Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 16:49, реферат
Венцом эволюционного и исторического развития познавательных процессов человека является его способность мыслить. Благодаря понятийному мышлению человек беспредельно раздвинул границы своего бытия, очерченные возможностями познавательных процессов более «низкого» уровня — ощущения, восприятия и представления. Чувственные образы, создаваемые с помощью этих процессов, обладая качеством надежной достоверности, т. е. высокой степени соответствия объектам и ситуациям реального мира, дают возможность вовремя реагировать на происходящие изменения и эффективно строить свое поведение в ответ на эти наличные, непосредственно воспринимаемые события.
Мышление — это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью познавательный психический процесс, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением связей и отношений между объектами в окружающей действительности.
Активизация мышления, это событие или действие которое влечёт за собой активизацию мыслительной деятельности и ускоряет мыслительный процесс.
Для повышения продуктивности мыслительной деятельности можно использовать умение управлять такими этапами мышления, как постановка задачи, создание оптимальной мотивации, регулирование направленности непроизвольных ассоциаций, максимальное включение как образных, так и символических компонентов, использование преимуществ понятийного мышления, а также снижение излишней критичности при оценке результата,— все это позволяет активизировать мыслительный процесс, сделать его более эффективным.
Введение 2
1) Понятие мышления 3
2) Психологическая сущность мышления и его особенности 5
3) Типология и качества мышления 6
4) Мышление как процесс решения задач 14
5) Интеллект 18
6) Активизация мышления. 20
6.1) Задавание "бессмысленных" вопросов 20
6.2) Использование народной педагогики 20
6.3) Поиск нестандартных решений 20
6.4) Коллекционирование различных парадоксов 20
6.5) Использование технологии интерактивного обучения 20
6.6) Проведение сократовских бесед 21
6.7) Эвристические приемы 22
6.7.1) Ассоциативные приемы 22
6.7.2) Приемы аналогий 25
6.7.3) Контрольные вопросы 26
6.8) "Мозговая атака" 29
6.9) Возникновение задачи 34
Заключение 36
Список используемой литературы 37
Введение 2
1) Понятие мышления 3
2) Психологическая сущность мышления и его особенности 5
3) Типология и качества мышления 6
4) Мышление как процесс решения задач 14
5) Интеллект 18
6) Активизация мышления. 20
6.1) Задавание "бессмысленных" вопросов 20
6.2) Использование народной педагогики 20
6.3) Поиск нестандартных решений 20
6.4) Коллекционирование различных парадоксов 20
6.5) Использование технологии интерактивного обучения 20
6.6) Проведение сократовских бесед 21
6.7) Эвристические приемы 22
6.7.1) Ассоциативные приемы 22
6.7.2) Приемы аналогий 25
6.7.3) Контрольные вопросы 26
6.8) "Мозговая атака" 29
6.9) Возникновение задачи 34
Заключение 36
Список используемой литературы 37
Введение
Венцом эволюционного и исторического развития познавательных процессов человека является его способность мыслить. Благодаря понятийному мышлению человек беспредельно раздвинул границы своего бытия, очерченные возможностями познавательных процессов более «низкого» уровня — ощущения, восприятия и представления. Чувственные образы, создаваемые с помощью этих процессов, обладая качеством надежной достоверности, т. е. высокой степени соответствия объектам и ситуациям реального мира, дают возможность вовремя реагировать на происходящие изменения и эффективно строить свое поведение в ответ на эти наличные, непосредственно воспринимаемые события.
Мышление — это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью познавательный психический процесс, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением связей и отношений между объектами в окружающей действительности.
Активизация мышления, это событие или действие которое влечёт за собой активизацию мыслительной деятельности и ускоряет мыслительный процесс.
Для
повышения продуктивности мыслительной
деятельности можно использовать умение
управлять такими этапами мышления,
как постановка задачи, создание оптимальной
мотивации, регулирование направленности
непроизвольных ассоциаций, максимальное
включение как образных, так и символических
компонентов, использование преимуществ
понятийного мышления, а также снижение
излишней критичности при оценке результата,—
все это позволяет активизировать мыслительный
процесс, сделать его более эффективным.
“Мышление — процесс моделирования
неслучайных отношений окружающего
мира на основе аксиоматических положений.”
