Операционные системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 20:29, курс лекций

Описание работы

Операционная система в наибольшей степени определяет облик всей вычислительной системы в целом. Несмотря на это, пользователи, активно использующие вычислительную технику, зачастую испытывают затруднения при попытке дать определение операционной системе. Частично это связано с тем, что ОС выполняет две по существу мало связанные функции: обеспечение пользователю-программисту удобств посредством предоставления для него расширенной машины и повышение эффективности использования компьютера путем рационального управления его ресурсами.

Работа содержит 8 файлов

Технологические решения.doc

— 58.50 Кб (Открыть, Скачать)

Управление локальными ресурсами.doc

— 489.00 Кб (Скачать)

Архитектура операционной системы.doc

— 1.11 Мб (Открыть, Скачать)

Архитектура ПК.doc

— 624.50 Кб (Скачать)

Лекция. Архитектура ПК. 

Вопросы:

  1. Общие принципы организации и работы компьютеров.
  2. Архитектура и структура компьютера.
  3. Как устроен компьютер?
  4. Виртуальный компьютер.
 
 

Общие принципы организации  и работы компьютеров. 
 

Компьютер (англ. computer — вычислитель) представляет собой программируемое электронное устройство, способное обрабатывать данные и производить вычисления, а также выполнять другие задачи манипулирования символами .

    Существует  два основных класса компьютеров:

  • цифровые компьютеры, обрабатывающие данные в виде двоичных кодов;
  • аналоговые компьютеры, обрабатывающие непрерывно меняющиеся физические величины (электрическое напряжение, время и т.д.), которые являются аналогами вычисляемых величин.

    Поскольку в настоящее время подавляющее  большинство компьютеров являются цифровыми, далее будем рассматривать  только этот класс компьютеров и  слово "компьютер" употреблять в значении "цифровой компьютер".

Основу  компьютеров образует аппаратура (HardWare), построенная, в основном, с использованием электронных и электромеханических элементов и устройств. Принцип действия компьютеров состоит в выполнении программ (SoftWare) — заранее заданных, четко определённых последовательностей арифметических, логических и других операций.

    Любая компьютерная программа представляет собой последовательность отдельных команд.

Команда — это описание операции, которую должен выполнить компьютер. Как правило, у команды есть свой код (условное обозначение), исходные данные (операнды) и результат.

    Например, у команды "сложить два числа" операндами являются слагаемые, а результатом — их сумма. А у команды "стоп" операндов нет, а результатом является прекращение работы программы.

    Результат команды вырабатывается по точно  определенным для данной команды правилам, заложенным в конструкцию компьютера.  

Совокупность  команд, выполняемых  данным компьютером, называется системой команд этого компьютера.

    Компьютеры  работают с очень высокой скоростью, составляющей миллионы — сотни миллионов  операций в секунду.

    Разнообразие  современных компьютеров очень  велико. Но их структуры основаны на общих логических принципах, позволяющих выделить в любом компьютере следующие главные устройства:

  • память (запоминающее устройство, ЗУ), состоящую из перенумерованных ячеек;
  • процессор, включающий в себя устройство управления (УУ) и арифметико-логическое устройство (АЛУ);
  • устройство ввода;
  • устройство вывода.

    Эти устройства соединены каналами связи, по которым передается информация.

    Основные  устройства компьютера и связи между  ними представлены на схеме (рис. 2.1). Жирными  стрелками показаны пути и направления  движения информации, а простыми стрелками  — пути и направления передачи управляющих сигналов.

 
Рис. 2.1. Общая схема компьютера

    Функции памяти:

  • приём информации из других устройств;
  • запоминание информации;
  • выдача информации по запросу в другие устройства машины.

    Функции процессора:

  • обработка данных по заданной программе путем выполнения арифметических и логических операций;
  • программное управление работой устройств компьютера.
Та  часть процессора, которая выполняет  команды, называется арифметико-логическим устройством (АЛУ), а  другая его часть, выполняющая функции управления устройствами, называется устройством управления (УУ).

    Обычно  эти два устройства выделяются чисто  условно, конструктивно они не разделены.

    В составе процессора имеется ряд  специализированных дополнительных ячеек памяти, называемых регистрами.

Регистр выполняет функцию  кратковременного хранения числа или команды. Над содержимым некоторых  регистров специальные  электронные схемы  могут выполнять  некоторые манипуляции. Например, "вырезать" отдельные части  команды для последующего их использования или выполнять определенные арифметические операции над числами.

    Основным  элементом регистра является электронная  схема, называемая триггером, которая способна хранить одну двоичную цифру (разряд двоичного кода). Логическая схема триггера описана в разделе 5.7.

Регистр представляет собой совокупность триггеров, связанных друг с другом определённым образом общей системой управления.

    Существует  несколько типов регистров, отличающихся видом выполняемых операций. Некоторые  важные регистры имеют свои названия, например:

  • сумматор — регистр АЛУ, участвующий в выполнении каждой операции;
  • счетчик команд — регистр УУ, содержимое которого соответствует адресу очередной выполняемой команды; служит для автоматической выборки программы из последовательных ячеек памяти;
  • регистр команд — регистр УУ для хранения кода команды на период времени, необходимый для ее выполнения. Часть его разрядов используется для хранения кода операции, остальные — для хранения кодов адресов операндов.

    В основу построения подавляющего большинства  компьютеров положены следующие общие принципы, сформулированные в 1945 г. американским ученым Джоном фон Нейманом. 

 
   
Рис. 2.2. Джон фон Нейман, 1945 г.

    1. Принцип программного управления. Из него следует, что программа состоит из набора команд, которые выполняются процессором автоматически друг за другом в определенной последовательности.

    Выборка программы из памяти осуществляется с помощью счетчика команд. Этот регистр процессора последовательно увеличивает хранимый в нем адрес очередной команды на длину команды.

    А так как команды программы  расположены в памяти друг за другом, то тем самым организуется выборка цепочки команд из последовательно расположенных ячеек памяти.

    Если  же нужно после выполнения команды  перейти не к следующей, а к  какой-то другой, используются команды  условного или безусловного переходов, которые заносят в счетчик команд номер ячейки памяти, содержащей следующую команду. Выборка команд из памяти прекращается после достижения и выполнения команды “стоп”.

    Таким образом, процессор исполняет программу автоматически, без вмешательства человека.

    2. Принцип однородности памяти. Программы и данные хранятся в одной и той же памяти. Поэтому компьютер не различает, что хранится в данной ячейке памяти — число, текст или команда. Над командами можно выполнять такие же действия, как и над данными. Это открывает целый ряд возможностей. Например, программа в процессе своего выполнения также может подвергаться переработке, что позволяет задавать в самой программе правила получения некоторых ее частей (так в программе организуется выполнение циклов и подпрограмм). Более того, команды одной программы могут быть получены как результаты исполнения другой программы. На этом принципе основаны методы трансляции — перевода текста программы с языка программирования высокого уровня на язык конкретной машины.

    3. Принцип адресности. Структурно основная память состоит из перенумерованных ячеек; процессору в произвольный момент времени доступна любая ячейка. Отсюда следует возможность давать имена областям памяти, так, чтобы к запомненным в них значениям можно было впоследствии обращаться или менять их в процессе выполнения программ с использованием присвоенных имен.

    Компьютеры, построенные на этих принципах, относятся  к типу фон-неймановских. Но существуют компьютеры, принципиально отличающиеся от фон-неймановских. Для них, например, может не выполняться принцип программного управления, т.е. они могут работать без “счетчика команд”, указывающего текущую выполняемую команду программы. Для обращения к какой-либо переменной, хранящейся в памяти, этим компьютерам не обязательно давать ей имя. Такие компьютеры называются не-фон-неймановскими. 

    Архитектура и структура компьютера.

    При рассмотрении компьютерных устройств  принято различать их архитектуру  и структуру.

Архитектурой компьютера называется его описание на некотором общем уровне, включающее описание пользовательских возможностей программирования, системы команд, системы адресации, организации памяти и т.д. Архитектура определяет принципы действия, информационные связи и взаимное соединение основных логических узлов компьютера: процессора, оперативного ЗУ, внешних ЗУ и периферийных устройств. Общность архитектуры разных компьютеров обеспечивает их совместимость с точки зрения пользователя.
 

    Наиболее  распространены следующие архитектурные  решения.

    · Классическая архитектура (архитектура фон Неймана) — одно арифметико-логическое устройство (АЛУ), через которое проходит поток данных, и одно устройство управления (УУ), через которое проходит поток команд — программа (рис. 2.1). Это однопроцессорный компьютер.   К этому типу архитектуры относится и архитектура персонального компьютера с общей шиной, подробно рассмотренная в разделе 2.18 (рис. 2.26). Все функциональные блоки здесь связаны между собой общей шиной, называемой также системной магистралью.

Физически магистраль представляет собой многопроводную линию с гнездами для подключения электронных схем. Совокупность проводов магистрали разделяется на отдельные группы: шину адреса, шину данных и шину управления.

    Периферийные  устройства (принтер и др.) подключаются к аппаратуре компьютера через специальные контроллеры — устройства управления периферийными устройствами.

Контроллер — устройство, которое связывает периферийное оборудование или каналы связи с центральным процессором, освобождая процессор от непосредственного управления функционированием данного оборудования.

    · Многопроцессорная архитектура. Наличие в компьютере нескольких процессоров означает, что параллельно может быть организовано много потоков данных и много потоков команд. Таким образом, параллельно могут выполняться несколько фрагментов одной задачи. Структура такой машины, имеющей общую оперативную память и несколько процессоров, представлена на рис. 2.3.

Виртуальный компьтер.doc

— 1.12 Мб (Открыть, Скачать)

Классификация ОС.doc

— 79.50 Кб (Открыть, Скачать)

ОС реального времени.doc

— 70.00 Кб (Открыть, Скачать)

Понятие ОС.doc

— 46.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Операционные системы