Нейронные сети

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 17:29, курсовая работа

Описание работы

Стоит отметить, что поскольку, экономические, финансовые и социальные системы очень сложны и являются результатом действий и противодействий различных людей, то является очень сложным (если не невозможным) создать полную математическую модель с учетом всех возможных действий и противодействий. Практически невозможно детально аппроксимировать модель, основанную на таких традиционных параметрах, как максимизация полезности или максимизация прибыли.

Содержание

Введение 4
1. Общая часть 6
1.1 Анализ используемых инструментальных средств 6
1.2 Характеристика используемого комплекса технических средств и программного обеспечения ЭВМ 8
2. Специальная часть 10
2.1 Постановка задачи 10
2.2 Информационное обеспечение задачи 11
2.3 Алгоритмы и их описание 13
2.4 Описание программы 15
2.5 Описание процесса отладки программы 31
2.6 Обработка ошибок в программе 32
2.7 Инструкция пользователю 33
Заключение 40
Приложение А 41
Список использованных источников 43

Работа содержит 1 файл

Пояснительная записка.doc

— 3.06 Мб (Скачать)

Содержание

 

Введение

При современном уровне развития техники, когда даже бытовая техника оснащается микропроцессорными устройствами, возникла потребность в интеллектуальных адаптивных системах управления, способных приспосабливаться к очень широкому диапазону внешних условий. Более того, возникла потребность в универсальной технологии создания таких систем. Научный опыт человечества свидетельствует о том, что в природе можно найти великое множество ценных идей для науки и техники. Человеческий мозг является самым удивительным и загадочным созданием природы. Способность живых организмов, наделенных высшей нервной системой, приспосабливаться к окружающей среде может служить призывом к подражанию природе или имитации при создании технических систем.

Среди имитационных подходов выделяется класс нейросетевых методов. Нейронные сети (НС) нашли широкое применение в областях искусственного интеллекта, в основном связанных с распознаванием образов и с теорией управления. Одним из основных принципов нейросетевого подхода является принцип коннективизма. Суть его выражается в том, что рассматриваются очень простые однотипные объекты, соединенные в большую и сложную сеть. Таким образом, НС является в первую очередь графом, с которым можно связать совокупность образов, представленных как численные значения, ассоциированные с вершинами графа, алгоритм для преобразования этих численных значений посредством передачи данных между соседними вершинами и простых операций над ними. Современный уровень развития микроэлектроники позволяет создавать нейрочипы, состоящие из очень большого числа простых элементов, способных выполнять только арифметические операции. Таким образом, нейросетевые методы поддерживаются аппаратно.

Нейронные сети все чаще применяются в реальных бизнес приложениях. В некоторых  областях, таких как обнаружение  фальсификаций и оценка риска, они стали бесспорными лидерами среди используемых методов. Их использование в системах прогнозирования и системах маркетинговых исследований постоянно растет.

Стоит отметить, что поскольку, экономические, финансовые и социальные системы очень сложны и являются результатом действий и противодействий различных людей, то является очень сложным (если не невозможным) создать полную математическую модель с учетом всех возможных действий и противодействий. Практически невозможно детально аппроксимировать модель, основанную на таких традиционных параметрах, как максимизация полезности или максимизация прибыли.

В системах подобной сложности является естественным и  наиболее эффективным использовать модели, которые напрямую имитируют  поведение общества и экономики. А это как раз то, что способна предложить методология нейронных сетей.

В данной работе рассматривается принципиальная возможность  применения совершенных логических нейронных сетей для банковского  мониторинга. На основе обобщения предлагаются принципы  разработки унифицированного программного приложения для широкого круга пользователей в различных направлениях деятельности.

Нейронные сети могут  быть использованы и в других задачах. Основными предопределяющими условиями  их использования являются наличие «исторических данных», используя которые нейронная сеть сможет обучиться, а также невозможность или неэффективность использования других, более формальных, методов.

 

  1. Общая часть

1.1 Анализ используемых инструментальных средств

Для решения данной задачи существует несколько подходящих средств разработки: Borland C++ Builder, MS Visual C++, Adobe Flash.

У всех перечисленных  средств разработки есть свои достоинства  и недостатки, которые будут рассмотрены  ниже с учётом требований к создаваемому программному продукту.

Borland C++ Builder – представляет собой средство разработки от компании Borland, использующее язык программирования С++.

Достоинства:

  • интерфейс выполнен в SDI (simple development interface – простой интерфейс разработки) стиле – это подразумевает удобный и наглядный процесс разработки приложения;
  • высокая надёжность программы созданной с помощью этого средства;
  • конечный продукт будет представлять собой исполняемый файл (*.exe), а это означает, что ПП будет полностью самостоятелен и не будет зависеть от других программных пакетов;
  • подходит для решения любой задачи по программированию.

Недостатки:

  • процесс разработки требует отличного знания языка программирования, иначе программа будет работать со сбоями, либо не будет работать вообще.

Visual C++ – средство разработки от компании Microsoft использующее язык программирования С++.

Достоинства:

  • программы, созданные с помощью Visual C++ крайне надёжны;
  • конечный продукт будет исполняемым файлом;
  • подходит для создания абсолютно любой программы для Windows.

Недостатки:

  • требует ещё большего знания языка C++, так как не обладает простым и понятным интерфейсом.

Adobe Flash – среда для создания приложений под Flash платформу от компании Adobe.

Достоинства:

  • разработка приложений занимает немного времени;
  • имеются отличные средства для создания интерактивного интерфейса.

Недостатки:

  • конечный продукт будет формата *.SWF, а это значит, что для его запуска понадобиться Flash проигрыватель;
  • нет возможности создавать большие приложения, в которых используются сложные математические вычисления;
  • чрезмерная требовательность к ресурсам процессора.

Разрабатываемый программный  продукт должен включать в себя понятный и удобный пользовательский интерфейс  и производить немалое число  математических вычислений. В принципе все вышеперечисленные средства разработки можно было бы использовать для решения этой задачи, но использование C++ Builder это самый рациональный путь, так как эта среда разработки обладает достоинствами всех перечисленных средств, и в то же время не обладает такими недостатками как «чрезмерная требовательность к ресурсам процессора» (Adobe Flash) и не требует большого знания языка C++ как MS Visual C++.

C++ Builder – среда быстрой разработки, выпускаемая компанией Borland. Предназначена для написания программ на языке программирования C++. C++ Builder объединяет Библиотеку визуальных компонентов и среду программирования.

C++ Builder содержит инструменты, которые позволяют осуществлять настоящую визуальную разработку Windows-приложений методом drag-and-drop, упрощая программирование благодаря WYSIWYG (сокращение от What You See Is What You Get, англ. что видишь, то и получишь) редактору интерфейса, встроенному в его среду разработки.

1.2 Характеристика используемого комплекса технических средств и программного обеспечения ЭВМ

Решение задач на ЭВМ  реализуется программным способом, т.е. путем выполнения последовательно  во времени отдельных операций над  информацией, предусмотренным алгоритмом решения задачи. Алгоритм решения  задачи, заданный в виде последовательности команд на языке вычислительной машины, называется машинной программой. Команда машинной программы (иначе, машинная команда) – это элементарная инструкция машине, выполняемая ею автоматически без каких-либо  дополнительных указаний и пояснений.

Современные ЭВМ автоматически  выполняют несколько сотен различных  команд. Например, стандартный набор  современных ПК содержит около 240 машинных команд. Все машинные команды можно  разделить на группы по видам выполняемых  операций:

    • операции пересылки информации внутри ЭВМ;
    • арифметические операции над информацией;
    • логические операции над информацией;
    • операции обращения к внешним устройствам ЭВМ;
    • операции передачи управления;
    • обслуживающие и вспомогательные операции.

Основные функции определяют назначение ЭВМ: обработка и хранение информации, обмен информацией с внешними объектами. Дополнительные функции повышают эффективность выполнения основных функций: обеспечивают эффективные режимы ее работы, диалог с пользователем, высокую надежность и др. Названные функции ЭВМ реализуются с помощью ее компонентов: аппаратных и программных средств.

Основными характеристиками ПК являются:

- Быстродействие, производительность, тактовая частота

-  Разрядность машины и кодовых шин интерфейса.

- Типы системного и локальных интерфейсов.

Разные типы интерфейсов обеспечивают разные скорости передачи информации между узлами машины, позволяют подключать разное количество внешних устройств и различные их виды.

Разрабатываемая программа «Системы счисления в ЭВМ» создавалась на персональном компьютере, имеющем  следующие характеристики:

  • Материнская плата   - Gigabyte GA-MA69VM-S2 (Socker AM2, Dual-Ch DDR2 800, SATA 3Gb/s, Gagabit LAN, HD Audio, micro ATX);
  • Жёсткий диск - HDD SATA 500.0 Gb Seagate Barracuda Cache 8 Mb 7200 rpm;
  • Процессор – AMD Athlon 64 X2 4200+;
  • Оперативная память (ОЗУ) – Kingston KVR800D2N6/1G 1Gb PC2 – 6400 CL6 24 – PIN DIMM;
  • Видеокарта – NVIDIA GeForce 275 GTX Sonic 896 mb, 256 bit;
  • Звуковая карта – Realtek High Definition Audio.

Используемое  программное обеспечение:

  • ОС Windows 7;
  • MS Word 2007;
  • C++ Builder 2010.

 

2. Специальная часть

2.1 Постановка задачи

Перед студентом стоит  задача разработать программу, использующую нейросеть для решения экономических задач. Нейросеть должна реализовывать функции мониторинга банковской системы.

Разрабатываемая программа  должна иметь эргономичный интерфейс, для простоты понимания и  использования. Необходимо реализовать возможность рейтинговой оценки и процедуры кластеризации – отнесение банка к различным категориям преуспевания.

Программа предназначается, для использования в экономической сфере.

Функциональная схема  программы представлена на рисунке 2.1.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.1 - Функциональная схема программы.

 

2.2 Информационное обеспечение задачи

Информационная база программы представлена в виде базы данных.

База данных состоит  из следующих таблиц:

    • Таблица предметов для сравнения (Рисунок 2.2)
    • Таблица параметров сравнения (Рисунок 2.3)
    • Таблица значений параметров (Рисунок 2.4)

 

Рисунок 2.2 - Таблица предметов для сравнения.

Рисунок 2.3 - Таблица параметров сравнения.

 

Рисунок 2.4 - Таблица значений параметров.

2.3 Алгоритмы и их описание

Алгоритм основного модуля программы, записанный в виде блок схем, представлен на рисунке 2.5

Из блок-схемы видно, что после запуска программы у пользователя есть выбор между функциями «Создание эталона», «Создание предмета», «Обработка», «Выход». В зависимости от выбора пользователя откроется соответствующее окно.

Функции «Создание эталона» и «Создание предмета» имеют похожие алгоритмы (рисунки 2.6 и 2.7), с отличием в том что алгоритм работы с предметами является по сути урезанным алгоритмом работы с эталонами. В нем убраны функции редактирования и создания кроме значения параметра сравниваемого предмета.

Алгоритм функции «Обработка» представлен на рисунке 2.8.

 

Рисунок 2.5 - Блок-схема главного модуля программы.

Рисунок 2.6 - Блок-схема модуля создания эталона.

 

Рисунок 2.7 - Блок-схема модуля создания предмета.

 

Рисунок 2.8 - Блок-схема алгоритм функции «Обработка».

2.4 Описание программы

C++ Builder представляет собой SDI-приложение, главное окно которого содержит настраиваемую инструментальную панель (слева) и палитру компонентов (справа). Помимо этого, по умолчанию при запуске C++ Builder появляются окно инспектора объектов (слева) и форма нового приложения (справа). Под окном формы приложения находится окно редактора кода. Формы являются основой приложений C++ Builder. Создание пользовательского интерфейса приложения заключается в добавлении в окно формы элементов объектов C++ Builder, называемых компонентами. Компоненты C++ Builder располагаются на палитре компонентов, выполненной в виде многостраничного блокнота. Важная особенность C++ Builder состоит в том, что он позволяет создавать собственные компоненты и настраивать палитру компонентов, а также создавать различные версии палитры компонентов для разных проектов.

Информация о работе Нейронные сети