Введение.
Попытки
классификации человеческих
личностей, их положительных
и отрицательных
черт были предприняты
ещё в древнем
Вавилоне в третьем
тысячелетии до нашей
эры. Базировались они
на астрологической
основе, мотивируя
психологические
различия между людьми
влиянием зодиакальных
созвездий. Эта система,
развитая впоследствии
Птолемеем, существовала
несколько тысячелетий,
пытаясь объяснить
отклонения в поведении
и характере человека
влиянием светил, проходящих
по 12 зодиакальным созвездиям.
Считалось, что положение
планет на небесной
сфере в момент
рождения человека накладывало
определённый отпечаток
на его личность,
определяло черты
его темперамента
и характера, подталкивающие
на те или иные поступки.
Возможно, поэтому "характер"
в переводе с греческого
означает "печать,
чеканка". Положительные
и отрицательные черты
характера рассматривались
либо как результат
хорошей или плохой
конфигурации планет,
либо удачного или нет
места их положения
в гороскопе. И хотя
с развитием психологии
проблема характера
и поведения была переведена
на научную основу, по-прежнему
важным остаётся вопрос
о первопричинах тех
отклонений в характере
и поведении, что грозят
депрессиями, неврозами
и нервными срывами,
а в тяжёлых случаях
приводят к психопатиям
и распаду личности.
Поэтому сегодня, когда
убыстряющийся ритм
жизни порождает частые
стрессовые ситуации,
вопрос нормы, акцентуаций
и патологий характера
является весьма актуальным,
особенно для жителей
мегаполисов и крупных
промышленных центров.
Данная работа посвящена
проблемам акцентуаций
характера. Однако прежде,
чем перейти к непосредственному
рассмотрению различных
типов акцентуаций,
представляется необходимым
дать чёткое определение
понятий "характер", "акцентуация",
"психопатия" и
дифференцировать крайние
варианты нормы характера
от их патологий – психопатий
1. Понятие
характера, его
акцентуаций и
патологий
Понятие "характер"
включает: систему
отношений человека
к действительности
и привычный образ
его поведения
в определённой ситуации.
С.Р. Немов определяет
характер как "…совокупность
свойств личности, определяющих
типичные способы ее
реагирования на жизненные
обстоятельства".
В.А. Крутецкий расширяет
данное определение: "Характер
– это индивидуальное
сочетание существенных
свойств личности, показывающих
отношение человека
к окружающему миру
и выражающихся в его
поведении, поступках.
Характер – это отношение,
закреплённое в определённых
формах поведения".
Подобное определение
характера даёт и М.И.Чеховских: "Характер
– это индивидуальное
сочетание существенных
свойств личности, определяющих
отношение человека
к окружающему миру
и выражающихся в его
поведении и поступках" .
Л.Д. Столяренко конкретизирует
данные определения,
подчеркнув, что характер
человека – это "сплав
врождённых свойств
высшей нервной деятельности
с приобретёнными в
течение жизни индивидуальными
чертами".
Формирование характера
происходит в различных
по своим особенностям
и уровню развития группах (семья,
дружеская компания,
класс, спортивная команда,
трудовой коллектив
и др.). В зависимости
от того, какая группа
является для личности
референтной и какие
ценности поддерживает
и культивирует эта
группа, у человека развиваются
соответствующие черты
характера.
Как было отмечено выше,
характер является прижизненным
образованием. Это означает,
что он формируется
после рождения человека.
Истоки характера человека
и первые признаки его
проявления следует
искать в самом начале
жизни. Основную роль
в формировании и развитии
характера ребенка играет
его общение с окружающими
его людьми. В свойственных
для него поступках
и формах поведения
ребенок, прежде всего,
подражает своим близким.
При помощи прямого
учения через подражание
и эмоциональное подкрепление
он усваивает формы
поведения взрослых.
Сенситивным периодом
для становления характера
можно считать возраст
от 2-3 до 9-10 лет, когда
дети много и активно
общаются как с окружающими
взрослыми людьми, так
и со сверстниками. В
этот период они открыты
для воздействий со
стороны, с готовностью
их принимают, подражая
всем и во всем. Взрослые
люди в это время пользуются
безграничным доверием
ребенка, имеют возможность
воздействовать на него
словом, поступком и
действием, что создает
благоприятные условия
для закрепления нужных
форм поведения.
