Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 16:05, курсовая работа
В настоящее время среди разработчиков базы данных (БД) большой популярностью пользуется реляционная СУБД ACCESS, входящая в состав пакета Microsoft Office 2003. Дружественный интерфейс и простота настройки, эффективные средства создания таблиц, форм, запросов, интеграция с другими приложениями пакета, средства организации работы с базами данных и защита информации - вот далеко не полный перечень достоинств этого приложения.
СОДЕРЖАНИЕ
В
настоящее время среди
Основные функции СУБД – это описание структуры базы данных, обработка данных и управление данными.
База данных – это совокупность сведений о реальных объектах, процессах, событиях или явлениях, относящихся к определённой теме или задаче, организованная таким образом, чтобы обеспечить удобное представление этой совокупности, как в целом, так и любой её части. Реляционная база данных представляет собой множество взаимосвязанных таблиц, каждая из которых содержит информацию об объектах определённого типа. Каждая строка таблицы содержит данные об одном объекте (например, клиенте, автомобиле, документе), а столбцы таблицы содержат различные характеристики этих объектов – атрибуты (например, наименования и адреса клиентов, марки и цены автомобилей). Строки таблицы называются записями, все записи имеют одинаковую структуру – они состоят из полей, в которых хранятся атрибуты объекта. Каждое поле в записи содержит одну характеристику объекта и имеет строго определённый тип данных (например, текстовая строка, число, дата). Все записи имеют одни и те же поля, только в них содержатся разные значения атрибутов.
Любая СУБД позволяет выполнять четыре простейшие операции с данными:
- добавить в таблицу одну или несколько записей;
Для выполнения этих операций используется механизм запросов. Результатом выполнения запросов является либо отобранное по определённым критериям множество записей, либо изменение в таблицах.
В данном курсовом проекте в качестве предметной области рассматривается компьютерный магазин. Наша база данных решает следующие задачи: учёт товара, выдача данных о поставщиках и поставляемых ими товарах (фирма-поставщик, его реквизиты, наименование товаров, характеристики, цены), вычисляет суммы оплаты.
В режиме формы вычисляет стоимость товара с наценкой магазина в 50%. Реализует запросы упорядочения по полям: товары, поставщики, цена. Осуществляет поиск сведений о фирме-поставщике какого-то товара. Производит подсчет стоимости и количества оставшегося в магазине товара, а также выдает отчет об отсутствующих товарах.
Применяемая СУБД: АССЕSS 2003 .
Исходные данные о магазине: магазин располагается в нескольких помещениях (склад, торговый зал). У фирмы есть поставщики, осуществляющие поставку компьютеров и комплектующих на склад магазина.
Так же в магазине есть свой штат сотрудников: менеджеры и консультанты, осуществляющие продажу товара, бухгалтер, кладовщики, грузчики-водители.
Клиент, приходя в магазин, взаимодействует с менеджером, который, в свою очередь, осуществляет продажу компьютеров или комплектующих. Операции с денежными средствами и отбивку чека осуществляет так же менеджер. При покупке товара, клиент получает чек с указанием товара и его стоимости, на основании которого со склада ему отгружают необходимый товар.
При
отсутствии товара на складе работник
магазина выбирает отсутствующие товары
и на основании этих данных составляет
заявку на имя фирмы-поставщика.
2.2.1 Разработка структуры БД
Удачная разработка базы данных обеспечивает простоту ее поддержания. Данные следует сохранять в таблицах, причем каждая таблица должна содержать информацию одного типа, например, сведения о поставщиках. Тогда достаточно будет обновить конкретные данные, такие как адрес, только в одном месте, чтобы обновленная информация отображалась во всей базе данных.
Одним из наиболее сложных этапов в процессе проектирования базы данных является разработка таблиц, так как результаты, которые должна выдавать база данных (отчеты, выходные формы и др.) не всегда дают полное представление о структуре таблицы.
При проектировании таблиц лучше разработать структуру на бумаге и только затем начинать работу с СУБД Access. При проектировке таблиц, рекомендуется руководствоваться следующими основными принципами:
- Не должно быть повторений и между таблицами.
Когда определенная информация храниться только в одной таблице, то и изменять ее придется только в одном месте. Это делает работу более эффективной, а также исключает возможность несовпадения информации в разных таблицах. Например, в одной таблице должны содержаться адреса и фамилии клиентов.
-
Каждая таблица должна
Каждая таблица содержит информацию на отдельную тему, а каждое поле в таблице содержит отдельные сведения по теме таблицы. Например, в таблице с данными о поставщиках могут содержаться поля с названием компании, адресом и номером телефона. При разработке полей для каждой таблицы необходимо помнить:
- Каждое поле должно быть связано с темой таблицы.
- Не
рекомендуется включать в
-
В таблице должна
- Информацию следует
разбивать на наименьшие логические единицы
(Например, поля «Имя» и «Фамилия», а не
общее поле «Имя»).
Первым этапом и самым главным этапом в процессе проектирования и создания базы данных, является разработка инфологической модели.
Цель инфологического моделирования – обеспечение наиболее естественных для человека способов сбора и представления той информации, которую предполагается хранить в создаваемой базе данных. Основными конструктивными элементами инфологических моделей являются сущности1, связи между ними и их свойства (атрибуты)2.
Ключ – минимальный набор атрибутов, по значениям которых можно однозначно найти требуемый экземпляр сущности. Минимальность означает, что исключение из набора любого атрибута не позволяет идентифицировать сущность по оставшимся.
Связь – ассоциирование двух или более сущностей. Если бы назначением базы данных было только хранение отдельных, не связанных между собой данных, то ее структура могла бы быть очень простой. Однако одно из основных требований к организации базы данных – это обеспечение возможности отыскания одних сущностей по значениям других, для чего необходимо установить между ними определенные связи.
Между двумя сущностям, например, А и В возможны четыре вида связей.
Первый тип – связь ОДИН-К-ОДНОМУ (1:1): в каждый момент времени каждому представителю (экземпляру) сущности А соответствует 1 или 0 представителей сущности В:
Студент может не "заработать" стипендию, получить обычную или одну из повышенных стипендий.
Второй тип – связь ОДИН-КО-МНОГИМ (1:М): одному представителю сущности А соответствуют 0, 1 или несколько представителей сущности В.
Квартира может пустовать, в ней может жить один или несколько жильцов.
Так как между двумя сущностями возможны связи в обоих направлениях, то существует еще два типа связи МНОГИЕ-К-ОДНОМУ (М:1) и МНОГИЕ-КО-МНОГИМ (М:N). Но в нашей работе такие типы связи нам не следует употреблять.
Для базы данных компьютерного магазина инфологическая модель будет выглядеть так(Рис 1):
В таблицах данные распределяются по столбцам (которые называют полями) и строкам (которые называют записями). Все данные, содержащиеся в поле таблицы, должны иметь один и тот же тип. Каждое поле таблицы характеризуется наименованием, типом и шириной поля. При задании типа данных поля можно также указать размер, формат и другие параметры, влияющие на отображение значения поля и точность числовых данных. Основные типы данных:
Определим какие типы данных будут присутствовать в наших таблицах:
Таблица Сотрудники | Таблица Товары | |||
Поле | Тип данных | Поле | Тип данных | |
КодСотрудника | Числовой | КодТовара | Текстовый | |
Фамилия | Текстовый | КодПоставки | Числовой | |
Имя | Текстовый | НаименованиеТовара | Текстовый | |
Должность | Текстовый | Описании | Поле МЕМО | |
ДатаРождения | Дата/время | Изображение | Поле объекта OLE | |
Адрес | Текстовый | СтоимостьЗакупки | Денежный | |
Телефон | Текстовый | Наличие | Логический | |
Примечание | Поле МЕМО | Кол-во | Числовой | |
СтоимостьПродажи | Денежный | |||
Таблица Клиенты | ||||
Поле | Тип данных | Таблица Поставка | ||
КодКлиента | Числовой | Поле | Тип данных | |
ФИО | Текстовый | КодПоставки | Числовой | |
Адрес | Текстовый | КодПоставщика | Числовой | |
Телефон | Текстовый | ДатаПоставки | Дата/время | |
Таблица Заказы | Таблица Поставщики | |||
Поле | Тип данных | Поле | Тип данных | |
КодЗаказа | Числовой | КодПостащика | Числовой | |
КодТовара | Текстовый | НазваниеПоставщика | Текстовый | |
КодСотрудника | Числовой | Представитель | Текстовый | |
ДатаРазмещения | Дата/время | Обращаться | Текстовый | |
ДатаИсполнения | Дата/время | Телефон | Текстовый | |
КодКлиента | Числовой | Адрес | Текстовый |