Андрогогика

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 23:07, контрольная работа

Описание работы

Целью данного исследования стало изучение психологических проблем андрагогики. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи: изучение андрагогики как науки, андрагогической модели обучения, изучение особенностей образования взрослых, выделение принципов андрагогики. Работа состоит из 2-х глав, введения и заключения

Содержание

Введение……………………………………………………………………….……….2
1. Андрагогика как наука…………………………………………………..…….5-10
1.1. Андрагогика – понятие, предмет, цели и задачи андрагогики….……….……..5
1.2. Принципы обучения в андрагогике………………………….………………..8-26
2.Психологические проблемы андрагогики…………………..……………...…..11
2.1. Андрагогическая модель обучения…………………………….………………..11
2. 2. Различия в обучении детей и взрослых. ………………..….………………..…21
2.2. Психологические особенности взрослых людей в контексте проблематики их обучения…………………………………………………….……………………...….23
Заключение……………………………………………………..……………..…..….27
Список литературы…………………………………………………………………29

Работа содержит 1 файл

андрогогика работа.doc

— 156.50 Кб (Скачать)

                   ПЛАН: 

Введение……………………………………………………………………….……….2

1. Андрагогика как  наука…………………………………………………..…….5-10

1.1. Андрагогика  – понятие, предмет, цели и задачи андрагогики….……….……..5

1.2. Принципы  обучения в андрагогике………………………….………………..8-26

2.Психологические  проблемы андрагогики…………………..……………...…..11

2.1. Андрагогическая  модель обучения…………………………….………………..11

2. 2. Различия в обучении детей и взрослых. ………………..….………………..…21

2.2. Психологические  особенности взрослых людей в  контексте проблематики их обучения…………………………………………………….……………………...….23

Заключение……………………………………………………..……………..…..….27

Список  литературы…………………………………………………………………29

. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Возрастающая  значимость образования взрослых - общепризнанный факт. В мире нет страны, которая не была бы в той или иной мере обязана ему своим технологическим, социально-экономическим, культурным прогрессом. Равно как и нет страны, которая бы не связывала свое будущее с его дальнейшим развитием. В текущем столетии образованию взрослых  социологи отводят исключительно важную роль. Характерная тенденция исторических изменений в образовании взрослых - его усиливающееся содержательное и организационное обособление, выраженное в расширении сети учреждений, предназначенных исключительно для взрослого населения, в увеличивающемся многообразии предлагаемых ими программ. Как следствие этого глобального процесса, возникает и ширится круг реалий, которых нет в детском и юношеском образовании

    Приоритетная задача образования взрослых - обеспечить человека комплексом знаний и умений, необходимых для активной творческой и приносящей удовлетворение жизни в современном динамично развивающемся обществе. Речь идет о постоянном, непрекращающемся развитии человека как работника, гражданина, личности, индивидуальности в течение всей его жизни.  К настоящему времени сложилась определенная общность взглядов на роль образования взрослых в достижении согласованного прогресса личности и общества и на подходы к осмыслению путей его обновления. Инструментом для достижения всего вышесказанного служит андрагогика – наука об обучении взрослых людей. В это заключается актуальность нашего исследования.

    Окончательное формирование основ андрагогики  было осуществлено в 1970-е годы в работах  американского ученого М.Ш.Ноулса, англичанина П. Джарвиса, американца Р.М.Смита и группы молодых ученых из Ноттингемского университета. В 1970 г. Малколм Шеппард Ноулс издал фундаментальный труд по андрагогике "Современная практика образования взрослых. Андрагогика против педагогики".

    В России фундаментальные положения теории и технологии обучения взрослых были исследованы в диссертации «Становление андрагогики. Развитие теории и технологии обучения взрослых» доктора пед. наук: Змеёва С.И.. Также проблемами андрагогики занимались Калиновский Ю. И., Сафина З.Н., Ломтева Т. Н., Коноваленко Т.А. и т .д. Появляются исследования андрагогических подходов при обучении либо по конкретным учебным дисциплинам (Рыжикова Е.П. «Научно-педагогические условия изучения иностранного языка в системе андрагогики». Дис. … канд. пед. наук : 13.00.01. - М. , 2001), либо специфических контингентов обучающихся (Петров С.В. «Андрагогические условия формирования мотивации профессионального становления сотрудников органов внутренних дел». Дис. … канд. пед. наук : 13.00.08. - Калининград , 2001). Замечательно, что вопросы, связанные с обучением взрослых, с андрагогическим подходом к организации обучения и к деятельности специалистов в среде взрослых людей, анализировались также уже в контексте социальных, философских и методических проблем в смежных науках о человеке, в частности, в философии и социологии. Примечательно появление диссертации «Образование взрослых в философско-социальном измерении: парадигмы и жизненный смысл». Дис. канд. философских наук: 09. 00. 11. - Екатеринбург, 2003 (Некрасов В.С.). В ней автор формулирует «концепцию образовательной деятельности взрослых как андрагогически реализованного практического и познавательного преобразования человеком самого себя в условиях здорового общества». Проблемы образования взрослых, деятельности и подготовки специалистов-андрагогов стали предметом глубокого анализа в ряде монографий и научных сборников, опубликованных в последние годы (см., например: Змеёв С. И. Андрагогика: основы теории и технологии обучения взрослых. - М. : Per Se , 2003; Андрагог в открытом обществе : (Материалы рос.-пол. семинара). Под ред. Е. А. Соколовской, Т. В. Шадриной). - Калиновский Ю.И. Введение в андрагогику. Мобильность педагога в образовании взрослых. – С-Пб., 2000; Никитин Э.М. Андрагогика: история и современность.- М.: АПКиПРО, 2003 и др.) и др.

    Целью данного исследования стало изучение психологических проблем андрагогики. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи: изучение андрагогики как науки, андрагогической модели обучения, изучение особенностей образования взрослых, выделение принципов андрагогики. Работа состоит из 2-х глав, введения и заключения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Андрагогика как  наука

1.1. Андрагогика – понятие, предмет, цели и задачи андрагогики.

     Вся история становления и развития обучения человека как самостоятельной области его деятельности указывает на то, что обучение должно быть непрерывным и адаптивным. Поскольку персонал предприятий составляют взрослые люди, то обучение должно осуществляться с учетом их возрастных, социально-психологических, национальных и прочих особенностей. На это и направлена современная педагогическая наука — андрагогика (от гр. aner, andros — взрослый мужчина, зрелый муж + ago — веду): отрасль педагогической науки, раскрывающая теоретические и практические проблемы обучения, воспитания и образования взрослого человека в течение всей его жизни1.

     В широком смысле андрагогику следует  понимать как науку личностной самореализации человека в течение всей его жизни. Как известно, часть людей реализуется  в молодом возрасте, но многие раскрываются постепенно, накапливая знания, опыт, умения и навыки в течение всей своей жизни. Андрагогика способствует такому раскрытию личности, помогает найти свое место в жизни, реализовать свои скрытые способности.

     Андрагогика осуществляет древнейшую формулу обучения: non scholae, sed vitae discimus — учимся не для школы, а для жизни.

     Как науку андрагогику отделяют от педагогики, так как педагогика — обучение и воспитание ребенка (от гр. paidos — ребенок), при этом многие результаты на самом деле оказываются важными только для школы.

     Впервые термин «андрагогика» был введен в 1833 г. немецким историком эпохи  Просвещения А. Каппом2. Однако против подхода непрерывного обучения было много противников, так как не все признавали и необходимость, и возможность этого. Так, немецкий философ, психолог и педагог, основатель школы в немецкой педагогике XIX в. Г.И. Фридрих выразил свое несогласие с «узаконенным вечным несовершеннолетием» человека.

     В XIX в. Э.Л. Трондайк показал, что кривая способности к учебе спадает очень медленно в период от 22 до 45 лет, и для низшего интеллекта она спадает не быстрее, чем для высшего.

В 1970 г. М.Ш. Ноулс издал фундаментальный  труд по андрагогике «Современная практика образования взрослых. Андрагогика  против педагогики». В нем он сформулировал основные положения андрагогики3:

  1. взрослому человеку, который обучается, — обучающемуся (а не обучаемому) принадлежит ведущая роль в процессе обучения;
  2. он, являясь сформировавшейся личностью, ставит перед собой конкретные цели обучения, стремится к самостоятельности, самореализации, самоуправлению;
  3. взрослый человек обладает профессиональным и жизненным опытом, знаниями, умениями, навыками, которые должны быть использованы в процессе обучения;
  4. взрослый ищет скорейшего применения полученным при обучении знаниям и умениям;
  5. процесс обучения в значительной степени определяется временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами, которые либо ограничивают, либо способствуют ему;
  6. процесс обучения организован в виде совместной деятельности обучающегося и обучающего на всех его этапах.

   Основная  цель андрогогики -  выработать особые методы обучения, максимально отображающие специфику работы с учениками  зрелого возраста и прмиенить  их на практике.

     Андрагоги - это специалисты в области учебной, воспитательной, реабилитационной, информационно-ориентационной и организационной работы со взрослыми. Специалисты-андрагоги могут найти себе применение в производственной и социальной сферах: в административно-управленческих структурах, службах производственно-экономического образования, на биржах труда, в службах занятости, социальной помощи, в центрах психологической, медицинской реабилитации, в центрах информации и ориентации населения в сфере образовательных услуг. Специалисты-андрагоги могут занимать должности: преподавателя-андрагога, консультанта, эксперта, тьютора (куратора, наставника), научного работника, работника управления (администратора, руководителя), методиста, инспектора, социального работника4.

   Основными функционально-должностными обязанностями  специалиста андрагога могут  быть: 1. Организация и реализация процесса обучения взрослых людей на любых уровнях и в любых  сферах непрерывного образования (преподаватель-андрагог). 2. Оказание помощи в научно обоснованной организации и реализации учебного процесса, оценка качества учебного процесса, качества знаний, аттестация андрагогических кадров и учебных заведений для взрослых (инспектор, методист, эксперт, тьютор). 3. Проведение научно-исследовательской работы по проблемам образования взрослых (научный работник). 4. Проведение консультационной, социально-реабилитационной работы со взрослыми по вопросам производственной, учебной, социальной, личной жизни (консультант, социальный работник, работник информационно-ориентационной службы в сфере образовательных услуг). 5. Осуществление организационно-управленческой деятельности в учебных заведениях, на предприятиях, в организациях и учреждениях производственной и социальной сфер (работник управленческого аппарата). Образование и просвещение взрослых является основной сферой деятельности андрагогов. Преподаватель-андрагог - главный специалист в области работы со взрослыми людьми. К сфере их деятельности, естественно, относится также подготовка кадров преподавателей для обучения андрагогов и проведение научных исследований в области образования взрослых. Специалист-андрагог, прежде всего преподаватель, для успешного выполнения своих функций должен обладать высоким уровнем компетентности по дисциплинам общенаучной, общекультурной профессиональной подготовки, включая блоки медико-биологических и психолого-педагогических дисциплин. Вместе с тем андрагог обязан быть компетентным специалистом в области психологии взрослых людей, психологии, теории и технологии обучения взрослых, а также обладать необходимыми для работы в среде взрослых людей качествами: терпимостью, эмпатией, коммуникативностью, тактичностью, самокритичностью, организаторскими способностями. Приобретение основных компетентностей специалиста-андрагога возможно при изучении как основ общенаучных дисциплин, так и соответствующих дисциплин предметной андрагогической подготовки.  

1.2. Принципы обучения  в андрагогике.

      На  основании рассмотренных выше положений андрагогики можно сформулировать основные андрагогические принципы обучения, которые и составляют фундамент теории обучения взрослых.

      Некоторые принципы обучения распространяются как  на андрагогическую, так и на педагогическую модели обучения. Сначала перечислим общие для обеих моделей принципы:

     Принцип совместной деятельности. Данный принцип предусматривает совместную деятельность обучающегося с обучающим, а также с другими обучающимися по планированию, организации, оцениванию и коррекции процесса обучения.

     Индивидуализация  обучения. В соответствии с этим принципом каждый обучающийся совместно с обучающим, а в некоторых случаях и с другими обучающимися, создает индивидуальную программу обучения, ориентированную на конкретные образовательные потребности и цели обучения и учитывающую опыт, уровень подготовки, психофизиологические, когнитивные особенности обучающегося.

     Системность обучения. Этот принцип предусматривает соблюдение соответствия целей, содержания, форм, методов, средств обучения и оценивания результатов обучения.

     Принцип осознанности обучения. Он означает осознание, осмысление обучающимся и обучающим всех параметров процесса обучения и своих действий по организации процесса обучения.

Следующие принципы распространяются только на аднрагогическую модель обучения:

     Приоритет самостоятельного обучения. Самостоятельная деятельность обучающихся является основным видом учебной работы взрослых обучающихся. Под самостоятельной деятельностью понимается не проведение самостоятельной работы как вида учебной деятельности, а самостоятельное осуществление обучающимися организации процесса своего обучения.

     Принцип опоры на опыт обучающегося. Согласно этому принципу жизненный (бытовой, социальный, профессиональный) опыт обучающегося используется в качестве одного из источников обучения как самого обучающегося, так и его товарищей.

     Контектстность  обучения (термин А.А.Вербицкого). В соответствии с этим принципом обучение, с одной стороны, преследует конкретные, жизненно важные для обучающегося цели, ориентировано на выполнение им социальных ролей или совершенствование личности, а с другой стороны, строится с учетом профессиональной, социальной, бытовой  деятельности обучающегося и его пространственных, временных, профессиональных, бытовых факторов (условий).

Информация о работе Андрогогика