Работа редактора над фактической основой текста

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 20:36, контрольная работа

Описание работы

Профессиональным методом, используемым редактором при подготовке статьи к печати, является редакторский анализ. Этот метод дает редактору возможность провести всестороннюю оценку рукописи, выявить и устранить имеющиеся в ней недочеты и подготовить ее к публикации.
Проверка фактического материала произведения, даже самого простого и небольшого, - дело сложное, потому что факты и способы их отражения в литературе бесконечно разнообразны, как бесконечно разнообразны явления реальной жизни.

Содержание

Введение………………………………………………………………......3
1. Рецензирование текста
1.1 Предварительные замечания……………………………………5
1.2 Оценка значимости факта……………………………………....8
1.3 Золотые правила работы с фактами……………………....11
1.4 Факт и слово, его называющее. Уточнение понятия
высказывания…………………………………………………....12
1.5 Проверка фактов по авторитетным источникам
информации……………………………………………………….13
1.6 Цитаты как вид фактического материала. Приемы их
использования…………………………………………………….14
1.7 Понятие точности цитирования. Приемы и правила проверки
цитат……………………………………………………..................16
1.8 Работа редактора с аллюзийной цитатой……………………...18
2. Работа редактора с внетекстовыми материалами
2.1 Цифра как вид фактического материала и элемент текста.
Требования к ней…………………………………………………19
2.2 Работа редактора со статистикой………………………………22
2.3 Таблицы и выводы как способ оформления статистических
данных………………………………………………………………22
Заключение…………………………………………………………………26
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

БАЛТИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ТУРИЗМА.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

                       БАЛТИЙСКАЯ   АКАДЕМИЯ   ТУРИЗМА

                              И  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

                                        Кафедра культурологи 
 
 
 

                               Работа редактора

       над фактической  основой 

                        текста              

                                            контрольная работа

       по дисциплине «Стилистика и литературное редактирование» 
 
 

                                                                           Выполнила: Русакова В.С.,

                                                                           студентка II курса группы 221

                                                                           факультета МК 
 

                                                                           Проверила: Соколова Е.А.,

                                                                           кандидат философских наук,

                                                                           доцент кафедры культурологи 
 
 
 

                                          Санкт-Петербург

                                                     2011

                                             СОДЕРЖАНИЕ: 

Введение………………………………………………………………......3 

1.  Рецензирование  текста

     1.1 Предварительные замечания……………………………………5

     1.2 Оценка значимости факта……………………………………....8

     1.3 Золотые правила работы с фактами……………………....11

    1.4 Факт и слово, его называющее. Уточнение понятия

            высказывания…………………………………………………....12

     1.5 Проверка фактов по авторитетным источникам

           информации……………………………………………………….13

     1.6 Цитаты как вид фактического материала. Приемы их

           использования…………………………………………………….14

     1.7 Понятие точности цитирования. Приемы и правила проверки

           цитат……………………………………………………..................16

     1.8 Работа редактора с аллюзийной цитатой……………………...18

2. Работа редактора с внетекстовыми материалами

      2.1 Цифра как вид фактического материала и элемент текста.

            Требования к ней…………………………………………………19

      2.2 Работа редактора со статистикой………………………………22

      2.3 Таблицы и выводы как способ оформления статистических

            данных………………………………………………………………22 

Заключение…………………………………………………………………26

Список используемой литературы………………………………………27 
 
 
 
 
 
 

                                                 Введение

               Профессиональным методом, используемым редактором при подготовке статьи к печати, является редакторский анализ. Этот метод дает редактору возможность провести всестороннюю оценку рукописи, выявить и устранить имеющиеся в ней недочеты и подготовить ее к публикации.

                 Проверка фактического материала произведения, даже самого простого и небольшого, - дело сложное, потому что факты и способы их отражения в литературе бесконечно разнообразны, как бесконечно разнообразны явления реальной жизни.

Способы проверки фактического материала весьма разнообразны. Это осмысление содержания, логический анализ, предполагающий установление реальных связей и отношений между фактами, а также комментирование, аргументация, сопоставление, сравнение фактов и многие другие операции, которые являются серьезной умственной работой. Это и подсчеты, и сверка материалов с авторитетными источниками, требующие главным образом внимательности, сосредоточенности, исполнительности.

Проверить весь фактический материал произведения невозможно (да и не нужно), поэтому  необходимо ориентироваться на наиболее важные фрагменты и выделять в  первую очередь те элементы произведения, где наиболее часто встречаются фактические ошибки частного характера и вероятны концептуальные ошибки. Для такой ориентации нужно иметь в виду логическую содержательную значимость отдельных фрагментов и их реальную значимость для читателя. Бывает так, что примеры, иллюстрирующие ключевые положения, больше привлекают внимания читателя, чем сами ключевые положения.

В качестве объектов повышенного внимания редактор выделяет отдельные элементы текста, в которых  наиболее вероятны фактические ошибки. К таким элементам следует отнести: неаргументированные, некомментированные формулировки и положения, высказывания общего плана, общеизвестные сведения, исторические и другие события, слова указательного рода и слова, влияющие на смысл высказывания или решающие для смысла, подписи к иллюстрациям, ссылки всех видов, цитаты, термины, определения, цифры, даты, фамилии, названия, единицы величин.

Поскольку концентрация внимания человека имеет свои ограничения, требуется осознанно регулировать процесс работы, сосредоточиваясь в нужное время. Из большого числа элементов произведения следует выделить главное, что нуждается не только в тщательной проверке, но и должно быть под контролем на всех стадиях работы, так как ошибки здесь не могут в значительной степени не отразиться на качестве произведения в целом.

Обязательной  проверке подлежат цифры, даты, фамилии, названия, цитаты, отдельные житейские  реалии. Их проверяют независимо от содержательной значимости. Проверка отдельных частных материалов по литературным источникам является в большей степени работой младшего редактора, помощника редактора. Разъясняя младшему редактору задание, нужно обратить его внимание на значение отдельных фрагментов. Исполнитель должен осознанно относиться к тому, что он делает. Он должен понимать значимость того или иного материала в произведении и четко представлять, насколько серьезны последствия неточностей, просчетов, ошибок. Содержательная значимость фактов влияет на порядок и последовательность работы.

                                    1. Рецензирование текста

                        1.1. Предварительные замечания

              Задачи деятельности редактора обусловлены функционированием книги в обществе, удовлетворением читательских потребностей общества в целом и каждой читательской группы в отдельности. Социальная роль книги определила то, что в редакторской практике сочетаются разные виды деятельности. Поскольку редактор работает с произведением и изданием, его деятельность интеллектуальная и материально-практическая. Любая профессиональная деятельность имеет конкретные цели - конечные и промежуточные. В зависимости от целей труд редактора может быть познавательным, преобразовательным, ценностно-ориентационным и коммуникативным. В редакторской практике в целом трудно выделить преобладающий вид деятельности. Все функции редактора существуют в комплексной взаимосвязи и взаимообусловленности. Так, например, творческая работа над авторским оригиналом невозможна без определенной организационной и информационной работы. Редактор не может заниматься совершенствованием произведения, если не обеспечены контакты с автором, рецензентами, не получена информация, касающаяся массива и потока изданий, не найдены необходимые для редактирования литературные источники.1

                Ошибки, погрешности и неточности в авторском оригинале могут быть поверхностными и глубинными, скрытыми и явными, случайными и закономерными, повторяющимися и единичными, умышленными и неосознанными. Они зависят от уровня культуры мышления автора, умения его переводить внутреннюю речь в письменную, навыков исполнения творческой работы, а также от спешки, торопливости, неряшливости в работе, неумения правильно организовать ее или нежелания выполнить на должном уровне.2

                 Можно выделить следующие причины фактических ошибок, связанных с работой автора:

  • преднамеренное или непреднамеренное использование фактов в ориентации на заданную разработку темы в положительном или отрицательном плане;
  • использование слов без учета их точных значений, т. е. произвольное, субъективное и часто неверное толкование содержания понятий;
  • неполная аргументация в связи с тем, что автор ориентируется на свои знания, не учитывая в полной мере возможности читателя; он пропускает некоторые положения как само собой разумеющиеся, а в результате формируется неправильное мнение;
  • использование ложного суждения в качестве истинного (умышленное иди неумышленное, так как автор может ошибаться);
  • использование в аргументации мелких, незначительных, частных фактов, которые не отражают сущности явлений;
  • подмена аргументации общими рассуждениями, общими фразами, субъективными, часто эмоциональными высказываниями, лишь косвенно или формально связанными с ключевыми положениями;
  • неточные высказывания, неряшливые, неотработанные формулировки;
  • нарушение требований законов логики;
  • отсутствие фактов для достаточной аргументации, обоснования выводов;
  • ориентация на неавторитетные источники;
  • использование фактов не в совокупности, а фрагментарно;
  • нарушения языковых и стилистических норм, неправильное использование слов указательного рода и других, влияющих на смысл высказываний.

При проверке фактов редактор в одних случаях пользуется авторитетными источниками, в других - как бы повторяет умственную работу автора, доказывая или опровергая его высказывания с помощью логических операций. Необходимость того и другого определяется степенью оригинальности авторского текста.

                 Оценка и редактирование фактической основы текста — важнейшая сторона его подготовки. И в этой области выработаны достаточно продуктивные приемы.3  Сначала уточним понятие «факт». В средствах массовой информации и паблик рилейшнз под фактом обычно понимается новость — реальное событие, положенное в основу сообщения. Такая трактовка охватывает лишь наиболее интересную и важную часть фактической основы текста — то, ради чего он создается. Но редактор, несущий ответственность за точность материала в целом, ограничиться этим пониманием не может. Для него имеет значение не только сама новость, но и то, что ей в действительности сопутствует, составляет фон: пример, событие, имя, дата, цифра, упомянутые в тексте. Все они должны работать на раскрытие темы и быть истинными. Таким образом, под фактом будем понимать любой элемент внетекстовой действительности, нашедший отражение в тексте. Дата, имя собственное, географическое название, отдельная цифра или статистические показатели, цитата, формулировка, даже неконкретизированная, обобщенная, — все это предмет для редакторского анализа фактической основы текста, все это факты, которые должны соответствовать действительности. Факты и их связи, отражающие действительность в понимании автора, составляют предметно-логическую основу, которая анализируется с двух точек зрения: с позиций того, как факт работает на раскрытие темы, и того, насколько он верен, не допущено ли искажение действительности.4

                            1.2.  Оценка значимости факта

                 Не все факты одинаково значимы для раскрытия содержания текста. И первая задача редактора — оценить роль факта в раскрытии темы. Для редактора важно знать, насколько факт нов, важен, нужен, насколько он характеризует описываемое явление; какое место занимает среди других фактов в предметно-логической основе текста; наконец, достаточно ли приведенных фактов, чтобы текст удовлетворял интересы аудитории, или, наоборот, не перегружен ли он малозначимыми подробностями, однородными данными, не несущими новой информации.5

                   Качество фактического  материала   литературного произведения во многом определяется его новизной. Следует различать объективно и субъективно новые факты. Последние связываются с возможностями читателей и знаниями редактора. Объективная новизна литературного материала обусловлена степенью изученности предмета, которому посвящено произведение, и степень этой новизны может быть разной. Использование новейших фактов не всегда целесообразно. Однако это не значит, что допустимы устаревшие сведения. Целесообразная степень новизны фактов определяется в зависимости от характеристик произведения и издания.

Информация о работе Работа редактора над фактической основой текста