(психологический словарь)
1.Понятие мышления
В процессе ощущения и
Познавая мир, человек
Мышление дает ответ на такие
вопросы, которые нельзя
Мышление - опосредованное и обобщенное отражение существенных, закономерных взаимосвязей действительности. Это обобщенная ориентация в конкретных ситуациях действительности.
В мышлении устанавливается
Например, Фалес из Милета узнал
высоту египетской пирамиды
Установление всеобщих
Но мышление, выходя за пределы ощущений и восприятия, всегда остается неразрывно связанным с чувственным отражением действительности. Обобщения формируются на основе восприятия единичных объектов, а их истинность проверяется практикой.
Мышление, являясь идеальным отражением действительности, имеет материальную форму своего проявления. Механизмом мышления человека является скрытая, беззвучная, внутренняя речь. Она характеризуется скрытой, незаметной для человека артикуляцией слов, микродвижениями органов речи. Последние связаны с возбуждениями в речедвигательной зоне коры головного мозга. Особенностью внутренней речи является ее сокращенность, конспективность, свернутость. Но при возникновении мыслительных затруднений внутренняя речь принимает развернутую форму и нередко переходит в шепотную или громкую речь. Это позволяет лучше анализировать и закреплять абстрактный речевой материал: формулировки, условия задач и т.п.
Язык является средством
Мышление социально
Как уже отмечалось,
первоначально мышление человека было
непосредственно вплетено в его материальную
деятельность, человек мыслил, действуя
практически. Но постепенно из практических
действий выделялись самостоятельные
умственные, мыслительные действия, которые
подготавливают, ориентируют практические
действия. В процессе исторического развития
мыслительные действия стали подчиняться
определенным логическим правилам; постоянно
повторяясь и проверяясь на практике,
эти правила закреплялись в сознании человека
и приобрели для него аксиоматический
характер.
2.Психологическая сущность мышления и его особенности
Мышление
как феномен, обеспечивающий родовую
особенность человека, в структуре психики
человека относится к психическим
познавательным процессам, которые
обеспечивают первичное отражение и осознание
людьми воздействий окружающей действительности.
Традиционные в психологической науке
определения мышления обычно фиксируют
два его существенных признака:
обобщенность и опосредствованность.
Т.е. мышление
есть процесс обобщенного и
Специфичность мышления заключаются в
том, что:
мышление дает возможность познать глубинную сущность объективного мира, законы его существования;
лишь в мышлении возможно познание становящегося, изменяющегося, развивающегося мира;
мышление позволяет предвидеть будущее, оперировать с потенциально возможным, планировать практическую деятельность.
Процесс мышления характеризуется следующими особенностями:
носит опосредствованный характер;
всегда протекает с опорой на имеющиеся знания;
исходит из живого созерцания, но не сводится к нему;
в нем происходит отражение связей и отношений в словесной форме;
связано
с практической деятельностью человека.
3. Типология и качества мышления
В
психологической науке
Понятие - это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления. Понятие - форма мышления, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. Понятие выступает и как форма мышления, и как особое мыслительное действие. За каждым понятием скрыто особое предметное действие. Понятия могут быть:
Общее
понятие есть мысль, в которой отражаются
общие, существенные и отличительные (специфические)
признаки предметов и явлений действительности.
Единичное понятие есть мысль, в которой
отражены присущие только отдельному
предмету и явлению признаки.
В зависимости от типа абстракции и обобщений,
лежащих в основе понятия бывают эмпирическими
или теоретическими. Эмпирическое
понятия фиксирует одинаковые предметы
в каждом отдельном классе предметов на
основе сравнения. Специфическим содержанием
теоретического понятия выступает
объективная связь всеобщего и единичного
(целостного и отличного). Понятия формируются
в общественно-историческом опыте. Человек
усваивает систему понятий в процессе
жизни и деятельности.
Содержание понятий раскрывается в суждениях,
которые всегда выражаются в словесной
форме - устной или письменной, вслух или
про себя. Суждение - основная форма
мышления, в процессе которой утверждаются
или отрицаются связи между предметами
и явлениями действительности. Суждение
- это отражение связей между предметами
и явлениями действительности или между
их свойствами и признаками. Например,
суждение: "Металлы при нагревании расширяются"
- выражает связь между изменениями температуры
и объемом металлов.
Суждения образуются двумя основными
способами: