и ее архетипы
с отдельным грибом. В одних случаях архетипы
интегрируются в сознание, а в других нет,
и тогда они способны своим воздействием
оказывать разрушительное воздействие
на личность и ее поведение. Они не поддаются
прямому контролю со стороны сознания,
их содержание не подчиняется попыткам
прямого нормативного регламентирования
средствами моральных и правовых предписаний.
Это, однако, не означает, что бессознательные
начала ориентируют человека только лишь
на нарушение социальных норм.
Виды архетипов.
Существует
значительное количество разнообразных
архетипов. Сам Юнг обозначил и охарактеризовал
лишь некоторые из них.
1. «Тень» --
генетически унаследованное человеком
от архаического прошлого докультурное,
темное содержание опыта, отвергнутое
индивидуальным «я» и оттесненное в область
бессознательного, где оно оформляется
в «анти-я», «не-я» или «тень», как темного
двойника сознательного «я». «Тень» --
та часть психики, которую невозможно
устранить и которая постоянно сопровождает
человека во всех его действиях. Данный
архетип наиболее важен для понимания
природы различий между нормативным и
анормативным поведением. Это своеобразный
резервуар всего докультурного, «зверочеловеческого»,
угрожающего основам духовности, нравственности
и правопорядка, проявляющегося как тяготение
человека к запретному, преступному. Традиционное
религиозное сознание издавна приравнивало
его действие к дьявольскому наваждению.
В работе «Борьба
с тенью» Юнг попытался взглянуть в свете
данного архетипа на личность Гитлера.
В результате диктатор предстал как чудовищная
персонификация всех низменных человеческих
проявлений, как «неадаптивная психопатическая,
безответственная личность, наделенная
острой интуицией беспризорника или крысы».
Для Юнга Гитлер
-- это тень или низшая сторона личности
каждого человека, представленная в ошеломляющих
масштабах. То обстоятельство, что большинству
немцев удалось увидеть в Гитлере своего
темного двойника, заставило их последовать
за ним. Юнг, однако, находит способ обратить
яд в противоядие: он призывает каждого,
увидевшего в диктаторе свою тень, уметь
оценить ее как страшное зло, как наибольшую
опасность для себя и научиться бороться
против нее. Цивилизованный человек должен
уметь направлять собственную разрушительную
агрессивность внутрь своей же психики,
на борьбу со своей «тенью». Архетип «маски»
представляет собой средство прикрытия,
позволяющее спрятать за покровом приобретенной
социальности индивидуальное, сокровенное
«я».Благодаря «маске» человек пытается
выглядеть так, как того требует общественное
мнение. Защищая внутреннее «я» личности,
«маска» может, в конечном счете стать
причиной ее духовной деградации и обезличивания.