Актуальные вопросы воспитания личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 17:39, курсовая работа

Описание работы

Одна из важнейших тенденций развития современного образования – гуманизация и гуманитаризация высшего образования. Это реализуется и в подготовке будущих офицеров в высших военно-учебных заведениях, где среди обязательных дисциплин есть учебный предмет «Психология и педагогика». Кроме того, в военных вузах различными категориями обучающихся изучаются и другие дисциплины, имеющие педагогическое содержание. Данная дисциплина предоставляет широкие возможности для получения и углубления офицерами педагогических знаний. Значительное внимание в нем уделено педагогическим аспектам военно-профессиональной деятельности. Проблематика военной педагогики раскрывается на основе современных подходов к структуре и содержанию курса с учетом достижений общей и военной педагогики. В основу структуры его содержания положены требования госу

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общие положения воспитания личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации…………………………………...………………………5
Назначение, основные задачи и структура информационно – воспитательной работы………………………………………………...5
Воинская дисциплина и пути ее укрепления……………………..10
Воинский этикет и культура общения военнослужащих…………………………………...………………….16
Глава 2. Защита личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации……………………………. …………………………………………22
2.1.Правовая и социальная защита подчиненных………………………22
Заключение………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовик 1.docx

— 58.00 Кб (Скачать)
 

Череповецкий  военный инженерный институт радиоэлектроники 
 
 

Курсовая  работа 

По дисциплине «Психология и педагогика» 

Тема: Актуальные вопросы воспитания личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации. 
 

                                                                              
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Череповец

2011год

Содержание 

 Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Общие положения воспитания личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации…………………………………...………………………5

    1. Назначение, основные задачи и структура информационно – воспитательной работы………………………………………………...5
    2. Воинская дисциплина и пути ее укрепления……………………..10
    3. Воинский этикет и культура общения военнослужащих…………………………………...………………….16

 Глава 2. Защита личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации……………………………. …………………………………………22

          2.1.Правовая и социальная защита подчиненных………………………22

Заключение………………………………………………………………………26

Библиография……………………………………………………………………28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Одна  из важнейших тенденций развития современного образования – гуманизация  и гуманитаризация высшего образования. Это реализуется и в подготовке будущих офицеров в высших военно-учебных  заведениях, где среди обязательных дисциплин есть учебный предмет  «Психология и педагогика». Кроме  того, в военных вузах различными категориями обучающихся изучаются  и другие дисциплины, имеющие педагогическое содержание. Данная дисциплина предоставляет широкие возможности для получения и углубления офицерами педагогических знаний. Значительное внимание в нем уделено педагогическим аспектам военно-профессиональной деятельности. Проблематика военной педагогики раскрывается на основе современных подходов к структуре и содержанию курса с учетом достижений общей и военной педагогики. В основу структуры его содержания положены требования государственных образовательных стандартов и квалификационных требований (военно-профессиональная составляющая) к содержанию учебной дисциплины «Психология и педагогика».

     Основной  целью изучения курса выступает  получение слушателями и курсантами военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации специальных  педагогических знаний, необходимых  для эффективного управления воинскими (трудовыми) коллективами, организации  в них воспитательной работы и  обучения военнослужащих.

     В традициях российских вооруженных  сил командир для своих подчиненных  всегда был не только начальником, но и старшим товарищем, наставником  и воспитателем. Особая роль отводилась именно воспитанию, так как при  всем понимании важности профессионализма воина, его специальной и физической подготовки, духовной составляющей личности солдата и матроса состоянию духа воинских коллективов российские военачальники придавали первостепенное значение.

     В соответствии с руководящими документами система воспитательной работы со всеми категориями военнослужащих и гражданского персонала, членами их семей представляет собой важнейшее средство формирования здорового морального духа войск (сил), компонент строительства, подготовки и применения Вооруженных Сил. Поэтому министр обороны требует обеспечения единства и согласованности участия в воспитательной работе всех органов военного управления, а от командиров (начальников) всех степеней – считать воспитание личного состава одним из приоритетных направлений служебной деятельности. При этом каждый офицер, прапорщик и мичман несет ответственность за результаты воспитательной работы с подчиненными.

     Главным содержанием воспитательной работы является проведение в войсках (силах) государственной политики, формирование у военнослужащих качеств гражданина-патриота, военного профессионала, надежного защитника Отечества, личной ответственности за выполнение поставленных задач. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Глава 1. Общие положения воспитания личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации.
 
    1. Назначение, основные задачи и структура информационно  – воспитательной работы.
 

     Происходящие  в мире и стране события убедительно свидетельствуют о возрастающей роли информации в жизни и деятельности каждого человека и общества в целом. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации национальные интересы России в информационной сфере выделены в отдельное направление и включают в себя такие вопросы, как защита национальных духовных ценностей, пропаганда национального культурного наследия, норм морали и общественной нравственности, обеспечение права граждан на получение достоверной информации и др. От качества решения этих вопросов самым непосредственным образом зависит стабильность нашего общества, настоящее и будущее Российской Федерации.

     Вооруженные Силы Российской Федерации сегодня сталкиваются с теми же проблемами, что и общество в целом. Поэтому важнейшая роль в современном военном строительстве наряду с решением концептуальных научно-теоретических, оперативных, экономических, кадровых и других «опросов отводится информационной работе. Это направление деятельности органов военного управления, воспитательной работы, командиров и начальников всех степеней в современных условиях является важнейшей составной частью воспитательной работы с личным составом армии и флота.

     Информационно-воспитательная работа всегда являлась одним из наиболее существенных направлений в подготовке войск, так как именно она во многом определяла и определяет боевой дух  соединений и частей.

     В настоящее время информационная работа становится все более мощным фактором обеспечения боевой готовности войск, повышения морально-психологической устойчивости личного состава, испытанным средством формирования у военнослужащих государственно-патриотической позиции, чувства долга, профессионализма и неукоснительного следования лучшим традициям российских армии и флота.

     Для опытного командира совершенно очевидно, что качество выполнения задач его  подчиненными во многом зависит от их настроя, убежденности в необходимости защиты Родины, готовности к самопожертвованию во имя Отечества. Это обусловлено усвоением каждым военнослужащим ценностей и интересов государства и общества, формированием их взглядов в области государственного развития и военного строительства, информированностью о вероятном противнике и многим другим.

     Вот почему при организации информационной работы нужно в полной мере осознавать ее многоплановость и всевозрастающее  значение как во всех сферах повседневной жизни армейских и флотских коллективов, так и в ходе ведения боевых действий.

     Под информационной работой понимается целенаправленное комплексное использование  органами военного управления, военными СМИ, офицерами и прапорщиками средств и методов информационного воздействия на личный состав в целях успешного решения задач, стоящих перед Вооруженными Силами Российской Федерации.

     Главная цель – способствовать укреплению убежденности воинов в необходимости и важности вооруженной защиты Отечества, формирование у каждого военнослужащего чувства ответственности за судьбу армии, поддержание высокой боевой готовности, воинской дисциплины и правопорядка. Также одними из главных целей информационно-воспитательной деятельности является:

     - Формирование граждан-патриотов, готовых к защите Отечества;

     - Развитие духовного облика военнослужащих, выработка убеждений системы воспитательной работы.

          Информационно-воспитательная работа в мирное время призвана решать следующие задачи:  

     - формирование у личного состава научного мировоззрения, системы моральных качеств, норм, принципов и убеждений воинов, развитие нравственных мотивов сознательного и добросовестного выполнения воинского долга;

     - вооружение всех категорий личного состава знаниями и пониманием сущности, содержания, характера, типов и причин современных войн, особенностей и способов ведения современных боевых действий, применения новейших вооружений и боевой техники;

     - изучение с личным составом военно-политической обстановки в мире, и сопредельных регионах, внутриполитической обстановки в стране, а также оперативное разъяснение и проведение в войсках государственной политики в области обеспечения безопасности и вооруженной защиты страны па основе Конституции, действующих законов и общевоинских уставов;

     - воспитание патриотизма, чувства долга и личной ответственности за

     безопасность  страны, готовности к самопожертвованию  во имя ее защиты;

     - воспитание воинов на героических традициях прошлого и настоящего, выработка таких качеств, как честь, доблесть, мужество, дружба, войсковое товарищество;

     - воспитание уважения к законам, требованиям уставов и командиров в духе высокой исполнительности и дисциплинированности.

