Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 14:29, статья
Аннотация. В статье рассматривается зрелищно-игровой досуг как форма креативной деятельности человека, направленная на его самореализацию.
Ключевые слова: игра, досуговая деятельность, личность, рекреация, методика, педагогические игровые технологии.
Педагогические науки
Великанова Елена
Валентиновна,
к.п.н., доцент,
методист центра по
работе с общественными
объединениями
ГОУВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина»
392000, Тамбов, ул. Советская, 6.
bumerang-61@mail.ru
Аннотация. В статье рассматривается зрелищно-игровой досуг как форма креативной деятельности человека, направленная на его самореализацию.
Ключевые слова: игра, досуговая деятельность, личность, рекреация, методика, педагогические игровые технологии.
Современные
условия жизнедеятельности
Если досуговая деятельность в целом не исключает антисоциальные проявления потребностей определенной части населения общества, то рекреационная деятельность, имеющая место в свободное время, не только отвечает интересам и потребностям человека, доставляет ему удовольствие, но и ей присущи социально-оправданные цели и организация. Поэтому, рекреационный досуг следует рассматривать как добровольно избираемый и осуществляемый индивидом в свободное время вид деятельности, производящий восстановительный, оздоравливающий эффект, включающий социально оправданные виды занятий.
Сущность
рекреационно-оздоровительной
Первый уровень - «пассивная рекреация» - предполагает простое расслабление. В этом случае не имеет особого значения, чем человек занят во время отдыха, если это помогает освободиться от предшествующего трудового напряжения, снять эмоциональное напряжение.
Второй
уровень рекреации можно
Третий уровень рекреации связан со значительной активизацией духовных интересов, потенций и потребностей личности, побуждающих человека к овладению комплексом культурных ценностей, к социальной, интеллектуальной и общественно-политической активности, расширению культурного кругозора и духовного мира.
Четвертый уровень рекреации - творчество, приносящее человеку высшее удовлетворение и одновременно являющееся самым действенным и эффективным средством как физического, так и духовного совершенствования личности человека, проявление его социальной сущности.
Многообразие
видов рекреационно-
Методика
рекреационно-оздоровительной
К
универсальным методам в
Метод
программирования общения используется
в организации массовых и групповых
формах рекреационно-оздоровительной
деятельности. Он позволяет «переключить»
установку участника
Мероприятия
с ярко выраженным рекреационным
содержанием можно условно
Популярными формами еженедельных мероприятий в системе отдыха и развлечений являются вечера отдыха как симбиоз представления и массового действия, театрализованные игровые конкурсы и др. Важное значение в рекреационном и воспитательном плане имеют праздничные мероприятия и подготовка к ним. Методика рекреационно-оздоровительной деятельности должна постоянно совершенствоваться и обновляться в соответствии с условиями и возможностями ее применения. Использование методов, приемов и способов в организации рекреационно-оздоровительной деятельности должно быть направлено на решение следующих конкретных задач:
- снятие психического и физического утомления, усталости, восстановления растраченных сил человека. Достижения физической релаксации организма и эмоционально-психической разрядки;
- рекреационно-оздоровительная деятельность должна быть связана с гедонистическими функциями досуга. Она должна доставлять человеку удовольствие, наслаждение и включать в себя элементы развлекательного характера;
- в процессе организации рекреационно-оздоровительной деятельности должны решаться задачи развивающе-воспитывающего характера, пропаганды здорового образа жизни;
- рекреационно-оздоровительные возможности в сфере досуга полностью реализуются при наличии научно-обоснованной методики строго дифференцированной в соответствии с особенностями разных категорий населения.
Организация
рекреационно-оздоровительной
Следует
отметить, что педагогические игровые
технологии относятся к рекреативно-
Исследования теории игры начались еще во второй половине XIX века. На сегодняшний день существует множество понятий «игра», раскрывающих спектр различных трактовок этого определения. Одни считают это процессом, дающим определенные установки для исполнения определенной роли (Д.Г. Мид), другие - развитие и воспитание (Н.Ушинский, Л.С. Выготский и др.). Точное раскрытие определения игры невозможно, так как каждый автор придерживается собственной научной теории игр, раскрытой в процессе исследований.
Так, например, исследователи Е.В. Великанова и А.В. Павленко предлагают собственное раскрытие таких понятий как «рекреационный досуг», «автор игры», «отдых», «досуг», «зрелищное действие», «игровая акция», «игровая деятельность», «игра», «зрелищно-игровой досуг», выделяя основные характеристики игровой деятельности.
Автор игры - человек (или группа людей), создавший концепцию (или идею) принципиально новой формы игровой деятельности.
Значительными являются работы К. Гросса, Г. Спенсера, Ф. Бойтендака, Е.Л. Покровского, Ф. Шиллера, Ф. Фребеля, К. Бюлера и многих других. «К. Гросс в работах создает теорию возникновения игры как упражнения, тренинга навыков, необходимых человеку для жизнеобеспечения. Теория Г. Спенсера основывается на том, что появление игры связано с «избытком сил», которые человек не растрачивает в процессе своей жизнедеятельности. Это противоречие опровергается мнением немецкого психолога М. Лацорса, который пришел к выводу о том, что для того, чтобы восстановить свои силы, затраченные в процессе трудовой деятельности, человек играет. Если обратиться к расшифровке понятия «игра», то русский энциклопедический словарь 1877 года относит к играм хороводы, спортивные состязания, бои гладиаторов, конские ристалища и даже демонстрации зверей в цирке. В Большой энциклопедии под редакцией С. Южакова (1902 г.) понятие игра определяется как занятие, не имеющее практической цели и служащее для развлечения или забавы, а также применения на практике некоторых искусств» [4].
Наиболее подробное определение понятию «игра» дает В.И. Даль в своем Толковом словаре живого великорусского языка. «Игра … то, чем играют и во что играют: забава, установленная по направлениям, и вещи, для того служащие» [2].
В современных условиях организация рекреационно-оздоровительной деятельности представляет особый простор для фантазии и выдумки, предполагает широкий повседневный поиск оригинальных решений. Отдых и развлечения является составной частью досуга.
Развлечениями называют такие виды деятельности в сфере свободного времени, которые дают возможность повеселиться, приятно провести время, отвлекают от повседневных дел и доставляют удовольствие. В отличии от отдыха, который может быть пассивным и полупассивным, развлечения всегда требуют активности, предполагают определенную подготовку и организацию. Отдых является общественной ценностью и средством удовлетворения культурных запросов населения. Сущностью отдыха является переход от одного вида деятельности к другому. Развлекательные программы в учреждениях досуга способствуют активизации участников, зрителей во всем многообразии видов и форм деятельности. Сюда можно отнести участие в игровых, зрелищных, спортивных, театрально- оздоровительных программах, ритуально-праздничных акциях и многом другом. Данная база рекреационных технологий расширяется посредством привлечения традиций художественной народной и досуговой культуры через многообразие мероприятий (литературно-художественных, спортивно-туристских, семейных праздников и др.). В анимационных технологиях отмечается две функции досуга - информационно-развивающая, просветительная и рекреативная. Поэтому в досуговых программах данные функции взаимодополняемые.