Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 23:07, контрольная работа
Целью данного исследования стало изучение психологических проблем андрагогики. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи: изучение андрагогики как науки, андрагогической модели обучения, изучение особенностей образования взрослых, выделение принципов андрагогики. Работа состоит из 2-х глав, введения и заключения
Введение……………………………………………………………………….……….2
1. Андрагогика как наука…………………………………………………..…….5-10
1.1. Андрагогика – понятие, предмет, цели и задачи андрагогики….……….……..5
1.2. Принципы обучения в андрагогике………………………….………………..8-26
2.Психологические проблемы андрагогики…………………..……………...…..11
2.1. Андрагогическая модель обучения…………………………….………………..11
2. 2. Различия в обучении детей и взрослых. ………………..….………………..…21
2.2. Психологические особенности взрослых людей в контексте проблематики их обучения…………………………………………………….……………………...….23
Заключение……………………………………………………..……………..…..….27
Список литературы…………………………………………………………………29
ПЛАН:
Введение…………………………………………………………
1.
Андрагогика как
наука…………………………………………………..…….
1.1. Андрагогика – понятие, предмет, цели и задачи андрагогики….……….……..5
1.2. Принципы
обучения в андрагогике………………………….………………..
2.Психологические
проблемы андрагогики…………………..……………...….
2.1. Андрагогическая
модель обучения…………………………….………
2. 2. Различия в обучении детей и взрослых. ………………..….………………..…21
2.2. Психологические
особенности взрослых людей в
контексте проблематики их
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
.
Введение
Возрастающая значимость образования взрослых - общепризнанный факт. В мире нет страны, которая не была бы в той или иной мере обязана ему своим технологическим, социально-экономическим, культурным прогрессом. Равно как и нет страны, которая бы не связывала свое будущее с его дальнейшим развитием. В текущем столетии образованию взрослых социологи отводят исключительно важную роль. Характерная тенденция исторических изменений в образовании взрослых - его усиливающееся содержательное и организационное обособление, выраженное в расширении сети учреждений, предназначенных исключительно для взрослого населения, в увеличивающемся многообразии предлагаемых ими программ. Как следствие этого глобального процесса, возникает и ширится круг реалий, которых нет в детском и юношеском образовании
Приоритетная задача образования взрослых - обеспечить человека комплексом знаний и умений, необходимых для активной творческой и приносящей удовлетворение жизни в современном динамично развивающемся обществе. Речь идет о постоянном, непрекращающемся развитии человека как работника, гражданина, личности, индивидуальности в течение всей его жизни. К настоящему времени сложилась определенная общность взглядов на роль образования взрослых в достижении согласованного прогресса личности и общества и на подходы к осмыслению путей его обновления. Инструментом для достижения всего вышесказанного служит андрагогика – наука об обучении взрослых людей. В это заключается актуальность нашего исследования.
Окончательное
формирование основ андрагогики
было осуществлено в 1970-е годы в работах
американского ученого М.Ш.
В России фундаментальные положения теории и технологии обучения взрослых были исследованы в диссертации «Становление андрагогики. Развитие теории и технологии обучения взрослых» доктора пед. наук: Змеёва С.И.. Также проблемами андрагогики занимались Калиновский Ю. И., Сафина З.Н., Ломтева Т. Н., Коноваленко Т.А. и т .д. Появляются исследования андрагогических подходов при обучении либо по конкретным учебным дисциплинам (Рыжикова Е.П. «Научно-педагогические условия изучения иностранного языка в системе андрагогики». Дис. … канд. пед. наук : 13.00.01. - М. , 2001), либо специфических контингентов обучающихся (Петров С.В. «Андрагогические условия формирования мотивации профессионального становления сотрудников органов внутренних дел». Дис. … канд. пед. наук : 13.00.08. - Калининград , 2001). Замечательно, что вопросы, связанные с обучением взрослых, с андрагогическим подходом к организации обучения и к деятельности специалистов в среде взрослых людей, анализировались также уже в контексте социальных, философских и методических проблем в смежных науках о человеке, в частности, в философии и социологии. Примечательно появление диссертации «Образование взрослых в философско-социальном измерении: парадигмы и жизненный смысл». Дис. канд. философских наук: 09. 00. 11. - Екатеринбург, 2003 (Некрасов В.С.). В ней автор формулирует «концепцию образовательной деятельности взрослых как андрагогически реализованного практического и познавательного преобразования человеком самого себя в условиях здорового общества». Проблемы образования взрослых, деятельности и подготовки специалистов-андрагогов стали предметом глубокого анализа в ряде монографий и научных сборников, опубликованных в последние годы (см., например: Змеёв С. И. Андрагогика: основы теории и технологии обучения взрослых. - М. : Per Se , 2003; Андрагог в открытом обществе : (Материалы рос.-пол. семинара). Под ред. Е. А. Соколовской, Т. В. Шадриной). - Калиновский Ю.И. Введение в андрагогику. Мобильность педагога в образовании взрослых. – С-Пб., 2000; Никитин Э.М. Андрагогика: история и современность.- М.: АПКиПРО, 2003 и др.) и др.
