Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 20:36, контрольная работа
Профессиональным методом, используемым редактором при подготовке статьи к печати, является редакторский анализ. Этот метод дает редактору возможность провести всестороннюю оценку рукописи, выявить и устранить имеющиеся в ней недочеты и подготовить ее к публикации.
Проверка фактического материала произведения, даже самого простого и небольшого, - дело сложное, потому что факты и способы их отражения в литературе бесконечно разнообразны, как бесконечно разнообразны явления реальной жизни.
Введение………………………………………………………………......3
1. Рецензирование текста
1.1 Предварительные замечания……………………………………5
1.2 Оценка значимости факта……………………………………....8
1.3 Золотые правила работы с фактами……………………....11
1.4 Факт и слово, его называющее. Уточнение понятия
высказывания…………………………………………………....12
1.5 Проверка фактов по авторитетным источникам
информации……………………………………………………….13
1.6 Цитаты как вид фактического материала. Приемы их
использования…………………………………………………….14
1.7 Понятие точности цитирования. Приемы и правила проверки
цитат……………………………………………………..................16
1.8 Работа редактора с аллюзийной цитатой……………………...18
2. Работа редактора с внетекстовыми материалами
2.1 Цифра как вид фактического материала и элемент текста.
Требования к ней…………………………………………………19
2.2 Работа редактора со статистикой………………………………22
2.3 Таблицы и выводы как способ оформления статистических
данных………………………………………………………………22
Заключение…………………………………………………………………26
Список используемой литературы
Случаи искажения смысла источника чаще всего связаны со следующими ситуациями.
Чтобы выявить искажение смысла, редактор должен восстановить цитату, убрав пропуски, проверить точность пересказа, посмотреть, по какому поводу и в каком контексте цитата употреблялась в первоисточнике.
При проверке цитаты важно правильно выбрать источник. Если автора цитаты уже нет в живых, авторитетным источником считается последнее прижизненное издание. Если таковое недоступно, можно воспользоваться академическими изданиями или изданиями уважаемых, авторитетных издательств. Для наших современников авторитетным считается последнее издание цитируемой работы.
1.8 Работа редактора с аллюзийной цитатой.
Особый прием цитирования — аллюзийные цитаты, чрезвычайно популярные в текстах СМИ и рекламы.
Аллюзия - стилистический приём, заключающийся в использовании намёка на реальный общеизвестный, политический, исторический или литературный факт.17
Смысловая основа аллюзии — параллельная передача двух потоков информации: первоисточника и переиначенного или переосмысленного варианта. Например, материал о товарной экспертизе отечественных сигарет назвали так: Хоть дым отечества нам сладок и приятен... Оба потока информации в такой цитате не должны быть в диссонансе.
Поскольку почти любая аллюзийная цитата приобретает характер афоризма, нередко находится в сильной позиции текста (заголовках, подзаголовках, зачинах текста и сверхфразовых единств), ее воздействие многократно возрастает. Только, увы, это часто вовсе не то воздействие, на которое рассчитывал автор. Хотелось бы обратить внимание на несколько проблем.
Первая — переиначивание цитаты без учета содержания и стиля источника. Конкретные причины риторических неудач в таком случае разнообразны. В частности, это может быть неуместная конкретизация представления.
Вторая проблема, связанная с использованием аллюзийной цитаты, заключается в том, что ее источником становится весьма ограниченный круг общеизвестных текстов и на основе каждого из них возникает длинный ряд переосмыслений, которые быстро превращаются в штампы: библеизм не хлебом единым порождает варианты не сыром, не колбасой, не пивом, не лыжами и пр.;
Аллюзия становится способом мышления, видения и отражения мира. Она — мостик, связывающий современность с культурным фондом нации. И это обязывает редактора следить за тем, чтобы ее применяли точно, к месту и этически приемлемо.
2. Работа редактора с внетекстовыми материалами.
2.1 Цифра как вид фактического материала и элемент текста. Требования к ней.
Особые редакторские приемы связаны с оценкой и оформлением цифровых данных. Цифра в тексте — это элемент иной, не языковой знаковой системы. Она всегда привлекает внимание, и часто, еще не прочитав фразу, человек обращает внимание на цифру, содержащуюся в ней. Цифровые данные выполняют разные функции в тексте: они могут быть основной темой материала, подтверждать или иллюстрировать какую-то мысль. Но в любом случае основные требования к ним таковы:
• нельзя перегружать текст цифрами, так как это затрудняет его чтение;
Говорящая и молчащая цифра: критерии точности.18 Цифра как математический знак точна и всегда приковывает внимание. Но критерии точности в деловом документе и в тексте СМИ — не одно и то же. То, что информативно и значимо для специалистов, хорошо знакомых с предметом и способных проанализировать ситуацию только по приведенным цифрам, совершенно необязательно таково в иной сфере коммуникации.
Умело включенная в текст цифра способна порой сказать гораздо больше, чем любая подробность. Все приемы работы с цифровыми данными условно делятся на две группы: логические и риторические. В первых сам подбор цифр, ход рассуждений, вычислений комментирует какую-то жизненную ситуацию. Этот прием часто используется в материалах на социальные и экономические темы. Но, оценивая его, редактор всегда имеет в виду, что цифры должны быть красноречивы, а рассуждения понятны читателю.
Существуют традиции оформления цифрового материала в тексте, с которыми подробно можно ознакомиться в специальных изданиях19. Приведем самые общие правила. Числа однозначные в начале предложения, в косвенных падежах или при стечении нескольких чисел (пять 17-летних студентов) без указания единиц измерения обозначаются словами. Числа в сочетании с единицами измерения или числа неоднозначные — цифрами (3 тыс. экземпляров). Для чисел, начиная с тысячи, рекомендуется буквенно-цифровое обозначение (9 млн или 13 тыс.). Кроме того, надо помнить о правилах округления цифр. Чаще всего в массовой коммуникации не требуется представлять абсолютно точную величину. Чтобы она легче читалась и воспринималась, лучше округлить ее (скажем, вместо 10 275 дать обозначение чуть больше 10 тыс.).
Эти традиции связаны не в последнюю очередь с особенностями восприятия цифры в тексте: числа больших разрядов с трудом воспринимаются зрительно. Следовательно, если нет стилистического задания, которое оправдывало бы отступление от правил, нарушать их не следует. Но и желая поразить читателя количеством нулей в цифре или разрядов после запятой, надо позаботиться о том, чтобы он мог легко привести их к привычному виду.
Включая цифру в текст, важно иметь в виду еще одно обстоятельство: числа больших разрядов, переданные цифрами, при первом прочтении всегда воспринимаются как стоящие в именительном падеже независимо от их реальной грамматической формы, так что читатель вынужден возвращаться к соответствующему тексту еще раз. Это создает помехи в коммуникации. Редактор должен позаботиться о том, чтобы число воспринималось легко и в правильной грамматической форме.
Работая с цифровым материалом, редактор должен помнить о сопоставимости цифр.
Во-первых, связанные по смыслу цифры следует представлять в одних и тех же единицах измерения и графически единообразно.
Во-вторых, если в тексте есть относительные величины, скажем проценты, то редактор должен проверить, опираются ли они на какую-то абсолютную величину.
Кроме того, если дается процентный состав чего-либо (а это один из излюбленных журналистами и рекламщиками приемов подачи фактов), то редактор должен, сложив проценты, убедиться, что их ровно 100.20
2.2. Работа редактора со статистикой.21
Часто фактическая основа текста включает достаточно большое количество сопоставимых на каком-либо логическом основании данных — статистику. Редакторская работа со статистическими данными имеет некоторую специфику, связанную с проверкой правильности цифр и с их представлением в тексте.
Как метод внутритекстовой проверки статистического материала используется группировка данных на основе одного принципа, например хронологического, возрастания или убывания величин. Такая группировка позволяет выявить динамику явления и данные, не соответствующие ей. Возьмем ряд цифр из примера, который был рассмотрен в § 5.8: Задолженность ДСК примерно 6,5млн рублей, ЦАГИ — порядка 5 млн, ЭМЗ — 3300 млн, ЖМЗ — более 3 млн. Задолженности трех предприятий (6,5; 5 и более 3 млн руб.) сопоставимы и правдоподобны, а вот сумма в 3300 млн руб. выглядит фантастично. Именно она и нуждается в первую очередь в проверке по авторитетным источникам. Не исключено, что цифра верна, а статистика не отражает, скажем, размеры предприятия и количество потребляемого электричества. Но возможно, и скорее всего, в тексте ошибка. Вероятно, при подготовке материала кто-то начал переводить тысячи рублей в миллионы, но не довел дело до конца.
2.3. Таблицы и выводы как способ оформления статистических данных22
Таблица представляет собой распространенный вид систематизации материала. При правильном построении она может облегчать восприятие содержания книги и давать возможность достичь более экономного (без ущерба для смысла) изложения.23
С формальной стороны таблица представляет собой такой способ подачи материала, при котором текстовый и цифровой материал группируется в колонки, отграниченные одна от другой вертикальными и горизонтальными линейками. Если таких линеек нет, таблица становится так называемым выводом (в дальнейшем говоря о таблицах. Мы будем иметь в виду и собственно таблицы и выводы, поскольку различия между ними чисто формальное).
Первой задачей при работе с таблицами является определение целесообразности использования табличной формы подачи материала. Далее проводится проверка содержания таблиц и проверка их построения, а также определение связи таблиц с текстом и проверка текстов, в которых дается анализ таблиц. Завершается процесс редакционно-технической обработкой таблицы.
При редактировании таблиц необходимо обращать внимание на следующие значительные моменты.24
Существенность, а не случайность признаков, по которым сопоставляются данные, иначе это может привести читателя к неверным выводам. Существенность признаков группировки данных в таблице.
Сопоставимость данных; их, в частности, необходимо приводить в одних единицах величин.
Наличие всех данных, позволяющих пользоваться таблицей; если, например, в таблице и комментирующем тексте не указана единица величины, числа таблицы ничего не будут говорить читателю.
Достоверность включенных в таблицу данных. Чтобы проверить это, устанавливают достоверность их источника и то, насколько точно автор извлек оттуда сведения. Также проверяют закономерность изменения данных в строках и графах таблицы; подводят итоги; соотносят связанные по смыслу или повторяемые в таблице данные.
Расположение данных в строках и графах должно быть понятно читателю. Система расположения может быть разной - например, по нарастанию или падению количественного значения от более значимого к менее значимому и т.п. Беспорядочное расположение данных делает содержание таблицы затрудненным для восприятия.
Нумерационный заголовок таблицы нужен для того, чтобы упростить связь таблицы с текстом. Наиболее распространенная форма: слово Таблица и номер арабскими цифрами (без знака № перед ними, без точки на конце). Нумерация может осуществляться по главам или быть сквозной.
Тематический заголовок таблицы определяет ее тему и содержание. Он нужен для того, чтобы читатель мог легко ориентироваться в содержании таблицы, не обращаясь к тексту. Ставится обычно над таблицей под ее нумерационным заголовком или после него, выделяется шрифтом, без знака препинания на конце. Основные требования к тематическому заголовку - точное соответствие назначению и содержанию таблицы, выразительность и краткость.
Информация о работе Работа редактора над фактической основой текста