Аналитическая психология К.Юнга

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 06:21, реферат

Описание работы

Когда психологи обращаются к изучению личности, что, пожалуй, первое, с чем они сталкиваются, это многообразие свойств и их проявлений в ее поведении. Интересы и мотивы, склонности и способности, характер и темперамент, идеалы, ценностные ориентации, волевые, эмоциональные и интеллектуальные особенности, соотношение сознательного и несознательного (подсознательного) и многое другое - вот далеко неполный перечень характеристик, с которыми приходится иметь дело, если мы пытаемся нарисовать психологический портрет личности.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………………..3

1.Личность Карла Юнга ……………………………………………………………………………4
2.Воззрения Карла Юнга на вопросы культуры в целом ……………………………………..4
3. Аналитическая психология: основные концепции и принципы. …………………………..5
3-1. Структура личности …………………………………………………………………………...5
3-2. Архетипы ………………………………………………………………………………………..6
3-3. Некоторые наиболее важные архетипы ……………………………………………………7
3-4. Эго-направленность …………………………………………………………………………...8
3-5. Психологические функции ……………………………………………………………………9
3-6. Развитие личности …………………………………………………………………………….10
4. Критика идей Карла Юнга ………………………………………………………………………10

Заключение …………………………………………………………………………………………..11

Список используемой литературы ………………

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 45.62 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по общей психологии

На тему: Аналитическая  психология К.Юнга

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ 

 

Введение ……………………………………………………………………………………………..3  

 

1.Личность Карла Юнга ……………………………………………………………………………4

2.Воззрения Карла Юнга на  вопросы культуры в целом ……………………………………..4

3. Аналитическая психология: основные  концепции и принципы. …………………………..5

3-1. Структура личности …………………………………………………………………………...5

3-2. Архетипы ………………………………………………………………………………………..6

3-3. Некоторые наиболее важные  архетипы ……………………………………………………7

3-4. Эго-направленность …………………………………………………………………………...8

3-5. Психологические функции ……………………………………………………………………9

3-6. Развитие личности …………………………………………………………………………….10

4. Критика идей Карла Юнга  ………………………………………………………………………10  

 

Заключение …………………………………………………………………………………………..11  

 

Список используемой литературы ……………………………………………………………….12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

Психологическое познание столь  же древне, как сам человек. Он не мог бы существовать, не ориентируясь в мотивах поведения и свойствах  характера своих ближних.  

 В последнее время растет  интерес к вопросам человеческого  поведения и поискам смысла  человеческого существования.  Руководители изучают, как работать с подчиненными, родители посещают курсы по воспитанию детей, супруги учатся общаться друг с другом и "грамотно ссориться", преподаватели изучают, как помочь справиться с эмоциональным волнением и чувством растерянности своим студентам и учащимся других учебных заведений.

Наряду с интересом к материальному  благосостоянию и к бизнесу многие люди стремятся помочь себе и понять, что значит быть человеком.  Стремятся разобраться в своем поведении, развить веру в себя, свои силы.  Осознать неосознанные стороны личности, сосредоточиться, прежде всего, на том, что происходит с ними в настоящее время.

Когда психологи обращаются к изучению личности, что, пожалуй, первое, с чем  они сталкиваются, это многообразие свойств и их проявлений в ее поведении.  Интересы и мотивы, склонности и способности, характер и темперамент, идеалы, ценностные ориентации, волевые, эмоциональные и интеллектуальные особенности, соотношение сознательного и несознательного (подсознательного) и многое другое - вот далеко неполный перечень характеристик, с которыми приходится иметь дело, если мы пытаемся нарисовать психологический портрет личности.

Обладая многообразием свойств, личность вместе с тем представляет собой  единое целое.  Отсюда вытекают две взаимосвязанные задачи: во-первых, понять все множество свойств личности как систему, выделив в ней то, что принято называть системообразующим фактором (или свойством), и, во-вторых, раскрыть объективные основания этой системы.

Аналитическая психология Юнга помогает нам лучше понять поведение личности во взаимоотношении с окружающими т.е. социальную сторону его поведения. Это вызывает особый интерес социологов и несомненно приносит пользу в практической деятельности руководителя - воспитателя трудового коллектива.

Как и Фрейд, Юнг посвятил себя изучению динамических неосознаваемых влечений на человеческое поведение и опыт. Однако, в отличие от первого, Юнг  утверждал, что содержание бессознательного есть нечто большее, чем подавленные сексуальные и агрессивные побуждения. Согласно юнговской теории личности, известной как аналитическая психология, индивидуумы мотивированы интрапсихическими силами и образами, происхождение которых уходит вглубь истории эволюции. Это врожденное бессознательное содержит имеющий глубокие корни духовный материал, который и объясняет присущее всему человечеству стремление к творческому самовыражению и физическому совершенству.

Другой источник разногласий между  Фрейдом и Юнгом - отношение к  сексуальности как к преобладающей силе в структуре личности. Фрейд трактовал либидо, в основном, как сексуальную энергию, а Юнг рассматривал его как диффузную творческую жизненную силу, проявляющуюся самыми различными путями - как, например, в религии или стремлении к власти. То есть, в понимании Юнга, энергия либидо концентрируется в различных потребностях - биологических или духовных - по мере того, как они возникают. Как и Адлер, Юнг отвергал заявление Фрейда о том, что мозг представляет собой «приложение к половым железам».

Воззрения Юнга на личность человека являются, возможно, наиболее сложными, неортодоксальными и наиболее полемическими в персонологической традиции. Он создал уникальную, представляющую огромный научный интерес теорию, заметно отличающуюся от всех других подходов к изучению личности.  

 1. ЛИЧНОСТЬ КАРЛА ЮНГА

Карл Густав Юнг родился 26 июня 1875 года в швейцарском местечке Кесвиль в семье лютеранского пастора.

Еще подростком, размышляя над собственным  внутренним миром, Юнг пришел к выводу, что в нем живет две абсолютно  разные индивидуальности. Первая - сын  своих родителей, неуверенный в  себе школьник. Вторая - взрослый, даже пожилой мужчина, скептичный, недоверчивый, весьма близкий по своей сути и  характеру к природе.

При выборе будущей своей профессии, Юнг долго не мог сделать выбор  между двумя интересными для  него направлениями. С одной стороны, его интересовали естественные науки  -  зоология, антропология,  палеонтология, а с другой - гуманитарные, особенно религиоведение, теология и археология. После мучительных раздумий, он остановил свой выбор на последней, но из-за отсутствия средств он мог себе позволить учиться только в Базеле, а в Базельском университете археологию не преподавали. Колебания были решены в пользу естествознания, конкретно - медицины.

Еще в университете, Юнг начинает понимать, что его истинное призвание - психиатрия. В ней ему удается  найти наилучшее приложение для  своих стремлений, в психиатрии Юнг  сумел соединить как свои медицинские  и естественнонаучные знания, так  и многие постулаты гуманитарных наук.

В 1890 году Юнг начинает работать ассистентом  в психиатрической клинике в  Цюрихе. Здесь он знакомится с трудами  З. Фрейда и становится его открытым последователем и пропагандистом фрейдовской теории. В то время для начинающего специалиста это было небезопасно: большинство авторитетов научного мира приняла идеи Фрейда в штыки.

В 1906 году он послал Фрейду свою первую работу, между ними завязалась переписка, а позднее - дружба.

Нельзя сказать, что отношения  между Фрейдом и Юнгом были всегда дружественные. Признавая авторитет Фрейда и даже называя его своим учителем, Юнг во многом не соглашался с ним, а в 1912 году дружественные отношения между учеными прекратились. Юнг тяжело переживал разрыв, писал об этом в своих мемуарах, в письмах друзьям.

Умер Карл Юнг в 1961 году.  

 

2. ВОЗЗРЕНИЯ  КАРЛА ЮНГА НА ВОПРОСЫ КУЛЬТУРЫ  В ЦЕЛОМ

Всю свою жизнь Карл Юнг уделял значительное внимание вопросам культуры.

Если попытаться вкратце охарактеризовать его подход к сущности культуры, то его можно назвать психологическим. Как психиатру, ему немало приходилось  заниматься проблемами личности и ее развития. Изучая эти вопросы, Юнг  сделал вывод, что душевное развитие личности и ее болезни в значительной степени имеют корни в социально-культурных процессах.

Как и Фрейд, Юнг пытался методы психиатрии перенести по аналогии на культуру, увидеть в последней  лишь одну из многочисленных сфер деятельности человека как индивида и социума  в целом. При этом он напрочь отрицал особую конструктивную функцию культуры.

Изучая поведенческую мотивацию  поступков как индивидов так и групп (причем, на различных уровнях - от малых групп до национальных сообществ включительно), Юнг выдвинул идею архетипа, некого глубинного, подсознательного фактора поведения.

Культура у Юнга - предмет психологического анализа. Социально-политический кризис западно-европейской культуры и общества в целом он объяснял вторжением в жизнь общества архетипов. Следствием этого вторжения он считал расизм фашистов и коммунистический догмат о всеобщем равенстве. Факельные шествия, массовый психоз, пламенные речи вождей, символика (свастика в Германии и красная звезда в СССР) - все это свидетельствовало, по мнению Юнга, о вторжении в культурную жизнь таких сил, которые намного превосходят человеческий разум, а по природе своей подсознательны.

Рассматривая это объяснение Юнга, нельзя забывать о времени в котором  он жил и писал свои работы. Видя ситуацию в соседней Германии, где  фашизм в геометрической прогрессии овладевал мыслями людей, подчинял себе миллионы, Юнг искал разумное объяснение этим процессам.

Немалое внимание Юнг уделял и СССР. По его мнение, тотальное изменение  характеров, поведения, идеалов и  стремлений десятков миллионов человек  можно было объяснить только с  помощью психиатрии. Юнг писал, что  советское общество - ярчайший пример буйства архетипов, сознательно  или нет выпущенных из темницы  подсознания.

По мнению Юнга, коллективное безумие  современного ему мира, являлось закономерным следствием развития европейской культуры, особенно ее технократической направленности. История Европы - это история упадка символического знания. Торжество технической  цивилизации куплено дорогой  ценой - ценой отказа от единения с "душой" природы, от символа как образа бессознательной  энергии. Символы, как считал Юнг, открывают  человеку священное в природе  и одновременно предохраняют его  от непосредственного губительного соприкосновения с колоссальной психической энергией архетипов.  

  

  

 3.  АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ И ПРИНЦИПЫ.  

 

В результате переработки Юнгом  психоанализа появился целый комплекс сложных идей из таких разных областей знания, как психология, философия, астрология, археология, мифология, теология и литература. Эта широта интеллектуального поиска в сочетании с непростым и загадочным авторским стилем Юнга является причиной того, что его психологическая теория наиболее трудна для понимания.  

3-1.Структура личности  

 Юнг утверждал, что душа (в теории Юнга термин, аналогичный личности) состоит из трех отдельных, но взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного.

Эго является центром сферы сознания. Оно представляет собой компонент psyche, включающий в себя все те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность, постоянство и воспринимаем себя людьми. Эго служит основой нашего самосознания, и благодаря ему мы способны видеть результаты своей обычной сознательной деятельности.

Личное бессознательное вмещает в себя конфликты и воспоминания, которые когда-то осознавались, но теперь подавлены или забыты. В него входят и те чувственные впечатления, которым недостает яркости для того, чтобы быть отмеченными в сознании. Таким образом, юнговская концепция личного бессознательного в чем-то похожа на таковую у Фрейда. Однако Юнг пошел дальше Фрейда, сделав упор на том, что личное бессознательное содержит в себе комплексы, или скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидуумом из его прошлого личного опыта или из родового, наследственного опыта. Согласно представлениям Юнга, эти комплексы, скомпонованные вокруг самых обычных тем, могут оказывать достаточно сильное влияние на поведение индивидуума. Например, человек с комплексом власти может расходовать значительное количество психической энергии на деятельность, прямо или символически связанную с темой власти. То же самое может быть верным и в отношении человека, находящегося под сильным влиянием матери, отца или под властью денег, секса или какой-нибудь другой разновидности комплексов. Однажды сформировавшись, комплекс начинает влиять на поведение человека и его мироощущение. Юнг утверждал, что материал личного бессознательного у каждого из нас уникален и, как правило, доступен для осознания. В результате компоненты комплекса или даже весь комплекс могут осознаваться и оказывать чрезмерно сильное влияние на жизнь индивидуума.

И наконец, Юнг высказал мысль о  существовании более глубокого  слоя в структуре личности, который  он назвал коллективным бессознательным. Коллективное бессознательное представляет собой хранилище латентных следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков. В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Как говорил сам Юнг, «в коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума». Таким образом, содержание коллективного бессознательного складывается благодаря наследственности и одинаково для всего человечества. Важно отметить, что концепция коллективного бессознательного была основной причиной расхождений между Юнгом и Фрейдом.

Информация о работе Аналитическая психология К.Юнга