Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 18:15, курсовая работа
В данной работе мы попытаемся рассмотреть, как акцентуации характера сочетаются с другими причинами формирования девиантного поведения.
Введение 3
Глава 1.
Определение понятия «отклоняющегося поведения» 3
Критерии определения понятия «отклоняиицееся поведение» 5
Определение понятия 7
Некоторые виды отклоняющегося поведения. 9
Глава 2.
Подростковый возраст и его особенности. 11
Предпосылки девиации в подростковом возрасте 16
Глава 3.
Акцентуации характера у подростков. 19
Краткие сведения о группировках типов психопатий и акцентуацийй характера 20
Акцентуации характера у подростков. 21
Глава 4
Акцентуация характера как одна из предпосылок формирования девиантного поведения у подростков. 28
Заключение 35
Список литературы 36
Следовательно,
на личностном уровне отклоняющееся
поведение - это социальная позиция личности,
выступающая в форме девиантного стиля
и образа жизни. Как известно, большинство
людей при желании вполне могут изменить
свою позицию по отношению к обществу.
Некоторые виды
отклоняющегося поведения.
Делинквентное
поведение характеризуется как повторяющиеся
асоциальные проступки детей и подростков,
которые складываются в определенный
устойчивый стереотип действий, нарушающих
правовые нормы, но не влекущих уголовной
ответственности из-за их ограниченной
общественной опасности или не достижения
ребенком возраста, с которого начинается
уголовная ответственность.
Криминальное
поведение определяется как противоправный
поступок, который по достижению возраста
уголовной ответственности
Наркомания - это
заболевание, которое выражается в
физической или психологической
зависимости от наркотиков, непреодолимом
влечение к ним, что постепенно приводит
организм к физическому и
Пьянство и алкоголизм. Между этими понятиями существуют различия. Алкоголизм - патологическое влечение к спиртному и последующее социально-нравственной деградацией личности. Пьянство - это неумеренное употребление алкоголя, которое наряду с угрозой здоровью личности, нарушает ее социальную адаптацию.
Суицидальное поведение. Суицид - это сознательное лишение себя жизни или попытка к самоубийству. Суицидальное поведение - это само разрушительное поведение, к которому, кроме того, можно отнести и такие формы девиантного поведения, как злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков, упорное нежелание лечиться, управление транспортом в нетрезвом виде, самоистязание, сознательное участие в драках и войнах.
Итак, мы в общем
виде определили понятие, свойства и
виды отклоняющегося поведения, которые
мы будем рассматривать в данной
работе.
Глава 2.
Подростковый
возраст и его особенности.
Подростковый
возраст обычно характеризуется
как переломный, переходный, критический,
трудный, возраст полового созревания.
Подростковый период в развитии ребенка
считают обычно особенно трудным как для
родителей и педагогов, так и дня самих
детей. В основе такой оценки лежит обилие
критических, психологических и физиологических
состояний, объективно возникающих в процессе
развития, которые иногда именуются "критическими
периодами детства".
Подростковый
период развития охватывает возраст
от 12 до 15 лет (± 2 года), характеризуется
началом перестройки организма ребенка:
ускоренным физическим развитием и половым
созреванием. В организме возникают резкие
перемены в связи с деятельностью желез
внутренней секреции, в частности, половых
желез. Интенсифицируется обмен веществ.
Нарушение прежней слаженности в деятельности
организма и еще не отрегулированная новая
система его функционирования являются
основой общей неуравновешенности подростка,
его раздражительности, взрывчатости,
резких колебаний настроения от бурной
активности к вялости и апатии. Особенность
подросткового возраста в том и состоит,
что внешне и по своим притязаниям это
взрослый, а по внутренним особенностям
и возможностям это во многом еще ребенок.
Отсюда сохраняющаяся у подростка потребность
в ласке, внимании, интерес к играм, забавам,
возне друг с другом. Наряду с этим, вместе
с чувством взрослости у подростка пробуждается
и активно формируется самосознание, обостренное
чувство собственного достоинства, осознание
половой принадлежности. Подростку свойственна
повышенная критичность. Если, будучи
ребенком, он на многие события в окружающем
мире не обращал внимания или был снисходителен
в своих оценках, то став подростком, он
начинает переоценивать давно знакомое
и привычное, вынося собственные суждения,
нередко очень прямолинейные, категоричные
и бескомпромиссные.
В результате авторитет
родителей и учителей может значительно
ослабиться или утрачиваться навсегда.
Подростки очень
болезненно относятся ко всему, что
касается не только оценки их личных качеств,
но и оценки достоинств и недостатков
их семьи, родителей, друзей, любимых учителей.
На этой почве подростки могут вступить
в глубокий конфликт с обидчиком. На потерю
авторитета родителей или кого-то другого,
ранее значимого, они могут отреагировать
самым крайним и неожиданным образом:
замкнуться в себе, стать грубым, упрямым,
агрессивным, демонстративно противоречить,
начать курить, употреблять спиртное или
наркотики, заводить сомнительные знакомства,
уходить из дома и т.д.
Подростковый
возраст, по словам Л. С. Выготского, представляет
собой совокупность условий, в высшей
степени предрасполагающих к воздействию
различных психотравмирующих факторов.
Самыми сильнодействующими из них являются
недостойное поведение родителей, конфликтные
взаимоотношения между ними, наличие у
них недостатков, унизительных с точки
зрения подростка и окружающих, оскорбительное
отношение к подростку, проявления недоверия
или неуважения к нему. Все это не просто
осложняет учебно-воспитательную работу
с ними, но и делает ее порой практически
невозможной. У подростка на этой почве
могут возникнуть различные отклонения
в поведении.
Л. С. Выготский,
как и П. П. Блонский, подходил к
подростковому периоду как к
историческому образованию. Он считал,
что особенности протекания и
продолжительность
Э. Шпрангер разработал
культурно-психологическую
Первый тип
характеризуется резким, бурным, кризисным
течением, когда отрочество переживается
как второе рождение, в итоге которого
возникает новое "Я".
Второй тип
развития - плавный, медленный, постепенный
рост, когда подросток приобщается
к взрослой жизни без глубоких
и серьезных сдвигов в
Третий тип представляет
собой такой процесс развития, когда подросток
сам активно и сознательно формирует и
воспитывает себя, преодолевая усилием
воли внутренние тревоги и кризисы. Он
характерен для людей с высоким уровнем
самоконтроля и самодисциплины.
Главные новообразования
этого возраста, по Э. Шпрангеру, открытие
"Я", возникновение рефлексии, осознание
своей индивидуальности. Исходя из представления
о том, что главной задачей психологии
является познание внутреннего мира личности,
тесно связанного с культурой и историей,
Э. Шпрангер положил начало систематическому
исследованию самосознания, ценностных
ориентации, мировоззрения подростков,
а также попытался понять одно из самых
глубоких переживаний в жизни человека
- любовь и ее проявления в подростковом
возрасте.
Э. Штерн рассматривал
подростковый возраст как один из
этапов формирования личности. По Штерну,
переходный возраст характеризует
не только особая направленность мыслей
и чувств, стремлений и идеалов, но
и особый образ действий. Штерн
описывает его как промежуточный между
детской игрой и серьезной ответственной
деятельностью и подбирает для него новое
понятие "серьезная игра". Примером
"серьезной игры" могут служить занятия
спортом и участие в юношеских организациях,
выбор профессии и подготовка к ней, игры
любовного характера (флирт, кокетство).
В концепции
Д. Б. Эльконина подростковый возраст,
как всякий новый период, связан
с новообразованиями, которые возникают
из ведущей деятельности предшествующего
периода. Учебная деятельность производит
"поворот" от направленности на мир
к направленности на самого себя. Решение
вопроса "Кто я" может быть найдено
только путем столкновения с действительностью.
Особенности развития
подростка в этом возрасте проявляются
в следующих симптомах:
Возникают трудности
и отношениях со взрослыми: негативизм,
упрямство, уход из школы, т.к. главное
для подростка происходит теперь вне её.
Детские компании
(поиски друга, поиски того, кто может
тебя понять).
Подросток начинает
вести дневник.
Сравнивая себя
со взрослыми, подросток приходи к заключению,
что между ним и взрослым никакой разницы
нет. Он начинает требовать от окружающих,
чтобы его больше не считали маленьким,
он осознает свое равноправие. Центральное
новообразование этого возраста - возникновение
представления о себе как "не о ребенке".
Подросток начинает чувствовать себя
взрослым, он отвергает свою принадлежность
к детям, но у него еще нет ощущения подлинной,
полноценной взрослости, зато есть огромная
потребность в признании его взрослости
окружающими. Виды взрослости выделены
и изучены Т. В. Драгуновой. К ним относятся
подражание внешним признакам взрослости,
равнение на качество взрослых, стремление
овладеть разными "взрослыми умениями"
- социальная и интеллектуальная взрослость.
Деятельность
общения чрезвычайно важна для формирования
личности подростка, т.к. в ней формируется
самосознание. Основное новообразование
этого возраста - социальное сознание,
перенесенное внутрь. По Л. С. Выготскому,
это и есть самосознание. Сознание означает
совместное знание. Это знание в системе
отношений. А самосознание - это общественное
знание, перенесенное во внутренний план
мышления. Подросток учится контролировать
свое поведение, проектировать его на
основе моральных норм.
Современная социальная жизнь предъявляет к психике подростка иные, более высокие требования, чем полвека назад. Поток информации стал обильнее, жизненные впечатления разнообразнее и богаче, темп жизни ускореннее, а образование - более сложным. Введены новые программы компьютеризации обучения. Все это требует развития интеллекта и способностей. А если к этому прибавить крушение идеалов и распад подростковых организаций (пионерских и комсомола) и ничего почти не созданного взамен этого, то становится понятно, почему нарушения поведения у подростков стали актуальной проблемой.
Предпосылки девиации
в подростковом возрасте
Переходный период,
как лакмусовая бумага, проявляет
все пороки общества. Подростковый
возраст - самый трудный и сложный
из всех детских возрастов. Его еще
называют переходным возрастом, потому
что в течение этого периода происходит
своеобразный переход от детства к взрослости,
от незрелости к зрелости, который пронизывает
все стороны развития подростка: анатомо-физиологическое
строение, интеллектуальное, нравственное
развитие, а также разнообразные виды
его деятельности.
В подростковом
возрасте серьезно изменяются условия
жизни и деятельности подростка,
что, в свою очередь, приводит к перестройке
психики, появлению новых форм взаимодействия
между сверстниками. У подростка
меняется общественный статус, позиция,
положение в коллективе, ему начинают
предъявляться более серьезные требования
со стороны взрослых.
Вспомним некоторые
сведения из анатомии и физиологии,
психологии и педагогики, которые
характеризуют личность подростка.
Анатомо-физиологические особенности
подростка характеризуются неравномерностью
его физического развития, совершенствованием
мускульного аппарата, процессом окостенения
скелета. Для подростка характерно несоответствие
в развитии сердечно-сосудистой системы,
когда сердце увеличивается в объеме,
в результате чего начинает работать более
мощно, а диаметр кровеносных сосудов
отстает в развитии, что приводит к некоторым
временным расстройствам кровообращения,
и т.д. У подростков ярко выражена неустойчивость
нервной системы, которая не всегда способна
выдержать сильные или длительные раздражители,
что вызывает состояние крайнего возбуждения
или торможения, ведет к вспыльчивости,
апатии и т. д. Активное половое созревание
подростка происходит при заметном отставании
в социальном установлении подростка,
что влечет за собой социально-психологические
проблемы полового воспитания.
В подростковом
возрасте у ребенка проявляется
потребность в познании самого себя.
Ответ на вопрос «Кто я?» часто
мучает подростка. Он проявляет интерес
к самому себе, у него формируются собственные
взгляды и суждения; появляются собственные
оценки на те или иные события и факты;
он пытается оценить свои возможности
и поступки, сопоставляя себя со сверстниками
и их действиями.
В этом возрасте
происходит временное психологическое
отдаление подростка от семьи и школы,
их значение в становлении личности подростка
снижается, тогда как влияние сверстников
усиливается. Зачастую он стоит перед
выбором между официальным коллективом
и неформальной группой общения. Предпочтение
подросток отдает той среде и группе, в
которой он чувствует себя комфортно,
где относятся к нему с уважением. Это
может быть и спортивная секция, и технический
кружок, но может быть и подвал дома, где
собираются подростки, общаются, курят,
выпивают и др.
Как правило, в
этом возрасте у подростков возникают
проблемы со взрослыми, в частности
с родителями. Родители продолжают
смотреть на своего ребенка как на
маленького, а он пытается вырваться
из этой опеки. Поэтому взаимоотношения
со взрослыми обычно характеризуются
повышенной конфликтностью, усиливается
критичность по отношению к мнениям взрослых,
но при этом становится более значимым
мнение сверстников. Изменяется характер
отношений со старшими: из позиции подчинения
подросток пытается перейти в позицию
равенства. Одновременно изменяется и
характер взаимоотношений со сверстниками,
появляется потребность в общении с целью
самоутверждения, что в неблагоприятных
условиях может привести к различным формам
отклоняющегося поведения; повышенный
интерес к вопросам интимной жизни человека,
что может приводить к асоциальным нарушениям
сексуальной жизни подростка.