Адаптация к школе. Школьная дезадаптация

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 11:52, реферат

Описание работы

Поступление ребёнка в школу - это принципиально новый этап его жизни. Первый год обучения в школе является не только одним из самых сложных этапов в жизни ребенка, но и своеобразным испытательным сроком для родителей: именно в этот период требуется их максимальное участие в жизни ребенка, а также при отсутствии психологически грамотного подхода, сами родители нередко становятся виновниками школьных стрессов у детей. Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Для детей представляют трудности очень многие стороны учебного процесса.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………...

Подходы к определению понятий. Виды адаптации и дезадаптации…………………………

Этапы адаптации к школе. Факторы успешной адаптации.

Показатели успешной адаптации………………………………………………………………..

Причины дезадаптации…………………………………………………………………………...

Показатели дезадаптации…………………………………………………………………………

Формы школьной дезадаптации…………………………………………………………………

Проявление школьной дезадаптации……………………………………………………………

Степени школьной дезадаптации………………………………………………………………..

Психологогическая помощь……………………………………………………………………...

Заключение………………………………………………………………………………………..

Список литературы………………………

Работа содержит 1 файл

Адаптация к школе. Школьная дезадаптация.doc

— 161.50 Кб (Скачать)

    Волевой фактор. Снижается активность центров, отвечающих за целенаправленность действия. Часто подросток хочет достичь чего-то – пятерки по математике, четверки по литературе, рисует в воображении картины своего триумфа, при этом «улетая в облака», забывает вернуться к письменному столу. Программа действия не доработана. При эмоциональной непривлекательности цели способы решения проблемы откладываются «на потом».

      Семейный фактор. В этом возрасте ребенок пытается проявить самостоятельность. При хорошем контакте с родителями он не перестает обращаться к ним за поддержкой и советом. Школьнику, потерявшему связь с родителями, не к кому обратиться при возникновении учебных трудностей. В результате небольшие сложности превращаются в несчастья вселенского масштаба. При сниженной силе воли совсем не остается ресурсов для изменения ситуации.

    Теперь, ознакомившись с признаками школьной дезадаптации, можно перейти к  вопросам более точной диагностики  и взаимодействия специалистов разных специальностей. 
       В первый период (адаптация к начальной школе) чаще требуется помощь невропатолога, дефектолога, семейного психолога, игротерапевта, кинезиотерапевта (специалиста по движению). Возможно подключение специалистов детского сада для формирования преемственной передачи детей подготовительных групп. 
        Во второй период (адаптация к средней школе) приходится прибегать к помощи нейропсихолога, семейного психолога, арттерапевта.

    В третий период (подростковый кризис) –  психотерапевта, владеющего методиками индивидуальной и групповой работы с подростками, педагогов долнительного образования, арттерапевта, куратора школ «юного журналиста (биолога, химика)». 
 
 

     

Заключение

     Таким образом, проанализировав все выше сказанное можно сделать вывод  о том, что период адаптации ребенка к школе является очень важным для его развития как личности. На этом этапе от меня требуется максимальное внимание как к ребенку самому, его внутреннему миру, так и к своему отношению к ребенку. При этом необходимо помнить, что ребенок начинает сталкиваться с новыми жизненными ситуациями и его реакция на них является доминирующей в формирование характера и последующему качеству обучения. Способность ребенка, так или иначе, реагировать на новый внешний мир зависит от темперамента, уровня воспитания в семье, а также от приобретенного опыта поведения в предыдущей социальной группе (детский сад).

     Возникающие неизбежные ограничения в поведении, а также новые для него требования могут сильно ослабить его отношения  к школе. Для адекватной и позитивной адаптации ребенка к школе необходимо активно участвовать в его психологической подготовке.

     В заключение следует отметить, что  в период вхождения ребенка в  школьную жизнь педагогический процесс  начальной школы нужно строить  так, чтобы процесс адаптации к новым условиям прошел более благоприятно. При этом нельзя забывать, что готовность детей к систематическому обучению различна, различно состояние их здоровья, как физического, так и психологического. Следовательно, взрослые, работающие в детском социальном учреждении, могут помочь детям преодолеть те трудности, которые возникают на пути у детей в период школьной адаптации. 
 

 

Список  литературы

  1. Баркань А.И. Особенности изобразительной деятельности первокласников в период адаптации к школе ∕∕ Вопросы психологии. – 1987. - №4
  2. Беседина М.В. В гостях у школы: Почему младшим школьникам трудно адаптироваться к условиям школы ∕∕ школьный психолог. – 2000. – № 34
  3. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб. пособие для студентов высш. Учеб. заведений ∕ Г.В. Бурменская, Е.И. Захаров, О.А. Карабанова и др. – М: Академия, 2002. -416с.
  4. Воинов В.Б. К проблеме психофизиологической оценки успешности адаптации детей к школьным условиям ∕∕ Мир психологии.- 2002. – № 1.
  5. Дубровина И.В., Акимова М.К., Борисова Е. М. и др. Рабочая книга школьного психолога∕ Под.ред. И.В. Дубровиной М. 1991
  6. Клепцова Е.Д. Влияние индивидуально-типических особенностей педагога на процесс адаптации школьника ∕∕ Начальная школа. – 2007. – №4
  7. Ковалева Л.М., Тарасенко Н.Н. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников в школе∕∕ Начальная школа. – 1996 - №7.
  8. Коган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации∕∕ Вопросы психологии. – 1984. -№ 4
  9. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. – М: ПЕР СЭ, 2002 – 192 с.
  10. Кучма В.Р. Как сохранить здоровье детей в процессе обучения ∕∕ Здоровье детей. – 2006 –№1
  11. Матвеева О. Программа «Солнышко» для социально-психологической адаптации детей в начальной школе ∕∕ Школьный психолог. – 2004. - №6
  12. Заваденко Н.Н. Петрухин, Манелис, Т.Ю. Успенская, Н.Ю. Суворинова и др. Школьная дезадаптация: психоневрологическое и нейропсихическое исследование ∕∕Вопросы психологии. – 1999. - №4 – С. 2- 28

Информация о работе Адаптация к школе. Школьная дезадаптация