Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 16:49, реферат
Венцом эволюционного и исторического развития познавательных процессов человека является его способность мыслить. Благодаря понятийному мышлению человек беспредельно раздвинул границы своего бытия, очерченные возможностями познавательных процессов более «низкого» уровня — ощущения, восприятия и представления. Чувственные образы, создаваемые с помощью этих процессов, обладая качеством надежной достоверности, т. е. высокой степени соответствия объектам и ситуациям реального мира, дают возможность вовремя реагировать на происходящие изменения и эффективно строить свое поведение в ответ на эти наличные, непосредственно воспринимаемые события.
Мышление — это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью познавательный психический процесс, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением связей и отношений между объектами в окружающей действительности.
Активизация мышления, это событие или действие которое влечёт за собой активизацию мыслительной деятельности и ускоряет мыслительный процесс.
Для повышения продуктивности мыслительной деятельности можно использовать умение управлять такими этапами мышления, как постановка задачи, создание оптимальной мотивации, регулирование направленности непроизвольных ассоциаций, максимальное включение как образных, так и символических компонентов, использование преимуществ понятийного мышления, а также снижение излишней критичности при оценке результата,— все это позволяет активизировать мыслительный процесс, сделать его более эффективным.
Введение 2
1) Понятие мышления 3
2) Психологическая сущность мышления и его особенности 5
3) Типология и качества мышления 6
4) Мышление как процесс решения задач 14
5) Интеллект 18
6) Активизация мышления. 20
6.1) Задавание "бессмысленных" вопросов 20
6.2) Использование народной педагогики 20
6.3) Поиск нестандартных решений 20
6.4) Коллекционирование различных парадоксов 20
6.5) Использование технологии интерактивного обучения 20
6.6) Проведение сократовских бесед 21
6.7) Эвристические приемы 22
6.7.1) Ассоциативные приемы 22
6.7.2) Приемы аналогий 25
6.7.3) Контрольные вопросы 26
6.8) "Мозговая атака" 29
6.9) Возникновение задачи 34
Заключение 36
Список используемой литературы 37
Выделяют три типа мыслительных действий, характерных для процесса решения задач:
ориентировочные действия;
исполнительные действия;
нахождение ответа.
Ориентировочные
действия начинаются с анализа условий,
на основе которого возникает главный
элемент мыслительного процесса - гипотеза.
Она возникает на основе полученной информации,
анализа условий и способствует дальнейшему
поиску, направляет движение мысли, в итоге
переходит в план решения.
Исполнительные
действия сводятся в основном к выбору
приемов решения задачи.
Нахождение ответа состоит в сверке
решения с исходными условиями задачи.
Если в результате сличения результат
согласуется с исходными условиями, процесс
прекращается. Если нет - процесс решения
продолжается снова и протекает до тех
пор, пока решение не будет окончательно
согласовано с условиями задачи.
Проникновение в глубь той или иной проблемы, стоящей перед человеком, рассмотрение свойств, составляющих эту проблему элементов, нахождение решения задачи осуществляется человеком при помощи мыслительных операций. В психологии выделяют такие операции мышления, как:
анализ;
сравнение;
абстрагирование;
синтез;
обобщение;
классификация и;
категоризация.
Анализ
- это мыслительная операция расчленения
сложного объекта на составляющие его
части. Анализ - это выделение в объекте
тех или иных его сторон, элементов, свойств,
связей, отношений и т.д.; это расчленение
познаваемого объекта на различные компоненты.
Например, школьник на занятиях кружка
юных техников, пытаясь понять способ
действия какого-либо механизма или машины,
прежде всего, выделяет различные элементы,
детали этого механизма и разбирает его
на отдельные части. Так - в простейшем
случае он анализирует, расчленяет познаваемый
объект.
Синтез - это мыслительная операция,
позволяющая в едином аналитико-синтетическом
процессе мышления переходить от частей
к целому. В отличие от анализа синтез
предполагает объединение элементов в
единое целое. Анализ и синтез обычно выступают
в единстве. Они неразрывны, не могут существовать
друг без друга: анализ, как правило, осуществляется
одновременно с синтезом, и наоборот. Анализ
и синтез всегда взаимосвязаны.
Неразрывное единство между анализом
и синтезом отчетливо выступает в таком
познавательном процессе, как сравнение.
Сравнение - это операция, заключающаяся
в сопоставлении предметов и явлений,
их свойств и отношений друг с другом и
в выявлении, таким образом, общности или
различия между ними. Сравнение характеризуется
как более элементарный процесс, с которого,
как правило, начинается познание. В конечном
итоге сравнение приводит к обобщению.
Обобщение - это объединение многих
предметов или явлений по какому-то общему
признаку. В ходе обобщения в сравниваемых
предметах - в результате их анализа - выделяется
нечто общее. Эти общие для различных объектов
свойства бывают двух видов:
общие как сходные признаки и;
общие как существенные признаки.
Путем
нахождения сходных, одинаковых или общих
свойств и признаков вещей субъект обнаруживает
тождество и различие между вещами. Эти
сходные, похожие признаки затем абстрагируются
(выделяются, отделяются) из совокупности
других свойств и обозначаются словом,
затем они становятся содержанием соответствующих
представлений человека об определенной
совокупности предметов или явлений.
Абстрагирование - мыслительная
операция, основанная на отвлечении от
несущественных признаков предметов,
явлений и выделении в них основного, главного.
Абстракция - отвлеченное понятие,
образуемое в результате мысленного отвлечения
от несущественных сторон, свойств предметов
и отношений между ними с целью выявления
существенных признаков.
Выделение (абстрагирование) общих свойств
разных уровней позволяет человеку установить
родовидовые отношения в некотором многообразии
предметов и явлений, систематизировать
их и тем самым построить определенную
классификацию.
Классификация - систематизация
соподчиненных понятий какой-либо области
знания или деятельности человека, используемая
для установления связей между этими понятиями
или классами объектов.
Следует отличать классификацию от категоризации.
Категоризация - операция отнесения
единичного объекта, события, переживания
к некоторому классу, в качестве которого
могут выступать вербальные и невербальные
значения, символы и т.п.
Закономерности рассмотренных операций
мышления и есть суть основных внутренних,
специфических закономерностей мышления.
На их основе только и могут получить объяснение
все внешние проявления мыслительной
деятельности.
Проблемы
для обсуждения:
1. Сущность мышления как процесса решения
задач.
2. Содержание основных этапов развернутого
мыслительного процесса.
3. Основные типы мыслительных действий,
характерных для процесса решения задач
и их содержание.
4. Основные операции мышления и их сущность.
Характеризуя
мышление человека, в первую очередь
подразумевают его интеллектуал
"умственное развитие" и;
"интеллект".
Под
умственным развитием понимается
совокупность как знаний, умений, так и
умственных действий, сформировавшихся
в процессе приобретения этих умений и
знаний. Наиболее общей характеристикой
уровня умственного развития является
подготовленность функционирования мышления
в пределах возрастного социально-психологического
норматива (СПН). То есть уровень умственного
развития должен отражать наиболее типичные,
общие, характерные для данного социума
особенности мыслительной деятельности,
касающиеся как объема и качества знаний
и умений, так и запаса определенных умственных
действий.
Достигнутый человеком уровень умственного
развития зависит от его интеллектуальных
способностей. Интеллект (или общая умственная
способность) - не сумма знаний и умственных
операций, а то, что способствует их успешному
усвоению. Если интеллект - это условие
усвоения знаний и умений, то умственное
развитие характеризует в первую очередь
содержание, способы и формы мышления.
Интеллект - относительно устойчивая
структура способностей, в основе которых
лежат процессы, обеспечивающие переработку
разнокачественной информации и осознанную
оценку ее. Интеллектуальные
качества - качества личности, предопределяющие
особенности функционирования интеллекта.
Практически диагностика умственного
развития возникла как тестирование интеллекта
и в этом русле развивалась на протяжении
первой половины ХХ века. Стало даже довольно
привычным употреблять показатель по
тесту Стэнфорда-Бине IQ в качестве "обобщенного"
символа интеллекта и уровня умственного
развития. Коэффициент
интеллектуальности (IQ) - количественный
показатель, указывающий на общий уровень
развития мышления индивида по сравнению
с выборкой, на которой проходила стандартизация
интеллектуального теста.
6 Активизация мышления.
Мышление является очень важным процессом, поэтому существует целый ряд способов для его активизации, и тем самым ускорения получения результатов.
Существуют следующие способы активизации мышления.
1. Задавание "бессмысленных" вопросов, например: "Как будет звучать хлопок одной ладони?" (Или: почему на вопрос о национальности многие люди отвечают именем существительным, а русские люди - прилагательным? Например, литовец, немец, испанец и - русский?).
2. Использование сокровищницы народной педагогики (загадки, пословицы и пр.). Например, отгадывание загадок: "До каких пор заяц бежит в лес?"; "Какая женщина не смотрится в зеркало?"; "Каких камней нет на дне моря?"
3. Поиск нестандартных решений: "Как можно использовать кирпич? " (Или любой другой предмет). Нужно привести как можно больше решений. Учащиеся обычно приводят их по несколько десятков. Можно модернизировать материал теста Торренса и применить его не для тестирования, а для развития интеллектуальных способностей. Например, предложить необычные способы использования пустых картонных коробок, или найти способы улучшения какого-либо предмета и пр.
4. Коллекционирование различных парадоксов, например: почему, если сначала смотреть на зеленый кружок, а потом посмотреть на белый лист бумаги, то увидишь красный кружок?
5. Использование технологии интерактивного обучения, основанной на явлении интеракции ( от англ. interaction - взаимодействие, воздействие друг на друга). В процессе обучения происходит межличностное познавательное общение и взаимодействие всех его субъектов. Развитие индивидуальности каждого студента и воспитание его личности происходит в ситуациях общения и взаимодействия людей друг с другом. Адекватной, с точки зрения сторонников этой концепции, и наиболее часто применяемой моделью таких ситуаций является учебная игра. М.В. Клариным, Ю.С. Тюнниковым и др. изучены образовательные возможности игры, применяемой в процессе обучения: игры предоставляют педагогу возможности, связанные с воспроизведением результатов обучения (знаний, умений и навыков), их применением, отработкой и тренировкой, учетом индивидуальных различий, вовлечением в игру учащихся с различными уровнями обученности. Вместе с тем игры несут в себе возможности значительного эмоционально-личностного воздействия, формирования коммуникативных умений и навыков, ценностных отношений. Поэтому применение учебных игр способствует развитию индивидуальных и личностных качеств студента. Применение технологии интерактивного обучения позволяет соединить деятельность каждого обучающегося (возникает целая система взаимодействий: преподаватель - обучающийся, преподаватель - учебная группа, обучающийся - учебная группа, обучающийся - обучающийся, группа - группа), связать его учебную деятельность и межличностное познавательное общение.
6. Проведение сократовских бесед. Например, задайте детской аудитории вопрос: "Можно ли солить пищу?" Тут же получите ответ - одни будут говорить "Да", другие - "Нет". Это не есть сократовская беседа. Сократ говорил: "Дурак дает ответ, а мудрец ищет истину". Поэтому надо не стремиться тут же дать ответ, а пытаться размышлять, задавая все новые и новые вопросы. После такой информации, представленной детям в виде шутки, посыпятся вопросы: для чего солят пищу? для кого солят пищу? нужно ли солить пищу для животных? все ли люди солят пищу? зачем нужна соль в пище? и т.д. После этого можно переходить к решению учебных проблем по предмету. Например, на уроке физики: Будет ли гореть свеча в искусственном спутнике Земли? Учащиеся уже не сразу дают ответ, а стараются размышлять: при каких условиях осуществляется горение? что еще необходимо кроме кислорода? будет ли он поступать к горящей свече? при каких условиях он может поступать? и т.д.
При сократовской беседе (эвристическом методе) педагог чувствует себя некой обобщенной личностью и ведет занятия, задает вопросы, не очень-то обнаруживая свое мнение, но лишь всемерно побуждая учеников к поиску. Тогда дети сами втягиваются в поиск, уточняют вопрос учителя своими вопросами и одновременно прислушиваются: не звучит ли уже в них искомый ответ? Если вопрос учителя задан правильно, то дети, пытаясь найти ответ, расширяют саму область вопроса.
7. Близкими по назначению к сократовской беседе являются эвристические приемы активизации творческого мышления. Потребность в эффективных приемах и методах активизации творческого мышления возникла очень давно, хотя еще до недавнего времени, например, инженерный труд рассматривался как процесс, носящий исключительно рациональный характер, лишенный эмоциональной окраски. Вместе с тем эффективность труда инженера, конструктора, исследователя, разработчика определяется не только уровнем знаний и опыта (необходимое условие), но и богатством воображения, развитостью фантазии, умением абстрагироваться, "видеть в обычном необычное и в необычном обычное". "Воображение, - по словам А. Эйнштейна, - важнее знания, ибо знание ограничено. Воображение же охватывает все на свете, стимулирует прогресс и является источником его эволюции". Воображение (фантазия) - психический процесс, состоящий в создании образов на основе переработки прошлых восприятий.
Развитие этих качеств у создателей новой техники является важным фактором в преодолении инерционности мышления и ускорения поиска решений поставленных задач. С этой целью используются различные эвристические приемы в виде ассоциаций, аналогий, контрольных вопросов, приемов устранения технических противоречий. Рассмотрим наиболее распространенные приемы активизации творческого мышления и устранения технических противоречий.
7.1. Ассоциативные приемы активизации творческого мышления. Под ассоциацией понимается отражение в сознании человека взаимосвязи между предметами, явлениями действительности и психическими восприятиями, ощущениями, двигательными актами, представлениями и т.д. Ассоциации, как правило, появляются без активного восприятия. Оригинальность, сочность и яркость ассоциаций зависят от интересов человека, его индивидуальных особенностей, реакций и моментального направления сознания. Например, установите ассоциативный переход между понятиями "древесина" и "мяч"; или между понятиями "небо" и "чай". (Учеными доказано, что между двумя любыми понятиями (словами) можно установить ассоциативный переход длиною в четыре-пять шагов: небо - земля; земля - вода; вода - пить; пить - чай.)