Шпаргалка по "Технологии программирования и UML"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 21:09, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по курсу "Технология программирования и UML".

Работа содержит 1 файл

шпора ТП.docx

— 228.09 Кб (Скачать)
  • стандарт проектирования;
  • стандарт оформления проектной документации;
  • стандарт пользовательского интерфейса.

Стандарт проектирования должен устанавливать:

  • набор необходимых моделей (диаграмм) на каждой стадии проектирования и степень их детализации;
  • правила фиксации проектных решений на диаграммах, в том числе: правила именования объектов (включая соглашения по терминологии), набор атрибутов для всех объектов и правила их заполнения на каждой стадии, правила оформления диаграмм, включая требования к форме и размерам объектов, и т. д.;
  • требования к конфигурации рабочих мест разработчиков, включая настройки операционной системы, настройки CASE-средств, общие настройки проекта и т. д.;
  • механизм обеспечения совместной работы над проектом, в том числе: правила интеграции подсистем проекта, правила поддержания проекта в одинаковом для всех разработчиков состоянии (регламент обмена проектной информацией, механизм фиксации общих объектов и т.д.), правила проверки проектных решений на непротиворечивость и т. д.

Стандарт оформления проектной  документации должен устанавливать:

  • комплектность, состав и структуру документации на каждой стадии проектирования;
  • требования к ее оформлению (включая требования к содержанию разделов, подразделов, пунктов, таблиц и т.д.),
  • правила подготовки, рассмотрения, согласования и утверждения документации с указанием предельных сроков для каждой стадии;
  • требования к настройке издательской системы, используемой в качестве встроенного средства подготовки документации;
  • требования к настройке CASE-средств для обеспечения подготовки документации в соответствии с установленными требованиями.

Стандарт интерфейса пользователя должен устанавливать:

  • правила оформления экранов (шрифты и цветовая палитра), состав и расположение окон и элементов управления;
  • правила использования клавиатуры и мыши;
  • правила оформления текстов помощи;
  • перечень стандартных сообщений;
  • правила обработки реакции пользователя.

 
  8.   Документирование создания ПС.

Программные документы и их содержание: спецификация – перечень и назначение всех файлов ПС, включая файлы документации;

  • ведомость держателей подлинников – список предприятий, хранящих подлинники программных документов, составляется только для сложных ПС;
  • текст программы – запись кодов программы и комментарии к ним;
  • описание программы – информация о логической структуре и функционировании программы;
  • программа и методика испытаний – перечень и описание требований, которые должны быть проверены в ходе испытания программы, методы контроля;
  • техническое задание – документ, в котором излагаются назначение и область применения  программы,  требования  к ПС, стадии и сроки разработки, виды испытаний;
  • пояснительная записка – обоснование принятых и примененных технических и технико-экономических решений, схемы и описание алгоритмов, общее описание работы ПС.

К программным документам отнесены также документы, обеспечивающие функционирование и эксплуатацию программ – эксплуатационные документы:

  • ведомость эксплуатационных документов – содержит список эксплуатационных документов на ПС, к которым относятся формуляр, описание применения, руководство системного программиста, руководство программиста, руководство оператора, описание языка, руководство по техническому обслуживанию;
  • формуляр – содержит основные характеристики ПС, состав и сведения об эксплуатации программы;
  • описание применения – содержит информацию о назначении и области применения ПИ, ограничениях при применении, классе и методах решаемых задач, конфигурации технических средств;
  • руководство системного программиста – содержит сведения для  проверки,  настройки  и  функционирования  программы при конкретном применении;
  • руководство программиста – содержит сведения для эксплуатации ПС;
  • руководство оператора – содержит подробную информацию для  пользователя, обеспечивающую его общение с ЭВМ  в процессе выполнения ПС;
  • описание языка – содержит синтаксис и семантику языка;
  • руководство по техническому обслуживанию – содержит сведения для применения тестовых и диагностических программ при обслуживании технических средств.

 
    9. Использование ITIL для обеспечения качества при проектировании ПС.

 

Весьма популярная в Европе методология ITIL (IT Infrastructure Library) ориентирована на обеспечение функционирования IT-инфраструктуры.

ITIL – это зрелая и обширная  методология, охватывающая практически  все вопросы, связанные с разворачиванием  и использованием информационных  систем. В настоящий момент она  имеет следующие составляющие: служба  поддержки, оказание услуг, управление  безопасностью, IT-инфраструктурой,  цепочками поставок, программными  проектами и активами, бизнес-вопросы обеспечения IT-проектов, в том числе и аутсорсинг. ITIL хорошо согласуется со стандартами серии ISO 9000 и может служить основой для проведения по ним последующей сертификации.

Однако данная методология не затрагивает  непосредственно процессов разработки ПО, а потому обычно в софтверных компаниях применяется совместно с другими, более ориентированными на специфику ПО стандартами, например CMMI. Особую популярность ITIL получила в таких смежных с разработкой ПО областях, как служба поддержки, внедрение и сопровождение ПО, предоставление услуг по поддержке IT-инфраструктуры.

Заметим, что эта методология  допускает достаточно неоднозначную  интерпретацию, поэтому ее внедрение  должно происходить при участии  опытных специалистов во избежание  упрощения и неверной трактовки  ее положений.

 
     10. Методология «6 сигма» и качество ПС.

 

Реализация шести сигм происходит в виде процесса DMAIC (Define, Measure, Analyze, Improve, Control):

  • определение;
  • измерение;
  • анализ;
  • совершенствование;
  • управление.

Этот процесс построен на количественных методах принятия решений. Сильная  сторона шести сигм – ориентация на интенсивное применение математического  аппарата.

Несмотря на промышленное происхождение, методология шесть сигм получила популярность среди разработчиков  ПО. Ориентация на количественные методы позволила применять шесть сигм как инструмент для обеспечения постоянного совершенствования процесса. Особенно заметно его преимущество при использовании в организациях, которые достигли высоких уровней зрелости в соответствии с CMM/CMMI и ISO/IEC 15504.

Недостатки:

  1. Основное преимущество шести сигм одновременно является и основным недостатком методологии: ориентация на количественные методы предусматривает наличие возможностей для их применения. Организация должна приложить определенные усилия для того, чтобы внедрить методы количественной оценки производительности труда, показателей качества и т. д. Количественная оценка в отрасли ПО – весьма сложная задача.
  2. Шесть сигм ориентирована на совершенствование процесса и не предусматривает изначального повышения показателей его эффективности. Для этих целей необходимы другие подходы.

На практике шесть сигм очень  часто успешно применяется совместно  с другими стандартами и системами  обеспечения качества, позволяя выявить  причины проблем и помочь их устранить.

 

   11. CMMI и ISO/IEC 15504 – сходства и различия.

 

Стандарт ISO/IEC 15504 предназначен для  оценки процесса разработки информационных систем, в частности, программного обеспечения. Он изначально был спроектирован  таким образом, чтобы в значительной степени соответствовать существующим в отрасли стандартам оценки процесса создания ПО. Именно это требование определило схожесть стандарта с основными принципами CMM/CMMI. Его текущая версия предусматривает шесть уровней возможностей (от нулевого до пятого), которые соответствуют уровням возможностей непрерывного представления стандарта CMMI (табл. 4).

 

Таблица 4. Уровни CMMI (2004)

№ уровня

Название уровня возможностей стандарта ISO/IEC 15504

Название уровня возможностей непрерывного представления CMMI

0

Незавершенный

Незавершенный

1

Выполнимый

Выполнимый

2

Управляемый

Управляемый

3

Установленный

Определенный

4

Предсказуемый

Управляемый количественно

5

Оптимизируемый

Оптимизируемый


Следует отметить, что в целом  стандарты ISO/IEC 15504 и CMMI взаимозаменяемы, в частности, для CMMI предусматривается  режим сертификации, в соответствии с которым одновременно проводится и сертификация по ISO/IEC 15504.

Стандарты ISO весьма обширны, процедура  сертификации хорошо отработана. Отметим, что ISO требует периодической ресертификации, чего SEI не проводила для CMM.

 

    12. Стандарты ISO, используемые при обеспечении качества процессов создания ПС.

 

Стандарты ISO 9000 – обширная и наиболее распространенная во всем мире серия  стандартов качества. Они охватывают множество отраслей современной  индустрии и периодически обновляются.

Изначально стандарты ISO 9000 слабо  учитывали специфику отрасли  ПО и были больше ориентированы на производственную сферу. Однако в конце 1980-х годов в Великобритании был создан первый ориентированный на области разработки ПО стандарт, получивший название ISO 9000-3:1997. Несмотря на то, что ISO 9000-3 оперировал терминологией, которая используется при разработке ПО, и рассматривал характерные для программной индустрии вопросы, он являлся не более чем расширенным вариантом ISO 9001:1994, а потому не всегда соответствовал специфике программных проектов.

Сегодня на смену ISO 9000-3 пришел стандарт ISO/IEC 90003:2004, который, в свою очередь, является проекцией промышленного  стандарта ISO 9001:2000 на программную индустрию. По сравнению с предыдущим он гораздо  более приспособлен к специфике  отрасли, в частности, ссылается  на модели жизненного цикла программных  систем и детально рассматривает  вопросы, характерные для разработки ПО. Однако стандарт ISO 90003:2004 – это стандарт обеспечения качества и не может быть использован для оценки уровня зрелости и предсказания результата программного проекта. В таких случаях прибегают к стандарту ISO/IEC 15504. Стандарт ISO/IEC 15504 предназначен для оценки процесса разработки информационных систем, в частности, программного обеспечения. Он изначально был спроектирован таким образом, чтобы в значительной степени соответствовать существующим в отрасли стандартам оценки процесса создания ПО. Именно это требование определило схожесть стандарта с основными принципами CMM/CMMI. Его текущая версия предусматривает шесть уровней возможностей (от нулевого до пятого), которые соответствуют уровням возможностей непрерывного представления стандарта CMMI (табл. 4).

 

Таблица 4. Уровни CMMI (2004)

№ уровня

Название уровня возможностей стандарта ISO/IEC 15504

Название уровня возможностей непрерывного представления CMMI

0

Незавершенный

Незавершенный

1

Выполнимый

Выполнимый

2

Управляемый

Управляемый

3

Установленный

Определенный

4

Предсказуемый

Управляемый количественно

5

Оптимизируемый

Оптимизируемый


Следует отметить, что в целом  стандарты ISO/IEC 15504 и CMMI взаимозаменяемы, в частности, для CMMI предусматривается  режим сертификации, в соответствии с которым одновременно проводится и сертификация по ISO/IEC 15504.

Качество программного продукта регламентирует стандарт ISO/IEC 9126, состоящий из отдельных  частей, которые выпускаются независимо (на текущий момент их четыре: модель качества, внешние метрики, внутренние метрики и качество при использовании  метрик). ISO/IEC 9126 предлагает комплексную  иерархическую структуру для  описания качественных характеристик  ПО. Так, характеристиками качества наиболее высокого уровня являются функциональность, надежность, удобство применения, эффективность, сопровождаемость, переносимость. Каждая из них, в свою очередь, подразделяется на другие, более детальные. На текущий момент ISO/IEC 9126 – пожалуй, самый авторитетный стандарт, определяющий качество программного продукта.

Информация о работе Шпаргалка по "Технологии программирования и UML"