Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 14:29, статья
Аннотация. В статье рассматривается зрелищно-игровой досуг как форма креативной деятельности человека, направленная на его самореализацию.
Ключевые слова: игра, досуговая деятельность, личность, рекреация, методика, педагогические игровые технологии.
Забава. Рассматривая точнее можно сказать об организации мероприятия развлекательного характера или пользуясь современным языком - досуге. Поэтому правомочно сказать, что досуг - это часть нерабочего времени, предназначенного для активного отдыха. Активность проявляется в непосредственном участии зрителей, отсюда появление понятия зрелищное. На наш взгляд зрелищное - зрелище как основная характеристика мероприятия, где существует разделение на исполнителей и зрителей. Ему присуща яркая форма и выбор наиболее действенных средств внешней выразительности, предназначенных исключительно для визуального восприятия.
Привлечение зрителей в процесс игры развлекательного мероприятия можно определить как игровую акцию, следует игровая акция - совокупность игровых действий (актов), направленная на достижение к конкретной постановочной цели (вовлечение зрителей в действие, объединение или разъединение зрителей, повышение их активности и т.д.).
Современные подходы к понятию «игра» рассматриваются в работах Э. Берна, И. Хейзинга, А. Леонтьева, Д. Эльконина, И. Кона, С. Шмакова, П. Ершова.
Существует ряд положений этого явления (по Т.С. Бибарцевой):
В исследованиях С.А. Шмакова отмечаются основные игровые методы (игры, игрового тренинга и театрализации). Все исследователи сходны в едином мнении, что основным в игре является метод состязательности, который способствует всестороннему развитию личности, не затрагивая нравственной.
«С термином «игра» тесно
Учитывая то, что игровая деятельность всегда является добровольной и включает элементы соревнования и возможности самореализации, к структуре игры как деятельности относят постановку и реализацию цели, планирование, анализ результатов. Игровая деятельность является важным средством овладения различными жизненными ситуациями. В процессе игры не только реализуются и стимулируются способности человека, но и активизируется сознание, раскрепощается подсознание. Именно игровая деятельность способствует быстрому усвоению и закреплению информации, используемой в игре. Не случайно в последнее время популярными стали ролевые и деловые игры, используемые в учебном процессе» [4].
Рассматривая множество определений, мы считаем, что игра - вид креативной деятельности, состоящей в имитации или моделировании различных форм жизнедеятельности человека в свободной манере. Игре присущи определенные условия существования (пространственно-временной характер игры, цель, методы и средства ее осуществления) функционально-ролевого разделения участников в игропрактике. Зачастую игре присуще наличие соревновательного момента.
К основным характеристикам игровой деятельности можно отнести: доступность, активность, прогрессивность, состязательность, эмоциональную приподнятость, адаптивность, импровизационность, добровольность, креативность, удовольствие.
Таким
образом, зрелищно-игровой
досуг - это форма креативной
деятельности человека,
направленная на его
самореализацию (в качестве
организатора, исполнителя,
зрителя) в игровой акции
и обладающая при этом
значительным зрелищным
эффектом.
Литература:
1. Бибарцева
Т.С. Учебно-игровой тренинг
2. Даль В.И. Толковый словарь: В 4 т. Т.2. М.: Русский язык, 1989. 779 с.
3. Киселева
Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-
4. Современные
технологии социально-