Весьма важны для становления
характера ребенка стиль
общения взрослых друг
с другом, а также способ
обращения взрослых
с самим ребенком. В
первую очередь это
относится к обращению
родителей, и особенно
матери, с ребенком.
То, как действуют мать
и отец в отношении ребенка,
спустя много лет становится
способом обращения
его со своими детьми,
когда ребенок станет
взрослым и обзаведется
собственной семьей.
Раньше других в характере
человека закладываются
такие черты, как доброта,
общительность, отзывчивость,
а также противоположные
им качества - эгоистичность,
черствость, безразличие
к людям. Имеются данные
о том, что начало формирования
этих черт характера
уходит в глубь дошкольного
детства, к первым месяцам
жизни и определяется
тем, как мать обращается
с ребенком.
Те свойства
характера, которые
наиболее ярко проявляются
в труде - трудолюбие,
аккуратность, добросовестность,
ответственность, настойчивость, -
складываются несколько
позже, в раннем и
дошкольном детстве.
Они формируются
и закрепляются в
играх детей и
доступных им видах
домашнего труда.
Сильное влияние
на их развитие оказывает
адекватная возрасту
и потребностям ребенка
стимуляция со стороны
взрослых. В характере
ребенка сохраняются
и закрепляются в основном
такие черты, которые
постоянно получают
поддержку (положительное
подкрепление).
Черты
характера рассматриваются
в соответствии с
направленностью
личности. Причем содержание
направленности личности
проявляется в
отношении к людям,
деятельности, окружающему
миру и себе. Например,
отношение человека
к окружающему
миру может проявляться
или в наличии
определенных убеждений,
или в беспринципности.
Эта категория
черт характеризует
жизненную направленность
личности, т. е. ее материальные
и духовные потребности,
интересы, убеждения,
идеалы и т. д. Направленность
личности определяет
цели, жизненные планы
человека, степень
его жизненной
активности. В сформировавшемся
характере ведущим
компонентом является
система убеждений.
Убежденность определяет
долгосрочную направленность
поведения человека,
его непреклонность
в достижении поставленных
целей, уверенность
в справедливости
и важности дела,
которое он выполняет.
Все черты личности
человека можно условно
разделить на мотивационные
и инструментальные.
Мотивационные побуждают
и направляют деятельность,
а инструментальные
придают ей определенный
стиль. Характер может
проявляться в выборе
цели действия, т. е.
как мотивационная черта
личности. Однако когда
цель определена, характер
выступает больше в
своей инструментальной
роли, т. е. определяет
средства достижения
поставленной цели.
По степени,
силе выраженности черт
характера различаются:
1. Его
социальная "норма"
– нейтральность,
средняя выраженность
черт.
2. Направленность
– если одни
черты преобладают
над другими.
3. Акцентуация
– яркая, "акцентная",
чрезмерная выраженность
отдельных черт. Акцентуации
могут стать благоприятной
почвой для развития
депрессий и психогений (неврозов
и реактивных состояний)
– обратимых патологических
нарушений поведения, "обратимых
расстройств психики,
возникающих под влиянием
психологических травм" [1; 269].
4. Психопатия
– патологическая
гипертрофия отдельных
черт характера,
приводящая к практически
необратимой социальной
дезадаптации и угрозе
распада личности.
2.Структура
и свойства характера.
Структура
характера обнаруживается
в закономерной зависимости
между отдельными
его чертами. Психологи
с помощью факторного
анализа на большом
числе испытуемых
установили, какие
черты личности коррелируют
между собой (положительно
или отрицательно),
а какие слабо
коррелируют. Положительно
коррелирующие черты -
это те, которые
чаще сочетаются в
одном человеке. Например,
в исследовании У.
Шелдона было установлено,
что если человек
обнаруживает любовь
к комфорту, то он
с большой вероятностью
будет отличаться
хорошим аппетитом,
приветливостью, контактностью,
жаждой похвалы и
одобрения. Повышенной
тревожности, как
правило, у него не
будет. Любовь к комфорту
и тревожность
дают высокую отрицательную
корреляцию. Такая
же отрицательная
корреляция, например,
существует между
трусостью и инициативностью.
Если человек трус, то
ему не свойственны
решительность и самостоятельность
в принятии решений,
характерных для инициативности,
поскольку принятие
решений предполагает
личную ответственность.
Трус боится такой ответственности,
всячески избегает ее.
Однако отрицательная
и положительная корреляция
черт характера не абсолютна.
