Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 13:45, курсовая работа
Проблема готовности детей к обучению в школе является актуальной в связи с тем, что от ее решения зависит успешность последующего школьного обучения. Значение данной проблемы возрастает с переходом к обучению в школе детей шестилетнего возраста. Знание особенностей психического развития и психологической готовности к школе и шести- и семилетних детей позволит конкретизировать задачи учебно-воспитательной работы с детьми данного возраста, обеспечить прочную базу для дальнейшего успешного обучения в школе.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. «ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста»
1.1 Характеристика основных подходов к проблеме готовности школьному обучению……………………………………………………..6
1.2 Психологическая готовность к школе. Виды готовности………….9
1.3 Мотивационная готовность. Понятие, показатели…………………11
1.4 Активные методы формирования готовности к обучению в школе старших дошкольников…………………………………………………..14
Выводы по главе 1.
Глава 2. «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ мотивационной готовности к школьному обучению» .
2.1 Организация и методы исследования мотивационной готовности к школьному обучению………………………………………....19
2.2 Результаты исследования…………………………………….22
2.3. Анализ и интерпретация результатов……………………….25
Выводы по главе 2.
Заключение
Библиографический список
Приложение
Исходя из данных таблицы 3, можно сделать вывод о том, что 3 человека (37%) имеют низкий показатель учебной мотивации. При исследовании мотивационной готовности методикой Гинзбурга дети с низким показателем мотивационной готовности к школьному обучению выбирали карточки с отображением внешнего мотива, позиционного, игрового (рисунок № 1: женская фигура с указывающим жестом, перед ней фигура ребёнка с портфелем в руках; рисунок № 3: фигурки двух детей, играющих в мяч; рисунок № 4: две фигуры, изображённые спиной друг к другу – у той, что повыше, в руках портфель, у той, что пониже, игрушечный автомобиль). 5 человек из группы Б имеют средний показатель мотивационной готовности к школьному обучению. В процессе диагностического исследования из предложенных карточек дети выбирали те карточки, которые отображают внешний мотив, позиционный, учебный и социальный (рисунок № 1: женская фигура с указывающим жестом, перед ней фигура ребёнка с портфелем в руках; рисунок № 2: фигура ребёнка, сидящего за партой; рисунок № 4: две фигуры, изображённые спиной друг к другу – у той, что повыше, в руках портфель, у той, что пониже, игрушечный автомобиль; рисунком № 5: фигура с портфелем в руках направляется к зданию школы). В выборах детей со средним показателем мотивационной готовности к школьному обучению отсутствует игровой мотив.
Таблица 4. Сводная таблица результатов уровня мотивационной готовности до и после воздействия
Экспериментальная группа (А) | До воздействия | После воздействия | ||||
№ | Сумма | Уровень учебной мотивации | Сумма | Уровень учебной мотивации | ||
1 | 3 балла |
| Низкий | 5 баллов |
| Низкий |
2 | 8 баллов | Средний |
| 8 баллов | Средний |
|
3 | 6 баллов |
| Низкий | 6 баллов |
| Низкий |
4 | 9 баллов | Средний |
| 8 баллов | Средний |
|
5 | 7 баллов | Средний |
| 9 баллов | Средний |
|
6 | 4 балла |
| Низкий | 7 баллов | Средний |
|
7 | 5 баллов |
| Низкий | 6 баллов |
| Низкий |
8 | 9 баллов | Средний |
| 9 баллов | Средний |
|
% |
| 50% | 50% |
| 63% | 37% |
Контрольная группа (Б) | Первичный срез данных | Вторичный срез данных | ||||
№ | Сумма | Уровень учебной мотивации | Сумма | Уровень учебной мотивации | ||
1 | 8 балла | Средний |
| 7 балла | Средний |
|
2 | 8 баллов | Средний |
| 8 баллов | Средний |
|
3 | 6 баллов |
| Низкий | 7 баллов |
| Низкий |
4 | 9 баллов | Средний |
| 7 баллов | Средний |
|
5 | 5 баллов |
| Низкий | 6 баллов |
| Низкий |
6 | 4 балла |
| Низкий | 5 баллов |
| Низкий |
7 | 7 баллов | Средний |
| 6 баллов | Средний |
|
8 | 9 баллов | Средний |
| 7 баллов | Средний |
|
% |
| 63% | 37% |
| 63% | 37% |
Исходя из показателей таблицы 4 можно сделать следующий вывод: в группе А после воздействия т.е. применения сказки в процессе обучения, уровень мотивационного готовности к школьному обучению изменился. А именно уменьшился процент детей с низким показателем мотивационной готовности на 13%. И увеличилось количество детей со средним уровнем развития мотивационной готовности к школьному обчению на на 13 %. В группе Б, изменений в процентном отношении не выявлено.
2.3. Анализ и интерпретация результатов.
Количественный анализ
На основе полученных результатов по методике исследования мотивации учения у старших дошкольников и младших школьников (М.Р. Гинзбург) можно сделать следующие выводы:
При использовании критерия U – Манна-Уитни было выявлено, что Статистически значимых различий между группами выявлено не было. Что исключило необходимость уравнивания. В качестве экспериментальной группы была выбрана группа МДОУ «Соколенок» (далее группа А). Контрольная группа – дети «Центра сопровождения и коррекции образовательного процесса» (далее группа Б).
После проведенной развивающей программы был проведен повторный срез определения уровня учебной мотивации. Обнаружилось, что уровень учебной мотивации в группе А выше чем в группе Б.
Был произведен статистический анализ при помощи критерия U – Манна-Уитни. В экспериментальной группе сравнивался общий результат по методике Гинзбурга до и после воздействия. Гипотеза о различии интеллектуального развития проверялась на уровне α=0,05.
Гипотеза Н0 – нет статистически значимых изменений.
Гипотеза Н1 – есть статистически значимые изменения в мотивационном уровне развития.
В результате проверки была принята гипотеза Н1 – учебная мотивация после применения коррекционной программы статистически достоверно выше, чем до воздействия.
Эти же гипотезы были проверены на контрольной группе, которая не подвергалась воздействию. В результате проверки нами была принята гипотеза Н0 – статистически значимых изменений в мотивационном развитии нет.
Для проверки влияния коррекционной программы был произведен статистический анализ между контрольными результатами обеих групп.
Гипотеза Н0 – нет статистически значимых различий.
Гипотеза Н1 – есть статистически значимые различия в мотивационном уровне развития.
Эмпирическое значение попадает в зону значимости, отсюда следует, что принимаем гипотезу Н1. Т.е. учебная мотивация в группе А статистически выше уровня учебной мотивации группы Б, на уровне значимости α=0,05.
Для проверки уровня значимости можно воспользоваться более мощным критерием t-Стьюдента. При помощи критерия t-Стьюдента был произведен сравнительный анализ результатов теста экспериментальной группы до и после воздействия. Эмпирическое значение попадет в зону значимости поэтому была принята гипотеза Н1 –уровень учебной мотивации после применения коррекционной программы статистически достоверно выше, чем до воздействия.
При помощи этого же критерия был произведен аналогичный анализ результатов в контрольной группе. Эмпирическое значение попадает в зону незначимости. Была принята гипотеза Н0 – статистически значимых изменений нет.
При сравнительном анализе между контрольными результатами обеих групп статистически значимых результатов выявлено не было, была принята гипотеза Н0.
Исходя из полученных данных, можно говорить о том, что развивающая программа оказала воздействие на экспериментальную группу.
Чтобы действие развивающей программы было статистически значимо на уровне p≥0,05, необходимо увеличить время воздействия и/или увеличить объем выборки и произвести попарное уравнивание.
Качественный анализ
При первоначальном психодиагностическом исследовании выявилось что, в группе А 50% детей имели низкий уровень учебной мотивации. В данной группе дети чаще выбирали карточки, из предлагаемых, отражающие позиционный, внешний, игровой мотивы. И 50 % дошкольников - средний уровень мотивационной готовности к школьному обучению. При выборе карточек, из предлагаемых, дети выбирали те, которые отражали учебный, внешний и позиционный мотивы (таблица 5, диаграмма 1,2). После применения активных методов обучения, а именно применения сказки, процент детей в группе А со средним показателем мотивационной готовности увеличился на 13%.
В группе Б со временем изменения мотивационной готовности не произошло. При первоначальной диагностике 37 % детей имели низкий показатель учебной мотивации и, соответственно, 63 % - средний. При повторной диагностики в группе Б выявились те же показатели, что и при первичной диагностике. 37% дошкольников группы Б имеют низкий показатель мотивационной готовности. 63% показали средний уровень мотивационной готовности к школьному обучению (таблица 5, диаграмма 3,4).
Таблица 5. сводная таблица результатов исследования
Экспериментальная группа | |||||
До воздействия | После воздействия | ||||
Уровень учебной мотивации | Кол. | % | Уровень учебной мотивации | Кол. | % |
Низкий | 4 | 50% | Низкий | 3 | 37% |
Средний | 4 | 50% | Средний | 5 | 63% |
Контрольная группа | |||||
До воздействия | После воздействия | ||||
Уровень учебной мотивации | Кол. | % | Уровень учебной мотивации | Кол. | % |
Низкий | 3 | 37% | Низкий | 3 | 37% |
Средний | 5 | 63% | Средний | 5 | 63% |
Диаграмма1
Диаграмма 2
Диаграмма 3
Диаграмма 4
В экспериментальной группе у 4 человек после воздействия развивающей программы повысился уровень учебной мотивации. У 3 человек не изменился. У 2 детей дошкольного возраста уровень учебной мотивации снизился на один, два балла. В контрольной группе у 4 человек уровень учебной мотивации снизился. У одного ребенка не изменился и у 3 человек повысился только на 1 балл (таблица 6).
Таблица 6. Изменения показателей в экспериментальной (с наличием воздействия) и в контрольной группе (без воздействия) в сравнении с начальным уровнем.
Группа А | Группа Б | ||
1 | ↑ | 1 | ↓ |
2 | = | 2 | = |
3 | = | 3 | ↑ |
4 | ↓ | 4 | ↓ |
5 | ↑ | 5 | ↑ |
6 | ↑ | 6 | ↑ |
7 | ↑ | 7 | ↓ |
8 | = | 8 | ↓ |
Так как мотивационная готовность изменилась в группе, на которую оказывалось воздействие, можно сделать вывод, что применение активных методов обучения при работе с дошкольниками является эффективным способом повышения мотивационной готовности.
Выводы по главе 2.
В ходе проведения экспериментального исследования мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению мы выявили, что мотивационная готовность формируется к 7 годам жизни ребенка. Основные мотивы, преобладающие в старшем дошкольном возрасте это внешний мотив, оценочный мотив, игровой мотив, учебный, социальный. Данные виды мотивов исследовались с помощью методики диагностики мотивационной готовности к школьному обучению Гинзбурга.
В процессе анализа и интерпретации результатов выяснилось, что большинство детей имеют низкие и средние показатели сформированности мотивационной готовности. Эти показатели получились в силу того, что большинство детей предпочитает учебному мотиву игровой.
После проведения развивающей программы мы попытались определить её эффективность. В результате оказания воздействия на одну группу и пассивное поведение по отношению к другой показало, что при применении активных методов обучения при работе с детьми уровень мотивационной готовности повысился на 13%. В группе, на которую не оказывалось воздействие, изменений не произошло. Мотивационная готовность к школьному обучению не повысилась и не снизилась.
Заключение
Итак, в ходе проведения поставленная цель была достигнута. Нами была изучена мотивационная готовность старших дошкольников, ее особенности и составляющие. Данный анализ позволил выявить актуальные проблемы в этой области психологических исследований. В частности, как указывалось выше, на сегодняшний день в дошкольных образовательных учреждениях большее внимание уделяется интеллектуальной готовности ребенка к школе. Мотивационная готовность к школьному обучению мало учитывается. При помощи знания о мотивационной сформированности ребенка, при учете этих знаний, возможна правильная организация учебного процесса.
На сегодняшний день существует большое количество методов изменения мотивационной готовности дошкольников к школьному обучению. В данной работе рассматривалась эффективность одного из них - применение сказки в изменении мотивации к обучению. Сказка являлась основным элементом развивающей программы.
Эффективность данного метода была проверена при помощи качественного и количественного анализа, методов математической статистики.