Активные методы формирования мотивационной готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 13:45, курсовая работа

Описание работы

Проблема готовности детей к обучению в школе является актуальной в связи с тем, что от ее решения зависит успешность последующего школьного обучения. Значение данной проблемы возрастает с переходом к обучению в школе детей шестилетнего возраста. Знание особенностей психического развития и психологической готовности к школе и шести- и семилетних детей позволит конкретизировать задачи учебно-воспитательной работы с детьми данного возраста, обеспечить прочную базу для дальнейшего успешного обучения в школе.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. «ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста»
1.1 Характеристика основных подходов к проблеме готовности школьному обучению……………………………………………………..6
1.2 Психологическая готовность к школе. Виды готовности………….9
1.3 Мотивационная готовность. Понятие, показатели…………………11
1.4 Активные методы формирования готовности к обучению в школе старших дошкольников…………………………………………………..14
Выводы по главе 1.

Глава 2. «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ мотивационной готовности к школьному обучению» .
2.1 Организация и методы исследования мотивационной готовности к школьному обучению………………………………………....19
2.2 Результаты исследования…………………………………….22
2.3. Анализ и интерпретация результатов……………………….25
Выводы по главе 2.

Заключение
Библиографический список
Приложение

Работа содержит 1 файл

МОЙ КУРСАЧ.doc

— 420.00 Кб (Скачать)

     К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.

              Л.И. Божович выделяет несколько параметров психологического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе. Среди них – определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальность сферы. Наиболее важным в психологической готовности ребенка к школе ею признавался мотивационный план.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Мотивационная готовность. Понятие, показатели.

 

Мотивационная готовность к школьному обучению – это положительное отношение к школе, к учению, как к серьезной, сложной, но необходимой  деятельности[14]. Это желание ребенка идти в школу, вызванное адекватными причинами (мотивами). Вот они:

1. Широкие социальные мотивы учения, или мотивы, связанные «с потребностями

ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями

ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных

отношений»;

2. Мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью, или

«познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями». Ребенок, готовый к школе, хочет учиться потому, что ему хочется знать определенную позицию в обществе людей, открывающую доступ в мир взрослых и потому, что у него есть познавательная потребность, которую не могут удовлетворить дома.

Установлено, что учебная деятельность дошкольников и начинающих школьников побуждается не одним, а целой системой разнообразных мотивов. Для детей одного возраста не все мотивы имеют одинаковую побудительную силу: для одного ведущим мотивом учения может оказаться стремление занять место отличника в классе, для другого -- получение отличной оценки и одобрения взрослого, для третьего -- интерес к новым знаниям, четвертый воспринимает обучение в школе как новую игру, пятый ходит в школу потому, что «мама так сказала», и т.д.

В структуре мотивов, так или иначе определяющих отношение будущих первоклассников к учению, по мнению А. Н. Леонтьева, можно выделить шесть групп мотивов:

- социальные мотивы, основанные на понимании общественной значимости и необходимости учения и стремлении к социальной роли школьника («Я хочу в школу, потому что все дети должны учиться, это нужно и важно»);

- учебно-познавательные мотивы, интерес к новым знаниям, желание научиться чему-то новому;

- оценочные мотивы, стремление получить высокую оценку взрослого, его одобрение и расположение («Я хочу в школу, потому что там я буду получать только пятерки);

- позиционные мотивы, связанные с интересом к внешней атрибутике школьной жизни и позиции школьника («Я хочу в школу, потому что там большие, а в детском саду маленькие, мне купят тетради, пенал и портфель»);

- внешние по отношению к школе и учению мотивы («Я пойду в школу, потому что мама так сказала);

- игровой мотив, неадекватно перенесенный в учебную деятельность («Я хочу в школу, потому что там можно играть с друзьями»).

Оценочные и позиционные мотивы по своей природе социальные и вместе с пониманием общественной значимости и важности учения входят в группу широких социальных мотивов. Внешний и игровой мотивы непосредственного отношения к собственно учебной деятельности не имеют, но могут оказывать влияние на поведение детей, порою существенное, в ситуации школьного обучения.