     Боевая  подготовка является важнейшей составляющей жизнедеятельности Вооруженных  Сил. Изучение личным составом оружия и боевой техники, способов ведения  вооруженной борьбы, формирование у воинов военного профессионализма, передача им военно-специальных знаний и навыков практических действий в соответствии со спецификой данного подразделения и части неразрывно связаны с развитием их мировоззрения, освоения ими исторического опыта и воинских традиций российских армии и флота, формированием морально-психологических и боевых качеств. То есть с воспитанием личности военнослужащего, вооруженного защитника Отечества.

     В ходе занятий следует рассматривать  весь учебный материал через призму проблем военного строительства, разъяснять личному составу цели и ожидаемые результаты шагов, предпринимаемых государством в целях укрепления обороны страны, развития Вооруженных Сил Российской Федерации, а также при необходимости связывать его с внешнеполитическими задачами России, ее национальными целями и интересами. Весь комплекс задач, решаемых в Ходе занятий по боевой подготовке, необходимо тесно увязывать с проблемами, стоящими перед данными соединением, частью и подразделением, соотносить с их спецификой и выполняемыми задачами.

     Следует постоянно помнить, что на таких  занятиях не может и не должно быть второстепенной информации. Вся информационная работа офицеров и прапорщиков должна способствовать повышению профессионализма каждого воина, его уверенности в своих возможностях, в своих товарищах, в оружии и боевой технике. Она должна оказывать позитивное воздействие на повышение слаженности, боевого мастерства расчетов, экипажей и подразделений и, в конечном счете, на боеготовность части и соединения.

     Ключевую  роль в информационно-воспитательной работе играет общественно-государственная  подготовка (ОПТ). Она имеет четкую структуру, обладает содержательной глубиной и большими возможностями по воздействию  на сознание личного состава. Целью  общественно-государственной подготовки является формирование у личного  состава готовности к защите Отечества, верности воинскому долгу, дисциплинированности, ответственности и гордости за принадлежность к Вооруженным Силам Российской Федерации, а также совершенствование психолого-педагогических и правовых знаний военнослужащих.

     В сравнении с другими видами информационного  воздействия общественно-государственная  подготовка имеет наиболее разработанную учебно-методическую базу, позволяет убедительно и основательно довести до военнослужащих вопросы государственной политики, отечественной истории, права и др.

     Она является наиболее эффективным каналом получения военнослужащими системы знаний, способствующих формированию у воинов чувства чести и достоинства, национальной гордости, ответственности за судьбу своего народа, убежденности в необходимости твердого отстаивания интересов Российской Федерации, т. е. всего того, что лежит в основе мировоззрения защитника Отечества.

     Другой  эффективной формой информационного  обеспечения задач, решаемых Вооруженными Силами, Российской Федерации, является информирование личного состава.

     Информирование  солдат, сержантов и старшин, проходящих службу по призыву, организуется 2 раза в неделю по 30 минут; прапорщиков, курсантов  военно-учебных заведений – 1 раз в неделю по 1 часу; офицеров – 2 раза в месяц по 1 часу; гражданского персонала, членов семей военнослужащих – не менее 1 раза в месяц.

     Таким образом, информирование, являясь оперативной формой, позволяет своевременно разъяснить проводимые государственными органами мероприятия по военному строительству, укреплению обороноспособности страны, обеспечению безопасности российского общества и др.; факты успешного выполнения задач, стоящих перед армией и флотом, конкретными соединениями и частями; приказы и директивы министра обороны, командиров и начальников.

Информация о работе Актуальные вопросы воспитания личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации