Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 23:07, контрольная работа
Целью данного исследования стало изучение психологических проблем андрагогики. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи: изучение андрагогики как науки, андрагогической модели обучения, изучение особенностей образования взрослых, выделение принципов андрагогики. Работа состоит из 2-х глав, введения и заключения
Введение……………………………………………………………………….……….2
1. Андрагогика как наука…………………………………………………..…….5-10
1.1. Андрагогика – понятие, предмет, цели и задачи андрагогики….……….……..5
1.2. Принципы обучения в андрагогике………………………….………………..8-26
2.Психологические проблемы андрагогики…………………..……………...…..11
2.1. Андрагогическая модель обучения…………………………….………………..11
2. 2. Различия в обучении детей и взрослых. ………………..….………………..…21
2.2. Психологические особенности взрослых людей в контексте проблематики их обучения…………………………………………………….……………………...….23
Заключение……………………………………………………..……………..…..….27
Список литературы…………………………………………………………………29
2.3. Психологические особенности взрослых людей в контексте проблематики их обучения.
Вот главные положения теоретических подходов ноттингемской группы к обучению взрослых17.
Человеческие существа – это социальные существа, их надо рассматривать
во взаимодействии с социально-историческим окружением.
1. Наиболее
адекватным социальным
2. Потенциальные возможности постоянного развития мышления, чувств и «самости» у взрослых выражаются в качественных изменениях мыслительных структур, которые и отличают развитие личностных форм компетентного мышления у взрослых от подобного мышления детей или подростков.
3. Наиболее предпочтительно творческое и критическое мышление, способствующее полному развитию взрослого человека, в отличие от некритического восприятия чужих мыслей.
4. Комбинирование группового и индивидуального самообучения способствует развитию творческого и критического мышления в наибольшей степени.
5. Одним из основных компонентов
6. Знание может рассматриваться как открытая или закрытая система. Когда оно рассматривается как открытая система, это значит, что обучающийся может что-то добавить или изменить в ней посредством критического мышления. Но и в том случае, когда оно воспринимается как закрытая система, оно может быть использовано обучающимся для решения своих проблем или создания новых систем.
7. Обучение включает в себя мышление, поиск, открытие, критическо размышление и творческий ответ.
8. Образование – это не передача знаний, а скорее отбор, синтез, открытие и диалог.
Основным видом обучения взрослых авторы считают обучение в группе коллег18. При андрагогическом подходе к обучению взрослых возможны, по мысли авторов, различные методы обучения: экспозиционные, когда содержание обучения организуется и представляется (экспонируется) обучающемуся посторонним источником (преподавателем, лектором, учебником, фильмом и т.п); управленческие методы, когда лидеры (ведущие дискуссий, руководители игр, авторы учебных программ) организуют и направляют учебный процесс таким образом, чтобы обучающиеся достигли заранее определенных целей; поисковые методы, когда содержание обучения не определено целиком и полностью заранее, поскольку учебный процесс включает в себя и постановку проблем, поиск их решений. В этом случае обучающиеся отбирают и организуют информацию, содержание обучения и необходимый опыт с целью изучить проблемы и найти их решение. Как результат поиска возникают новые вопросы и проблемы. Главной целью данного метода обучения является вовлечение обучающихся в мыслительную деятельность. В этом случае восприятие
содержания обучения, или информации, происходит попутно, в процессе:
«мышление
– изучение проблемы – решение
проблемы». Последние методы наиболее
адекватны задачам андрагогической модели
обучения.
Заключение
Современное
общество с его постоянным расширением
различных сфер знаний требует от
индивидуума постоянного
В андрагогической модели весь процесс обучения строится именно на совместной деятельности обучающихся и обучающих. Без этой формы деятельности процесс обучения просто не может быть реализован. Обучающийся организует совместную деятельность с обучающимся на всех основных этапах процесса обучения, а обучающийся активно участвует в этой деятельности.
Таким образом, андрагогическая модель обучения предусматривает и обеспечивает активную деятельность обучающегося, его высокую мотивацию и, следовательно, высокую эффективность процесса обучения.
Подытоживая
весь изученный материал, я определила,
что психологическую проблематику
андрогогики определяют следующие особенности
обучения взрослых людей: 1) взрослый обучающийся
осознает себя все более самостоятельной,
самоуправляемой личностью; 2) он накапливает
все больший запас жизненного (бытового,
профессионального, социального) опыта,
который становится важным источником
обучения его самого и его коллег; 3) его
готовность к обучению (мотивация) определяется
его стремлением при помощи учебной деятельности
решить свои жизненно важные проблемы
и достичь конкретные цели; 4) он стремится
к безотлагательной реализации полученных
ЗУНКов; 5) его учебная деятельность в значительной
мере обусловлена временными, пространственными,
бытовыми, профессиональными, социальными
факторами (условиями). 6) Не только
наличие значительного жизненного опыта,
отличающее взрослого человека, но и наличие
предварительной подготовки в той области
знаний или деятельности, в которой проходит
обучение, диктует целесообразность применения
андрагогических технологических действий
в обучении лиц, независимо от их возраста
и других параметров, характеризующих
взрослых людей. 7) Использование андрагогических
принципов обучения возможно и достаточно
эффективно в той мере, в какой обучающийся,
независимо от возраста, в состоянии по
уровню мотивации, ответственности, предварительной
подготовки, общего развития, наличия
жизненного опыта активно
участвовать в осуществлении всех указанных
выше совместных с преподавателем действий.
8) Педагогику и андрагогику следует рассматривать
как составные части науки об обучении,
которые относятся к разным периодам единого
жизненного и учебного континуума – процесса
обучения человека на протяжении всей
жизни. При этом андрагогика является
отраслью педагогики, а не отдельной наукой.
9) Эффективность обучения в андрагогической
модели обучения в неизмеримо большей
степени по сравнению с педагогической
моделью зависит от мотивации обучаемого,
т.к. сам обучающийся играет ведущую
роль в формировании мотивации и определении
целей обучения.
Список
литературы: