Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 13:50, реферат
Как и системный, ситуационный подход не является простым набором предписываемых руководств, это скорее способ мышления об организационных проблемах и их решениях. В нем также сохранена концепция процесса управления, применимая ко всем организациям. Но ситуационный подход признает, что, хотя общий процесс одинаков, специфические приемы, которые должен использовать руководитель для эффективного достижения целей организации, могут значительно варьировать. Ситуационный подход направлен на реализацию возможностей прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям.
Как и системный, ситуационный
подход не является простым набором
предписываемых руководств, это скорее
способ мышления об организационных
проблемах и их решениях. В нем
также сохранена концепция
Ситуационный подход
пытается увязать конкретные
приемы и концепции с
Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций. Он пытается определить, каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации. Методологию ситуационного подхода можно объяснить как четырехшаговый процесс.
1 Руководитель должен
быть знаком со средствами
профессионального управления, которые
доказали свою эффективность.
Это подразумевает понимание
процесса управления, индивидуального
и группового поведения,
2. Каждая из управленческих
концепций и методик имеет
свои сильные и слабые стороны,
3. Руководитель должен
уметь правильно
4. Руководитель должен
уметь увязывать конкретные
Ситуационный подход расширил практическое применение теории систем, определив основные внутренние и внешние переменные, которые влияют на организацию. Поскольку в соответствии с этим подходом методики и концепции должны быть применимы к конкретным ситуациям, ситуационный подход часто называют ситуационным мышлением. С точки зрения ситуации «лучшего способа» управления не существует.
Системный подход в управлении
основывается на том, что всякая организация
представляет собой систему, состоящую
из частей, каждая из которых обладает
своими собственными целями. Руководитель
должен исходить из того, что для
достижения общих целей организации
необходимо рассматривать её как
единую систему. При этом стремиться
выявить и оценить
В системном подходе существует
два основных типа систем: закрытые
и открытые. Закрытая система имеет
жесткие фиксированные границы,
ее действия относительно независимы
от среды, окружающей систему. Часы —
знакомый пример закрытой системы. Взаимозависимые
части часов двигаются
Так же есть и подсистемы. Крупные составляющие сложных систем, таких как организация, человек или машина, зачастую сами являются системами. Эти части называются подсистемами.
Системный подход рассматривает организацию как открытую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных подсистем. Организация получает ресурсы из внешней среды, обрабатывает их и выдает товары и услуги во внешнюю среду. Теория систем помогает руководителям понять взаимозависимость между отдельными частями организации и между организацией и средой, окружающей ее.
Деятельность работников
органов внутренних дел осуществляется
в условиях, составным и важным
аспектом которых объективно выступает
психологическая реальность. Умение
разобраться во всем объеме психологических
особенностей и нюансов своей
работы характеризуют уровень
Однако подготовка сотрудника
к преодолению психологических
трудностей не стала еще повседневным
явлением. Слабая профессионально-
Когда сотрудник не в состоянии проанализировать и отрегулировать человеческие поступки и отношения (т.к. на него давит груз ответственности за решение стоящей служебной задачи), он попадает в ситуацию, подталкивающую его к использованию силовых методов: домогательства, насилия, угроз и других незаконных мер.
Профессионально-
Методологической основой нашего исследования выступают субъектный подход к исследованию психики (Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В., Знаков В.В., Журавлев А.Л., Конопкин О.А. и др.), в русле которого регулирующая роль самосознания признается важнейшим критерием развития личности как субъекта жизнедеятельности; субъектно-деятельностный подход (Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В., Моросанова В.И., Рубинштейн С.Л., Якиманская И.С.), согласно которому основными характеристиками субъектной активности личности являются ее творческий характер, способность к саморегулированию и самоорганизации; системный подход, проявляющийся в стремлении привести развивающуюся личность к более оптимальному способу организации (А.А. Деркач); деятельностный подход, признающий деятельность ведущим условием полноценного развития и саморазвития личности; положения педагогической и психологической науки об отражательной и регулирующей функциях психики, об акмеологических инвариантах развития деятельностной активности зрелой личности; а также принципы активности, детерминизма, единства сознания и деятельности, социального и биологического, индивидуального и общественного [1, 5, 6, 8].
Любая профессиональная деятельность предъявляет к человеку определенные требования и накладывает своеобразный отпечаток на его личность и весь образ жизни. И для того, чтобы определить, какими личностными качествами, обусловливающими эффективность профессиональной деятельности должен обладать сотрудник органов внутренних дел, необходимо подвергнуть психологическому анализу саму эту деятельность, выявить ее специфические особенности, раскрыть ее структуру.
Благодаря системному анализу профессиональной деятельности сотрудника правоохранительных органов, мы акцентируем внимание на исследовании следующих подсистем: когнитивная; эмоционального реагирования; мотивационная; практической деятельности.
Важность когнитивной
подсистемы (подсистемы поиска и переработки
информации) состоит в том, что
специалист может достигать успехов
в профессиональной деятельности лишь
тогда, когда его внутренний информационный
запас соответствует
Значение подсистемы эмоционального реагирования обусловлено особой значимостью для человека чувств и эмоций. Следует отметить, что его суть заключается в переживаниях сотрудника органов внутренних дел, общем состоянии удовлетворенности (неудовлетворенности) взаимоотношениями с товарищами по работе, руководителями и подчиненными, своим положением в коллективе [3].
Мотивационная подсистема характеризует
степень принятия специалистом целей
и ценностей трудового
Отличительной чертой подсистемы практической деятельности является то, что, получив необходимую для ориентации эмоционально окрашенную информацию и опираясь на конкретный тип мотивации и волевой регуляции, специалист принимает решение на действие в осуществлении служебных задач [4].
Правоохранительная
-профессионально-
-психологическую устойчивость;
-развитые волевые качества:
умение владеть собой в
-хорошо развитые
-способность оказывать
психологическое воздействие
-развитые профессионально-
- профессионально развитое мышление, склонность к напряженной умственной работе, сообразительность, развитую интуицию;
-быстроту реакции, умение
ориентироваться в сложной
Таким образом, особенности
правоохранительной деятельности требуют
развития эмоционально-волевой
В современных условиях деятельности сотрудников органов внутренних дел успех выполняемой ими работы, эффективность совместного труда, психологический климат в коллективе в значительной степени зависят от умения регулировать свое поведение, сдерживать чувства, контролировать настроение, считаясь с требованиями ситуации окружающих. На наш взгляд, сотрудникам органов внутренних дел особенно необходимы четкий самоконтроль, высокое самообладание, способность принимать оперативные решения, управлять служебными операциями, поведением и эмоциями.
Не вызывает сомнения, что умение путем саморегуляции снять эмоциональное напряжение, подавить чувство страха и неуверенности, сконцентрировать внимание и мобилизовать все силы для выполнения поставленной задачи является чрезвычайно важным качеством сотрудника правоохранительных органов.
Принципиально психическая саморегуляция имеет две целевые установки: с одной стороны, создание максимально благоприятных психологических предпосылок для успешного выполнения служебной деятельности, с другой облегчение перехода к отдыху. [8].
Мы полагаем, что сущность психической саморегуляции состоит в том, что чувства, накапливаемые в процессе общения с окружающей средой и познания собственного организма, человек делает предметом систематической тренировки, чтобы воздействовать на свое психическое состояние и организм в целом.
Психическая саморегуляция с помощью эмоционально-волевой тренировки опирается на важный общий принцип функционирования организма: постоянную обратную связь, реафферентную сигнализацию центральной нервной системы о выполнении физиологических процессов. Эти сигналы могут восприниматься дифференцировано и создавать основу, на которой строится содержание программ эмоционально-волевой тренировки (тренировка чувства внутренней раскованности, резкости, напряжения, расслабления и т.д.) [7].
Процесс эмоционально-волевой саморегуляции строится на трех основополагающих принципах: релаксации; визуализации; самовнушения.