Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 14:01, курсовая работа
Написать программу, реализующую структуру данных АВЛ-деревья. Программа должна выполнять следующие функции:
Создание дерева.
Добавление узла в дерево.
Удаление узла из дерева.
Поиск узла по значению.
Поиск минимального по значению узла.
Поиск максимального по значению узла.
Восстановление баланса дерева.
Поиск упорядоченного бинарного дерева поиска максимальной высоты.
Вывод дерева на экран в виде рисунка.
Однако идеальную
При операциях добавления
и удаления может произойти нарушение
сбалансированности дерева. В этом
случае потребуются некоторые
Рассмотрим такие
Пусть вершина a имеет правый потомок b. Обозначим через P левое поддерево вершины a, через Q и R – левое и правое поддеревья вершины b соответственно. Упорядоченность дерева требует, чтобы P<a<Q<b<R. Точно того же требует упорядоченность дерева с корнем b, его левым потомком a, в котором P и Q – левое и правое поддеревья вершины a, R – правое поддерево вершины b. Поэтому первое дерево можно преобразовать во второе, не нарушая упорядоченности. Такое преобразование называется малым правым вращением (рис. 2.5). Аналогично определяется симметричное ему малое левое вращение.
Рис. 2.5. Малое правое вращение АВЛ-дерева
Пусть b – правый потомок вершины a, c – левый потомок вершины b, P – левое поддерево вершины a, Q и R – соответственно левое и правое поддеревья вершины c, S – правое поддерево b. Тогда P<a<Q<c<R<b<S. Такой же порядок соответствует дереву с корнем c, имеющим левый потомок a и правый потомок b, для которых P и Q – поддеревья вершины a, а R и S – поддеревья вершины b. Соответствующее преобразование будем называть большим правым вращением (рис. 2.6). Аналогично определяется симметричное ему большое левое вращение.
Рис. 2.6. Большое правое вращение АВЛ-дерева
Схематично алгоритм добавления нового элемента в сбалансированное по АВЛ дерево будет состоять из следующих трех основных шагов.
Шаг 1. Поиск по дереву.
Шаг 2. Вставка элемента в место, где закончился поиск, если элемент отсутствует.
Шаг 3. Восстановление сбалансированности.
Первый шаг необходим
для того, чтобы убедиться в
отсутствии элемента в дереве, а
также найти такое место
Алгоритм удаления элемента из сбалансированного дерева будет выглядеть так:
Шаг 1. Поиск по дереву.
Шаг 2. Удаление элемента из дерева.
Шаг 3. Восстановление сбалансированности дерева (обратный проход).
Первый шаг необходим,
чтобы найти в дереве вершину,
которая должна быть удалена. Третий
шаг представляет собой обратный
проход от места, из которого взят элемент
для замены удаляемого, или от места,
из которого удален элемент, если в
замене не было необходимости. Операция
удаления может потребовать
Рассмотрим операцию включения в сбалансированное дерево нового узла. Пусть дан узел a с левым и правым поддеревьями L и R. Предположим, что новый узел включается в L, вызывая увеличение его высоты на 1.
Рис. 2.7.
Возможны 3 случая после включения:
1. Если hL = hR до включения, то L и R становятся неравной высоты, но критерий сбалансированности не нарушен.
2. Если hL < hR до включения, то L и R становятся равной высоты и сбалансированность даже улучшается.
3. Если hL > hR до включения, то критерий сбалансированности нарушается, и дерево нужно перестраивать.
Рассмотрим случаи нарушения сбалансированности:
Рис. 2.8.
Простые преобразования этих
двух структур восстанавливают
Рис. 2.9.
В случае 2 выполняется двойной LR - поворот, эквивалентный выполнению двух последовательных поворотов узлов y и x.
Рис. 2.10
Повороты узла, разбалансированного вправо, выполняются по симметричной схеме и носят названия однократного L-поворота и двойного RL-поворота.
В общих чертах процесс включения узла в сбалансированное дерево состоит из трех этапов:
1. Поиск места включения узла в каком-либо листе.
2. Включение нового узла и определение нового показателя сбалансированности в месте включения.
3. Обратный проход по пути включения и проверка сбалансированности у каждого узла на этом пути.
Алгоритм вставки элемента в AVL-дерево
AVL_Insert( t, k, data, h, inserted )
1. t – корень дерева / поддерева
2. k –ключ нового элемента
3. data – данные нового элемента
4. inserted – возвращаемый признак вставки
5. h – возвращаемый признак увеличения высоты
6. if1 t = nil
7. then1 t ← Create_Node(k, data)
8. bal [ t ] ← 0
9. h ← TRUE
10. inserted ← TRUE
11. return t
12. h ← FALSE
13. if2 k = key [ t ]
14. then2 inserted ← FALSE
15. return t
16. if3 k < key[ t ]
17. then3 left [ t ] ← AVL_Insert(left [ t ] k, data, hh, ins)
18. if4 hh = TRUE
19. then4 выросла левая ветвь
20. if5 b
21. t
22. e
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29. else3 right [ t ] ← AVL_Insert(right [ t ], k, data, hh, ins)
30. if8 hh = TRUE
31. then8 выросла правая ветвь
32. if9 b
33. t
34. else9 if10 bal [ t ] = 0
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41. inserted ← ins
42. return t
Алгоритм R - поворота узла t:
R ( t )
1. x← left [ t ]
2. left [ t ] ← right[x]
3. right[x] ← t
4. if bal[x] = -1
5. then bal [ t ] ← ba
6. else bal [ t ] ← -1
7. bal[x] ← 1
8. return x
Алгоритм LR - поворота узла t:
LR ( t )
1. x ← left [ t ]
2. y ← right [ x ]
3. right [ x ] ← left [ y ]
4. left [ y ] ← x
5. left [ t ] ← right [ y ]
6. right [ y ] ← t
7. if bal [ y ] = -1
8. then bal [ t ] ← 1
9. bal [ x ] ← 0
10. if bal [ y ] = 0
11. then bal [ t ] ← bal [x ] ← 0
12. if bal [ y ] = 1
13. then bal [ t ] ← 0
14. bal [ x ] ← -1
15. bal [ y ] ← 0
16. return y
Математический анализ этого алгоритма сложен. Эмпирические проверки этого алгоритма показывают, что ожидаемая высота сбалансированного дерева равна h=log2 n+0.25. То есть AVL - деревья ведут себя как идеально сбалансированные полные деревья.
Однако, затраты на балансировку AVL - дерева значительны. Балансировка необходима приблизительно 1 раз на два включения и однократный и двукратный повороты равновероятны.
Из-за сложности операций балансировки AVL – деревья рекомендуется использовать в случае, если число операций поиска значительно превышает число операций включения и удаления.
При удалении узлов из AVL – дерева операция балансировки в основном остается такой же, что и при включении и заключается в однократном или двукратном повороте. При этом булевская переменная h, возвращаемая операцией удаления означает уменьшение высоты поддерева. При восходящем пересчете критерия сбалансированности выполняется балансировка тех узлов, у которых критерий стал равным +2 или -2. Балансировка выполняется с помощью тех же L - , R - , RL - и LR - поворотов.
Рис. 2.11.
Удаление элементов также имеет стоимость О(log2 n). Но если включение может вызвать один поворот, удаление может потребовать повороты в каждом узле пути поиска при обратном ходе рекурсии. Но эмпирические проверки показали, что если при включении выполняется один поворот на каждые два включения, то при удалении один поворот приходится на 5 удалений.
Рекурсивный алгоритм удаления элемента из AVL-дерева
AVL_Delete (t, k, h, deleted)
1. t – корень дерева / поддерева
2. k –ключ удаляемого элемента
3. h – возвращаемый признак уменьшения высоты
4. deleted – возвращаемый признак удаления
5. h←FALSE
6. if t = nil
7. then deleted ← FALSE
8. return nil
9. if k < key [ t ]
10. then left [ t ] ← AVL_
11. if hh = TRUE
12. then if ba
13.
14.
15. else if bal [ t ] = 0
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23. deleted ← del
24. return t
Информация о работе Реализовать программу для работы с типом данных ”Дерево”