Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 11:52, реферат
Поступление ребёнка в школу - это принципиально новый этап его жизни. Первый год обучения в школе является не только одним из самых сложных этапов в жизни ребенка, но и своеобразным испытательным сроком для родителей: именно в этот период требуется их максимальное участие в жизни ребенка, а также при отсутствии психологически грамотного подхода, сами родители нередко становятся виновниками школьных стрессов у детей. Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Для детей представляют трудности очень многие стороны учебного процесса.
Введение…………………………………………………………………………………………...
Подходы к определению понятий. Виды адаптации и дезадаптации…………………………
Этапы адаптации к школе. Факторы успешной адаптации.
Показатели успешной адаптации………………………………………………………………..
Причины дезадаптации…………………………………………………………………………...
Показатели дезадаптации…………………………………………………………………………
Формы школьной дезадаптации…………………………………………………………………
Проявление школьной дезадаптации……………………………………………………………
Степени школьной дезадаптации………………………………………………………………..
Психологогическая помощь……………………………………………………………………...
Заключение………………………………………………………………………………………..
Список литературы………………………
В период 6-7 лет происходят серьезные изменения в эмоциональной сфере ребенка. В дошкольном детстве, столкнувшись с неудачами или получив нелестные отзывы о своей внешности, ребенок, конечно, испытывал обиду или досаду, но это не влияло так кардинально на становление его личности в целом. В период же кризиса 7 (6) лет интеллектуальное развитие ребенка, его развившаяся способность к обобщению влекут за собой и обобщение переживаний. Таким образом, цепь неудач (в учебе, в общении) может привести к формированию устойчивого комплекса неполноценности. Такое "приобретение" в 6-7 лет самым негативным образом влияет на развитие самооценки ребенка, уровня его притязаний.
Эта
особенность психики детей
Другим следствием обобщения переживаний является возникновение внутренней жизни ребенка. Постепенно это влечет за собой развитие способности оценивать будущий поступок заранее с точки зрения его результатов и последствий. Благодаря этому механизму преодолевается детская непосредственность.
Неприятным
для родителей кризисным
Все
эти внешние особенности
Таким образом, родителям и педагогам следует запастись терпением. Чем меньше негативных эмоций они будут проявлять, реагируя на кризисные проявления ребенка в возрасте 6-7 лет, тем больше вероятность, что все эти проблемы останутся в данном
Говоря о социально-психологической адаптации детей к школе, нельзя не остановиться на вопросе адаптации к детскому коллективу. Обычно трудности в этом процессе возникают у детей, не посещавших детский сад, особенно у единственных в семье детей. Если у таких ребят не было достаточного опыта взаимодействия со сверстниками, то они ожидают от одноклассников и учителей такого же отношения, к которому они привыкли дома. Поэтому для них часто становится стрессом изменение ситуации, когда они осознают, что учитель одинаково относится ко всем ребятам, не делая снисхождения к нему и не выделяя его своим вниманием, а одноклассники не торопятся принимать таких детей в качестве лидеров, не собираются уступать им.
Не
стоит удивляться, если через какое-то
время родители детей, не имевших
разнообразного опыта общения со сверстниками,
столкнутся с их нежеланием ходить в школу,
а также с жалобами на то, что их все обижают,
никто не слушает, учитель не любит и т.
п. Необходимо научится адекватно реагировать
на такие жалобы. Прежде всего покажите
ребенку, что Вы его понимаете, посочувствуйте
ему, никого при этом не обвиняя. Когда
он успокоится, попробуйте вместе проанализировать
причины и последствия сложившейся ситуации,
обсудите, как вести себя в будущем в подобном
случае. Затем можно перейти к обсуждению
того, как можно исправить положение теперь,
какие шаги предпринять, чтобы завести
друзей и завоевать симпатии одноклассников.
Нужно поддержать ребенка в его попытках
справиться с возникшими трудностями,
продолжить ходить в школу, показать искреннюю
веру в его возможности.
Факторы успешной адаптации
1. Личностная готовность:
2. Интеллектуальная готовность:
3. Социально-психологическая готовность:
В
школе ребенок оказывается
4. Другие факторы:
Показатели успешной адаптации
Во-первых, это удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов.
Второй
признак - насколько легко ребенок
справляется с программой. Если школа
обычная и программа
Если программа сложная, да еще и предполагает изучение иностранного языка - внимательно следите, не является ли такая нагрузка для ребенка чрезмерной. Лучше вовремя откорректировать это, иначе начнутся проблемы со здоровьем. Может быть, в другом классе, с меньшей нагрузкой, ребенок почувствует себя комфортнее?
Очень важно на первых порах вселить в школьника уверенность в успех, не давать ему поддаваться унынию ("У меня ничего не получится!"), иначе бороться с апатией вы будете очень долго.
Следующий
признак успешной адаптации - это
степень самостоятельности
Но самым важным, на наш взгляд, признаком того, что ребенок полностью освоился в школьной среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем. Нередко родители ругают ребенка за то, что он поздно возвращается из школы, что ему часто звонят друзья "не по делу", что слишком много времени у него уходит на прогулки. Однако хорошо бы помнить о том, что в этот период первоклассник активно устанавливает контакты, ищет свое место в детской среде, учится сотрудничать с другими детьми и принимать помощь в свой адрес. Помогите ему в этом непростом деле! От того, какую нишу займет ваше чадо при распределении социальных ролей, зависит весь период его обучения в школе. Вспомните, как тяжело избавиться от имиджа "жадины" или "всезнайки", как много проблем появляется в подростковом возрасте именно потому, что когда-то малышу не удалось проявить себя должным образом.
Отдельно необходимо сказать и об отношениях с учителем. Первая учительница - это важный человек в жизни всей вашей семьи. Хорошо бы сразу установить с ней тесный контакт, прислушиваться к ее советам, предлагать помощь в организации праздников и общих дел – ведь любое ваше участие в школьной жизни пойдет на пользу вашему ребенку. Ваш сын или дочь будут иметь повод гордиться вами! Обязательно согласуйте требования, чтобы ребенок не пострадал от ваших разногласий с педагогом. Если вас не устраивает (или просто непонятна) методика обучения, попросите учителя разъяснить ее особенности и преимущества перед другими способами обучения. Думаем, что любой учитель сделает это охотно, ведь он заинтересован видеть в вас в первую очередь помощников, а не критиков.
От
учителя зависит и то, какой
сосед по парте "достанется" вашему
ребенку. Это - немаловажный фактор успешной
адаптации первоклассника. Обязательно
поинтересуйтесь, какие отношения складываются
у детей, сидящих вместе. А может быть,
это ваш отпрыск мешает кому-то на уроках?
Не пугайтесь, дети еще не освоили непривычных
норм поведения, да и просидеть 30 минут,
не отвлекаясь, в этом возрасте достаточно
сложно. Постарайтесь побеседовать с вашим
школьником о том, что умение уважать другого,
когда тот работает – очень ценное умение.
Обязательно хвалите его, если человек
выдержал подобное испытание с честью.
Стимулируйте помощь детей друг к другу,
не поощряйте позицию "моя хата с краю",
- кто знает, возможно, именно взаимовыручка
и доброе отношение между одноклассниками
поможет вашему ребенку в трудный момент.
Показатели дезадаптации
1. Когнитивный компонент школьной дезадаптации - неуспешность ребенка в обучении по программам, соответствующим способностям ребенка, включая такие формальные признаки, как хроническая неуспеваемость, второгодничество, и качественные признаки в виде недостаточности и отрывочности общеобразовательных сведений бессистемных знаний и учебных навыков. Мы оцениваем этот параметр как.
2.
Эмоционально-оценочный,
личностный компонент
школьной дезадаптации постоянные
нарушения эмоционально-личностного отношения
отдельным предметам и обучению в целом,
к учителям, к жизненной перспективе, связанной
с учебой, например, равнодушно безучастное,
пассивно-негативное, протестное, демонстративно-
3. Поведенческий компонент школьной дезадаптации – систематически повторяющиеся нарушения поведения в школьном обучении и в школьной среде. Неконтактность и пассивно-отказные реакции, включая полный отказ от посещения школы; стойкое антидисциплинарное поведение с оппозиционным, опозиционно-вызывающим поведением, включая активное противопоставление себя соученикам, учителям, демонстративное пренебрежение правилам школьной жизни, случаи школьного вандализма.
Существует три переломных момента, которые ребенок проходит в процессе обучения в школе: это поступление в первый класс, переход из начальной школы в среднюю (5кл) и переход из средней в старшую (10кл).
Начнем с первоклассников. Период адаптации ребенка к школе может длиться от 2-3 недель до полугода, это зависит от многих факторов: индивидуальные особенности ребенка, характер взаимоотношений с окружающими, тип учебного заведения (а значит, и уровень сложности образовательной программы) и степень подготовленности ребенка к школьной жизни. Немаловажным фактором является и поддержка взрослых - мамы, папы, бабушек и дедушек. Чем больше взрослых окажут посильную помощь в этом процессе, тем успешнее ребенок адаптируется к новым условиям.
Второй кризисный этап в школьной жизни - это переход из начальной школы в среднюю. Наиболее сложным для 5-классника является переход от одного, привычного учителя, к взаимодействию с несколькими предметниками. Ломаются привычные стереотипы, самооценка ребенка - ведь теперь его будет оценивать не один педагог, а несколько. Хорошо, если действия учителей согласованы и детям будет несложно привыкнуть к новой системе взаимоотношений, к разнообразию требований по разным предметам. Замечательно, если учитель начальной школы подробно рассказал классному руководителю об особенностях того или иного ребенка. Но так происходит не во всех школах. Поэтому задача родителей на данном этапе – познакомиться со всеми учителями, которые будут работать в вашем классе, попытаться вникнуть в тот круг вопросов, которые могут вызвать затруднения у детей этого возраста как в учебной, так и во внеучебной деятельности. Чем больше информации вы получите на этом этапе, тем легче вам будет помочь своему ребенку.
Информация о работе Адаптация к школе. Школьная дезадаптация