Каждый из перечисленных мотивов в той или иной степени присутствует в мотивационной структуре ребенка 6-7 лет, каждый из них оказывает определенное влияние на формирование и характер его учебной деятельности. Для каждого ребенка степень выраженности и сочетание мотивов учения индивидуальны.

Показатели мотивационной готовности:

желание идти в школу; 

правильные представления о школе;

познавательная активность.

Для определения мотивационной готовности детей к обучению в школе необходимо учитывать и результаты исследований, направленных на выявление педагогических условий возникновения у дошкольников интереса к разнообразным видам деятельности (В. Н. Андреева, Л. Н. Вахрушева, Р. И. Капустина и другие)[22]. Это связано с тем, что интерес может рассматриваться как один из мотивов деятельности, вызывающий потребность в ее освоении. В исследованиях было доказано, что в старшем дошкольном возрасте можно сформировать достаточно устойчивый интерес к деятельности, если обеспечить:

- положительное эмоциональное отношение к предметам и видам деятельности;

- осознание детьми данной деятельности;

- наличие у детей необходимого запаса знаний и умений;

- активную деятельность ребенка и его активную позицию в обучении;

- интеграцию разнообразных видов занятий с учетом индивидуальных способностей;

- взаимосвязь различных занятий и детской самостоятельной деятельности;

- сотруднические взаимоотношения между педагогом и детьми;

- интерес самого педагога к данному виду деятельности.

Перечисленные условия способствуют возникновению у детей интереса к деятельности за счет развития ее внутренних мотивов и их осознания ребенком.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4.Активные методы формирования готовности к обучению в школе старших дошкольников.

Для повышения мотивационной готовности к школьному обучению  в учебно-воспитательном процессе используются различные формы и методы работы:

экскурсии в школу, беседы о школе, чтение рассказов и разучивание стихов школьной тематики, рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь и беседы о них, рисование школы, игра в школу.
            Необходимо подбирать рассказы и стихи о школе, причем так, чтобы показать детям различные стороны школьной жизни: радость детей, идущих в школу, важность и значимость школьных знаний, содержание школьного обучения, школьная дружба и необходимость помогать школьным товарищам, правила поведения на уроке и в школе.

               При организации игры в школу можно использовать сюжеты различного содержания: игра в школу после экскурсии на урок в первом классе, моделирование школы будущего

Исследования показывают, что к шести-семи годам ребенок достигает определенного уровня зрелости, у него складывается о себе представления как о члене общества ("я в глазах постороннего взрослого"), осознание социальной значимости своих индивидуальных качеств и социального положения.

В игре формируется мотив "стать взрослым и реально осуществлять его функции". Роль игры в становлении иерархии мотивов, произвольности как предпосылки становления учебной деятельности, в процессе децентрации невозможно переоценить. "Именно в игре, отображая действия и взаимоотношения взрослых людей, дети осознают их права и обязанности... В игре впервые возникает подчинение одних мотивов другими: ради того, чтобы хорошо выполнить роль, ребенок подавляет ситуативные желания ".Именно в игре внешнее правило превращается во внутреннюю инстанцию поведения - формируется произвольность. В игре также наблюдается такая линия в развитии ребенка как переход от эгоцентрации к децентрации.               Д.Б.Эльконин предположил, что в ролевой игре коллективной происходят основные процессы, связанные с преодолением "познавательного эгоцентризма "[9,12]. "Частое переключение с одной роли на другую, переход с позиции ребенка на позицию взрослого приводит к систематическому "расшатыванию" представлений ребенка об абсолютности своего положения в мире вещей, людей и создает условия для координации разных позиций".

Сказкотерапия как метод формирования мотивационной готовности к школьному обучению.

В последние годы среди практических психологов широкое распространение получила идея сказкотерапии.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.

По признанию автора идеи комплексной сказкотерапии Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой, сказкотерапия – более созвучное название метафоротерапии. Сказкотерапия делает акцент на метафоричность сказочной формы как наиболее доступной для восприятия ребенком, и именно метафоричностью сказки объясняется особое воздействие сказки на ребенка.

Комплексная сказкотерапия  синтезировала наиболее эффективные психологические технологии, использующие сказочную форму, объединила и адаптировала психотерапевтические приемы в сказочный контекст с целью диагностики, коррекции, развития и обучения. Главное, что привлекает психотерапевтов в сказке – это сказочная форма, чудо, волшебство, язык образов, способный увлечь и взрослого, и ребенка, возможность сложное и трудное сделать простым и доступным для понимания. В форме сказки психотерапевт предлагает решение психологических проблем – агрессивного поведения, различных страхов, чувства одиночества. Сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания  словами показать окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, в короткое время показать, к чему приводит или иной поступок героя, дает возможность за 15-20 мин. примерить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести. Эта уникальная возможность пережить, «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами воспитательно-образовательной работы с детьми. Пользуясь зашифрованным в сказке опытом, ребенок и взрослый могут проникнуть в мир бессознательного и на ином, внутреннем уровне разглядеть собственный мир чувств и переживаний.

Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Возможность  одновременного обращения к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания особенно это важна для коррекционной работы, когда необходимо в сложной эмоциональной обстановке создавать эффективную ситуацию общения. Привлекательность сказок для психокоррекции и развития личности ребенка заключается в следующем: отсутствие в сказках прямых нравоучений, назиданий,

события сказочной истории логичны, естественны, вытекают одно из другого, а ребенок усваивает причинно-следственные связи, существующие в мире, через образы сказки ребенок соприкасается с жизненным опытом многих поколений. В сказочных сюжетах встречаются ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек.

Отсутствие заданности в имени главного героя и месте сказочного события. Герои сказок – образы собирательные и ребенку легче идентифицировать себя с каким-то героем сказки и стать участником сказочных событий.

Сказочная форма, интригующий сюжет, неожиданные повороты – все это позволяет слушателю активно воспринимать и усваивать информацию, содержащуюся в сказках.

Сказкотерапевтическое воздействие строится с использованием разных  видов сказок:

- дидактические сказки;

- психотерапевтические сказки;

- психокоррекционные сказки;

- медитативные сказки.

 

 

Выводы по главе 1.

В ходе  теоретического анализа литературы мы выявили, что единого подхода к пониманию мотивационной готовности не существует. Исследователи вкладывают в содержание понятия «мотивация» различные психологические смыслы и содержание: побуждение (П. М. Якобсон), осознаваемые потребности (С. Л. Рубинштейн), предметы удовлетворения потребностей (А. Н. Леонтьев), намерения (Л. И. Божович), процесс образования и возникновения мотива (Е. П. Ильин). Проблема формирования мотивационной готовности детей к обучению в школе наиболее актуальна на современном этапе, решение которой позволяет успешно решать вопрос обеспечения равных возможностей ребенка в получении качественного образования. Ведущими мотивами детей старшего дошкольного возраста являются социальные мотивы и познавательные мотивы. Познавательные мотивы, проявляясь в познавательном интересе, становятся самостоятельными мотивами действий ребенка, направляющими его поведение и на познавательную активность. Управление мотивационной стороны деятельности детей предполагает соблюдение ряда условий: опору на значимые отношения дошкольника, его потребности, ведущие мотивы; демократическим стилем общения ребенка со взрослыми; адекватной цели организацией деятельности детей дошкольного возраста. Показателями мотивационной готовности к систематическому обучению служат:

- обретение дошкольником «внутренней позиции школьника»;

- сформированность познавательной активности и познавательного интереса.

Поскольку мотивацией определяется не только возникновение и направление деятельности, а также ее способы и результаты, то исключительно важным представляется целенаправленное управление взрослыми (педагогами и родителями) процессом формирования мотивационного компонента деятельности детей (мотивационной готовности), обеспечивающих общую готовность детей к дальнейшему обучению в школе (О.А Трофимова).Составными компонентами психологической готовности являются интеллектуальная, личностная (социально-психологическая), волевая (эмоциональная).Будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным при сформированной иерархической системе мотивов. Таким образом, ребенок должен обладать развитой учебной мотивацией. Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой и возможно развитие, и протекание учебной деятельности.

             На сегодняшний день создано много условий, способов и методов формирования высокой мотивационной готовности. Особенного на сегодняшний день популярны активные методы работы с детьми: сказка, игра, походы в школу на экурсии и т.д. Эти методы широко используются в дошкольных образовательных учереждениях.

Информация о работе Активные методы формирования мотивационной готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению