Аналитическая психология К.Юнга

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 06:21, реферат

Описание работы

Когда психологи обращаются к изучению личности, что, пожалуй, первое, с чем они сталкиваются, это многообразие свойств и их проявлений в ее поведении. Интересы и мотивы, склонности и способности, характер и темперамент, идеалы, ценностные ориентации, волевые, эмоциональные и интеллектуальные особенности, соотношение сознательного и несознательного (подсознательного) и многое другое - вот далеко неполный перечень характеристик, с которыми приходится иметь дело, если мы пытаемся нарисовать психологический портрет личности.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………………..3

1.Личность Карла Юнга ……………………………………………………………………………4
2.Воззрения Карла Юнга на вопросы культуры в целом ……………………………………..4
3. Аналитическая психология: основные концепции и принципы. …………………………..5
3-1. Структура личности …………………………………………………………………………...5
3-2. Архетипы ………………………………………………………………………………………..6
3-3. Некоторые наиболее важные архетипы ……………………………………………………7
3-4. Эго-направленность …………………………………………………………………………...8
3-5. Психологические функции ……………………………………………………………………9
3-6. Развитие личности …………………………………………………………………………….10
4. Критика идей Карла Юнга ………………………………………………………………………10

Заключение …………………………………………………………………………………………..11

Список используемой литературы ………………

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 45.62 Кб (Скачать)

  

 4. КРИТИКА ИДЕЙ КАРЛА ЮНГА

Многие современники К. Юнга восприняли его идеи в штыки. Теперь, несколько  десятилетий спустя, можно сказать, что определенный отбор среди  идей Юнга завершен. Многие постулаты  признаны, некоторые отвергнуты.

Определенной ошибкой, точнее,  упрощенным взглядом на вещи, можно считать то, что культура у Юнга - лишь предмет психоанализа. Он не учитывал факт комплексности и неоднородности явления культуры, что привело к определенной однобокости теории.

И все же, интерес к идеям автора теории "архетипов" сохраняется и по сей день. Первые шаги культура делала не только под воздействием сознания, в то время еще слабого и неоформившегося, но и под влияние мощных толчков подсознания, которое преобладало в мотивации и поведении первобытного общества. Это влияние оставило след в мифах, религии, символике и многом другом. Поэтому было бы несправедливо и опрометчиво видеть в трудах Карла Юнга лишь абсолютацию мистического и иррационального в сознании личности. Нужно отдать должное той стройной, убедительной и во многом справедливой теории, которую создал Карл Густав Юнг.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Отойдя от теории Фрейда, Юнг обогатил наши представления о содержании и структуре личности. Хотя его  концепции о коллективном бессознательном  и архетипах трудны для понимания и не поддаются эмпирической проверке, они продолжают пленять очень многих. Его понимание бессознательного как богатого и жизненно необходимого источника мудрости вызвало новую волну интереса к его теории у современного поколения студентов и профессиональных психологов. К тому же Юнг одним из первых признал позитивный вклад религиозного, духовного и даже мистического опыта в развитие личности. В этом состоит его особая роль как предшественника гуманистического направления в персонологии. Поспешим добавить, что в последние годы среди интеллектуальной общественности Соединенных Штатов наблюдается рост популярности аналитической психологии и согласие со многими ее положениями. Теологи, философы, историки и представители многих других дисциплин считают творческие находки Юнга чрезвычайно полезными в своей работе. Тем не менее, теория Юнга большей частью не поднимается выше уровня предположений. Его основные гипотезы не предоставляют достаточных возможностей для серьезной проверки. Отчасти, причиной служит тот факт, что многие его концепции не определены настолько четко, чтобы можно было оценить их валидность. Также надо принять во внимание то обстоятельство, что сам Юнг скептически оценивал роль научного метода в валидизации своих идей. За исключением использования метода словесных ассоциаций при изучении комплексов, Юнг искал подтверждения своей теории в мифах, легендах, фольклоре, а также в сновидениях и фантазиях своих пациентов.

Редкие исследования, посвященные  проверке юнговской теории, касаются почти исключительно его классификации психологических типов. В этих исследованиях широко используется опросник самооценки «Индикатор типа Майерс-Бриггс», предназначенный для измерения индивидуальных различий на основе типологии Юнга. Экспериментальные работы, в которых используется этот тест, подтверждают некоторые предсказания Юнга о различиях в индивидуальных воспоминаниях и содержании сновидений у представителей разных типов личности. Однако значение полученных результатов данных снижается тем фактом, что в опроснике используются не 8 юнговских основных типов, но 16 различных типов личности, причем некоторые из них не являются независимыми. Как и в случае многих других теорий, приведенных в этой книге, теория Юнга нуждается в гораздо большем количестве эмпирических исследований, чтобы ее влияние в области теории личности не ослабевало.

Юнг предложил достаточно обширную и впечатляющую систему взглядов на природу человеческой психики.  Его труды включают глубоко разработанную теорию структуры и динамики психическо-сознательного и бессознательного, обстоятельную теорию психических типов и, что еще важнее, детальное описание универсальных и психических образов, берущих свое начало в глубинных пластах бессознательной психики.  Юнг называл эти изначальные образы архетипами коллективного бессознательного.

Понятие архетипов коллективного  бессознательного придает аналитической  психологии дополнительное измерение  по сравнению с другими школами  психологии и психотерапии, связывая ее учение со всей историей эволюции человеческой психики во всех ее культурных проявлениях.  Аналитическую психологию следует отличать от физиологической экспериментальной психологии, стремящихся свести целостные психические явления к их составным элементам, равно как и от поведенческой психологии, интерес которой сосредоточен на поведении субъекта как совокупности реакций организма на стимулы внешней Среды.  Задача аналитической психологии - раскрыть психический мир человека как естественное целое явление, не ограничивается лишь терапией неврозов или изучением его интеллекта или патологических особенностей.  Вместе с тем, как неоднократно подчеркивал сам Юнг, аналитическая психология есть практическая дисциплина в том смысле, что наряду с познанием целостной природы психики она оказывается и техникой психического развития, применимой к обычным людям, является вспомогательным средством в области медицинской и педагогической, религиозной и культурной деятельности.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

1.           "Воспоминания, сновидения, размышления",К.Г.Юнг, Киев,1994 Г.

2.            "Аналитическая психология, прошлое и настоящее", К.Г.Юнг, Москва, 1995 г.

3.            "Душа и миф, шесть архетипов", К.Г.Юнг, Киев-Москва, 1997 г.              

4.           "История психологии", М.Г.Ярошевский,   Москва, 1976г.

5.             Психология личности в социалистическом обществе.  Москва, 1989г.

6.           "Психология", Р.С.Немов , 2 тома  Москва, 1994г.

7. Международная компьютерная сеть INTERNET и ее информационные ресурсы   

  

  

 

 


Информация о работе Аналитическая психология К.Юнга