Целью
данного исследования стало изучение
психологических проблем андрагогики.
В соответствии с целью были поставлены
следующие задачи: изучение андрагогики
как науки, андрагогической модели обучения,
изучение особенностей образования взрослых,
выделение принципов андрагогики. Работа
состоит из 2-х глав, введения и заключения
1. Андрагогика как наука
1.1. Андрагогика – понятие, предмет, цели и задачи андрагогики.
Вся история становления и развития обучения человека как самостоятельной области его деятельности указывает на то, что обучение должно быть непрерывным и адаптивным. Поскольку персонал предприятий составляют взрослые люди, то обучение должно осуществляться с учетом их возрастных, социально-психологических, национальных и прочих особенностей. На это и направлена современная педагогическая наука — андрагогика (от гр. aner, andros — взрослый мужчина, зрелый муж + ago — веду): отрасль педагогической науки, раскрывающая теоретические и практические проблемы обучения, воспитания и образования взрослого человека в течение всей его жизни1.
В широком смысле андрагогику следует понимать как науку личностной самореализации человека в течение всей его жизни. Как известно, часть людей реализуется в молодом возрасте, но многие раскрываются постепенно, накапливая знания, опыт, умения и навыки в течение всей своей жизни. Андрагогика способствует такому раскрытию личности, помогает найти свое место в жизни, реализовать свои скрытые способности.
Андрагогика осуществляет древнейшую формулу обучения: non scholae, sed vitae discimus — учимся не для школы, а для жизни.
Как науку андрагогику отделяют от педагогики, так как педагогика — обучение и воспитание ребенка (от гр. paidos — ребенок), при этом многие результаты на самом деле оказываются важными только для школы.
Впервые термин «андрагогика» был введен в 1833 г. немецким историком эпохи Просвещения А. Каппом2. Однако против подхода непрерывного обучения было много противников, так как не все признавали и необходимость, и возможность этого. Так, немецкий философ, психолог и педагог, основатель школы в немецкой педагогике XIX в. Г.И. Фридрих выразил свое несогласие с «узаконенным вечным несовершеннолетием» человека.
В XIX в. Э.Л. Трондайк показал, что кривая способности к учебе спадает очень медленно в период от 22 до 45 лет, и для низшего интеллекта она спадает не быстрее, чем для высшего.
В 1970 г. М.Ш. Ноулс издал фундаментальный труд по андрагогике «Современная практика образования взрослых. Андрагогика против педагогики». В нем он сформулировал основные положения андрагогики3:
Основная цель андрогогики - выработать особые методы обучения, максимально отображающие специфику работы с учениками зрелого возраста и прмиенить их на практике.
Андрагоги - это специалисты в области учебной, воспитательной, реабилитационной, информационно-ориентационной и организационной работы со взрослыми. Специалисты-андрагоги могут найти себе применение в производственной и социальной сферах: в административно-управленческих структурах, службах производственно-экономического образования, на биржах труда, в службах занятости, социальной помощи, в центрах психологической, медицинской реабилитации, в центрах информации и ориентации населения в сфере образовательных услуг. Специалисты-андрагоги могут занимать должности: преподавателя-андрагога, консультанта, эксперта, тьютора (куратора, наставника), научного работника, работника управления (администратора, руководителя), методиста, инспектора, социального работника4.
Основными
функционально-должностными обязанностями
специалиста андрагога могут
быть: 1. Организация и реализация
процесса обучения взрослых людей на
любых уровнях и в любых
сферах непрерывного образования (преподаватель-андрагог).
2. Оказание помощи в научно обоснованной
организации и реализации учебного процесса,
оценка качества учебного процесса, качества
знаний, аттестация андрагогических кадров
и учебных заведений для взрослых (инспектор,
методист, эксперт, тьютор). 3. Проведение
научно-исследовательской работы по проблемам
образования взрослых (научный работник).
4. Проведение консультационной, социально-реабилитационной
работы со взрослыми по вопросам производственной,
учебной, социальной, личной жизни (консультант,
социальный работник, работник информационно-ориентационной
службы в сфере образовательных услуг).
5. Осуществление организационно-управленческой
деятельности в учебных заведениях, на
предприятиях, в организациях и учреждениях
производственной и социальной сфер (работник
управленческого аппарата). Образование
и просвещение взрослых является основной
сферой деятельности андрагогов. Преподаватель-андрагог
- главный специалист в области работы
со взрослыми людьми. К сфере их деятельности,
естественно, относится также подготовка
кадров преподавателей для обучения андрагогов
и проведение научных исследований в области
образования взрослых. Специалист-андрагог,
прежде всего преподаватель, для успешного
выполнения своих функций должен обладать
высоким уровнем компетентности по дисциплинам
общенаучной, общекультурной профессиональной
подготовки, включая блоки медико-биологических
и психолого-педагогических дисциплин.
Вместе с тем андрагог обязан быть компетентным
специалистом в области психологии взрослых
людей, психологии, теории и технологии
обучения взрослых, а также обладать необходимыми
для работы в среде взрослых людей качествами:
терпимостью, эмпатией, коммуникативностью,
тактичностью, самокритичностью, организаторскими
способностями. Приобретение основных
компетентностей специалиста-андрагога
возможно при изучении как основ общенаучных
дисциплин, так и соответствующих дисциплин
предметной андрагогической подготовки.
1.2. Принципы обучения в андрагогике.
На основании рассмотренных выше положений андрагогики можно сформулировать основные андрагогические принципы обучения, которые и составляют фундамент теории обучения взрослых.
Некоторые принципы обучения распространяются как на андрагогическую, так и на педагогическую модели обучения. Сначала перечислим общие для обеих моделей принципы:
Принцип совместной деятельности. Данный принцип предусматривает совместную деятельность обучающегося с обучающим, а также с другими обучающимися по планированию, организации, оцениванию и коррекции процесса обучения.
Индивидуализация обучения. В соответствии с этим принципом каждый обучающийся совместно с обучающим, а в некоторых случаях и с другими обучающимися, создает индивидуальную программу обучения, ориентированную на конкретные образовательные потребности и цели обучения и учитывающую опыт, уровень подготовки, психофизиологические, когнитивные особенности обучающегося.
Системность обучения. Этот принцип предусматривает соблюдение соответствия целей, содержания, форм, методов, средств обучения и оценивания результатов обучения.
Принцип осознанности обучения. Он означает осознание, осмысление обучающимся и обучающим всех параметров процесса обучения и своих действий по организации процесса обучения.
Следующие принципы распространяются только на аднрагогическую модель обучения:
Приоритет самостоятельного обучения. Самостоятельная деятельность обучающихся является основным видом учебной работы взрослых обучающихся. Под самостоятельной деятельностью понимается не проведение самостоятельной работы как вида учебной деятельности, а самостоятельное осуществление обучающимися организации процесса своего обучения.
Принцип опоры на опыт обучающегося. Согласно этому принципу жизненный (бытовой, социальный, профессиональный) опыт обучающегося используется в качестве одного из источников обучения как самого обучающегося, так и его товарищей.
Контектстность обучения (термин А.А.Вербицкого). В соответствии с этим принципом обучение, с одной стороны, преследует конкретные, жизненно важные для обучающегося цели, ориентировано на выполнение им социальных ролей или совершенствование личности, а с другой стороны, строится с учетом профессиональной, социальной, бытовой деятельности обучающегося и его пространственных, временных, профессиональных, бытовых факторов (условий).