Поэтому в жизни часто
встречаются как противоречивые,
так и цельные характеры.
Цельный характер - это
характер, в котором
преобладает положительная
корреляция его черт.
Существование цельных
характеров обусловливает
возможность среди громадного
разнообразия характеров
вычленить их определенные
типы, наделенные общими
чертами. В психологии
существует ряд типологий
характеров, построенных
на различных основаниях.
Среди
свойств характера
принято различать
общие (глобальные) и
частные. Глобальные
свойства характера
оказывают свое действие
на широкую сферу
поведенческих проявлений.
Принято выделять
пять глобальных черт
характера (А. Г. Шмелев,
М. В. Бодунов, У. Норман
и др.):
1) самоуверенность
- неуверенность;
2) согласие,
дружелюбие - враждебность;
3) сознательность -
импульсивность;
4) эмоциональная
стабильность - тревожность;
5) интеллектуальная
гибкость - ригидность.
3.Типология
характеров.
Типология
характеров, как правило,
строится на существовании
определенных типических
черт. Типическими
называются черты
и проявления характера,
которые являются
общими и показательными
для некоторой группы
людей.
Соответственно под
типом характера следует
понимать выражение
в индивидуальном характере
черт, общих для некоторой
группы людей.
Следует также отметить,
что все типологии человеческих
характеров, как правило,
исходят из ряда общих
идей.
1. Характер человека
формируется в онтогенезе
относительно рано и
на протяжении остальной
жизни проявляет себя
как более или менее
устойчивое личностное
образование.
2. Сочетания
личностных черт,
которые входят
в характер человека,
не являются случайными.
3. Большая
часть людей в соответствии
со своими основными
чертами характера может
быть разделена на типовые
группы.
Исторически первыми,
получившими широкое
распространение на
протяжении многих столетий,
являются типологии
характера, в основе
которых лежит учение
о темпераментах, соединяющее
в своих основах физиологический
и соматический подходы.
С точки зрения этой
типологии, психическое
своеобразие людей определяется
либо особенностями
физиологических процессов,
либо соматическим типом
строения организма -
конституцией тела его
габитусом, либо сочетанием
тех и других качеств
(Гиппократ, Гален, Ломбразо,
Сиго, Кречмер, Шелдон).
Вторая типология, основоположником
которой является К.
Юнг, связывает характеры
с направленностью личности
и выделяет ряд психосоциотипов.
Психосоциотип, с точки
зрения К. Юнга, является
врожденной психической
структурой, определяющей
конкретный вид информационного
обмена личности с окружающей
средой.
К. Юнг
выделяет четыре типа
характера:
1. Экстравертный -
интровертный;
2. Рационалистический -
иррационалистический;
3. Мыслительный (логик) -
эмоциональный;
4. Ощущающий
(сенсорный) - интуитивный.
Каждый
из этих четырех типов
может входить
в сочетание с
любым другим, образуя
новые типы характера.
В последнее время широкое
распространение получила
типология характера,
связывающая его особенности
с акцентуацией - чрезмерной
выраженностью отдельных
черт характера и совокупностей.
В периоде
становления характера
его типологические
особенности, не будучи
еще сглажены и
затушеваны жизненным
опытом, выявляются
настолько ярко, что
иногда напоминают психопатии,
т. е. патологические
аномалии характера.
С взрослением черты
акцентуаций обычно
сглаживаются. Это позволило
нам говорить о «преходящих
подростковых акцентуациях
характера».
Наибольшую известность
получил термин К. Леонгарда
–“акцентуированная
личность”. Личко А.Е.
уточнила этот термин,
так как личность, по
её мнению, понятие сложное,
скорее подходящие для
психопатий. Она предложила
называть это явление
акцентуацией характера.
Акцентуации характера
— это крайние варианты
нормы, прикоторых отдельные
черты характера чрезмерно
усилены, отчего обнаруживается
избирательная уязвимость
в отношении определенного
рода психогенных воздействий
при хорошей и даже повышенной
устойчивости к другим.
Типы акцентуаций характера
весьма сходны и частично
совпадают с типами
психопатий. Но акцентуации
– это крайний вариант
нормы, а психопатии
– патологические аномалии
характера. Отличия
между акцентуациями
характера и психопатиями
основываются на диагностических
критериях П. Б. Ганнушкина
— О. В. Кербикова. Психопатии
— это такие аномалии
характера, которые
«определяют весь психический
облик индивидуума,
накладывая на весь
его душевный склад
свой властный отпечаток»,
«в течение жизни... не
подвергаются сколько-нибудь
резким изменениям»
и «мешают... приспособляться
к окружающей среде».
При акцентуациях характера
может не быть ни одного
из этих признаков: ни
относительной стабильности
характера на протяжении
жизни, ни тотальности
его проявлений во всех
ситуациях, ни социальной
дезадаптации со следствия
тяжести аномалии характера.
Во всяком случае, никогда
не бывает соответствия
всем этим трем признакам
психопатии сразу. Особенности
характера при акцентуациях
могут проявляться не
постоянно, а лишь в
некоторых ситуациях,
в определенной обстановке,
и почти не обнаруживаться
в обычных условиях.
Социальная дезадаптация
при акцентуациях либо
вовсе отсутствует,
либо бывает непродолжительной.
При акцентуациях нарушения
возникают только при
определенного рода
психических травмах,
в некоторых трудных
ситуациях, а именно:
лишь тогда, когда они
адресуются к “местунаименьшего
сопротивления”, к “слабому
звену” данного типа
характера. Иные трудности
и потрясения, не задевающие
этой ахиллесовой пяты,
не приводят к нарушениям
и переносятся стойко.
При каждом типе акцентуации
имеются свойственные
ему отличные от других
типов, “слабые места”.
4.Классификация
харктера.
4.1 По К.
Леонгарду.
Наибольшую
известность полумили
классификации К.
Леонгарда и А.Е. Личко.
Леонгард выделяет 12
типов акцентуации,
каждый из которых предопределяет
избирательную устойчивость
человека к одним жизненным
невзгодам при повышенной
чувствительности к
другим, к частым однотипным
конфликтам, к определенным
нервным срывам.
Акцентуации характера
часто встречаются у
подростков и юношей (50-80%).
Определить тип акцентуации
или ее отсутствие можно
с помощью специальных
психологических тестов,
например, теста Шмишека.
Приведем краткую характеристику
особенностей поведения
в зависимости от типов
акцентуации:
1.
Гипертимный тип (гиперактивный).
Его характеризует чрезмерно
приподнятое настроение,
всегда весел, разговорчив,
очень энергичен, самостоятелен,
стремится к лидерству,
риску, авантюрам, не
реагирует на замечания,
игнорирует наказания,
теряет грань недозволенного,
отсутствует самокритичность.
2.
Дистимный тип.
Его характеризует низкая
контактность, немногословность,
доминирующее пессимистическое
настроение. Такие люди
являются обычно домоседами,
тяготятся шумным обществом,
редко вступают в конфликты
с окружающими, ведут
замкнутый образ жизни.
Они высоко ценят тех,
кто с ними дружит, и
готовы им подчиняться.
Они располагают следующими
чертами личности, привлекательными
для партнеров по общению:
серьезностью, добросовестностью,
обостренным чувством
справедливости. Есть
у них и отталкивающие
черты. Это пассивность,
замедленность мышления,
неповоротливость, индивидуализм.
3.
Циклоидный тип.
Ему свойственны довольно
частые периодические
смены настроения, в
результате чего так
же часто меняется манера
общения с окружающими
людьми. В период повышенного
настроения такие люди
являются общительными,
а в период подавленного -
замкнутыми. Во время
душевного подъема они
ведут себя как люди
с гипертимной акцентуацией
характера, а в период
спада - как люди с дистимной
акцентуацией.
4.
Возбудимый тип.
Данному типу присуща
низкая контактность
в общении, замедленность
вербальных и невербальных
реакций. Нередко такие
люди занудливы и угрюмы,
склонны к хамству и
брани, к конфликтам,
в которых сами являются
активной, провоцирующей
стороной. Они неуживчивы
в коллективе, властны
в семье. В эмоционально
спокойном состоянии
люди данного типа часто
добросовестные, аккуратные,
любят животных и маленьких
детей. Однако в состоянии
эмоционального возбуждения
они бывают раздражительными,
вспыльчивыми, плохо
контролируют свое поведение.
5.
Застревающий тип.
Его характеризует умеренная
общительность, занудливость,
склонность к нравоучениям,
неразговорчивость.
В конфликтах такой
человек обычно выступает
инициатором, активной
стороной. Он стремится
добиться высоких показателей
в любом деле, за которое
берется. Предъявляет
повышенные требования
к себе; особо чувствителен
к социальной справедливости,
вместе с тем обидчив,
уязвим, подозрителен,
мстителен; иногда чрезмерно
самонадеян, честолюбив,
ревнив, предъявляет
непомерные требования
к близким и к подчиненным
на работе.
6.
Педантичный тип.
Человек с акцентуацией
такого типа редко вступает
в конфликты, выступая
в них скорее пассивной,
чем активной стороной.
На службе он ведет себя
как бюрократ, предъявляя
окружающим много формальных
требований. Вместе
с тем он с охотой уступает
лидерство другим людям.
Иногда он изводит домашних
чрезмерными претензиями
на аккуратность. Его
привлекательные черты:
добросовестность, аккуратность,
серьезность, надежность
в делах. А отталкивающие
и способствующие возникновению
конфликтов - формализм,
занудливость, брюзжание.
7.
Тревожный тип.
Людям с акцентуацией
данного типа свойственны:
низкая контактность,
робость, неуверенность
в себе, минорное настроение.
Они редко вступают
в конфликты с окружающими,
играя в них в основном
пассивную роль, в конфликтных
ситуациях ищут поддержки
и опоры. Нередко располагают
следующими привлекательными
чертами: дружелюбием,
самокритичностью, исполнительностью.
Вследствие своей беззащитности
также нередко служат
«козлами отпущения»,
мишенями для шуток.
8.
Эмотивный тип.
Эти люди предпочитают
общение в узком кругу
избранных, с которыми
устанавливаются хорошие
контакты, которых они
понимают “с полуслова”.
Редко сами вступают
в конфликты, играя в
них пассивную роль.
Обиды носят в себе,
не “выплескивая” наружу.
Привлекательные черты:
доброта, сострадательность,
обостренное чувство
долга, исполнительность.
Отталкивающие черты:
чрезмерная чувствительность,
слезливость.
9.
Демонстративный тип.
Этот тип акцентуации
характеризуется легкостью
установления контактов,
стремлением к лидерству,
жаждой власти и похвалы.
Такой человек демонстрирует
высокую приспособляемость
к людям и вместе с тем
склонность к интригам (при
внешней мягкости манеры
общения). Люди с акцентуацией
такого типа раздражают
окружающих самоуверенностью
и высокими притязаниями,
систематически сами
провоцируют конфликты,
но при этом активно
защищаются. Они обладают
следующими чертами,
привлекательными для
партнеров по общению:
обходительностью, артистичностью,
способностью увлечь
других, неординарностью
мышления и поступков.
Их отталкивающие черты:
эгоизм, лицемерие, хвастовство,
отлынивание от работы.
10.
Экзальтированный тип.
Ему свойственны высокая
контактность, словоохотливость,
влюбчивость. Такие
люди часто спорят, но
не доводят дело до открытых
конфликтов. В конфликтных
ситуациях они бывают
как активной, так и
пассивной стороной.
Вместе с тем лица данной
типологической группы
привязаны и внимательны
к друзьям и близким.
Они альтруистичны,
имеют чувство сострадания,
хороший вкус, проявляют
яркость и искренность
чувств. Отталкивающие
черты: паникерство,
подверженность сиюминутным
настроениям.
11.
Экстравертированный
тип. Такие
люди отличаются высокой
контактностью, у них
масса друзей, знакомых,
они словоохотливы до
болтливости, открыты
для любой информации,
редко вступают в конфликты
с окружающими и обычно
играют в них пассивную
роль. В общении с друзьями,
на работе и в семье
они часто уступают
лидерство другим, предпочитают
подчиняться и находиться
в тени. Они располагают
такими привлекательными
чертами, как готовность
внимательно выслушать
другого, сделать то,
о чем просят, исполнительность.
Отталкивающие особенности:
подверженность влиянию,
легкомыслие, необдуманность
поступков, страсть
к развлечениям, к участию
в распространении сплетен
и слухов.
12.
Интровертированный
тип. Его, в
отличие от предыдущего,
характеризует очень
низкая контактность,
замкнутость, оторванность
от реальности, склонность
к философствованию.
Такие люди любят одиночество;
вступают в конфликты
с окружающими только
при попытках бесцеремонного
вмешательства в их
личную жизнь. Они часто
представляют собой
эмоционально холодных
идеалистов, относительно
слабо привязанных к
людям. Обладают такими
привлекательными чертами,
как сдержанность, наличие
твердых убеждений,
принципиальность