Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 11:55, реферат
В последнее время многочисленные факторы сделали упаковку важным маркетинговым инструментом. Повышение роли самообслуживания в связи с развитием сети супермаркетов предполагает, что теперь упаковке приходится выполнять множество задач в сфере продажи, начиная с привлечения внимания и описания товара и заканчивая совершением акта продажи.
В связи с переходом российской экономики на рыночные рельсы в стране активно развивается система маркировки, соответствующая международным стандартам. Однако подавляющее большинство российских потребителей просто не знают расшифровку многих знаков, поэтому при покупке товара (услуги) не всегда получают полную и достоверную информацию о нем.
Введение 3
1. Упаковка и маркировка товара 5
1.1. Упаковка товара 5
1.2. Способы упаковки 10
1.3. Российский рынок упаковки 13
1.4. Маркировка товара 16
Заключение 26
Список литературы 28
Приложения
Преимущества упаковки в растягивающуюся пленку по сравнению с упаковкой в термоусаживающуюся пленку состоит в следующем:
На практике эти два способа не только конкурируют, но и дополняют друг друга. В том случае, когда примерно одинаковые грузы поступают с достаточно большим интервалом, предпочтительна растягивающаяся пленка. Когда важна скорость, а размеры грузов очень разные, предпочтительна упаковка в термоусаживающуюся пленку [20].
При асептическом упаковывании продукт и упаковка стерилизуются раздельно, затем упаковка заполняется и укупоривается в стерильных условиях.
В
настоящее время имеется
Асептическое упаковывание позволяет сохранить органолептические и вкусовые характеристики пищевого продукта значительно дольше, чем при упаковывании в обычных условиях. Проводимая перед расфасовкой продукта его термическая обработка помогает избавиться от вредных микроорганизмов [20].
Для устранения вредного влияния кислорода на продукты используют различные приемы: удаление кислорода, применение защитных газов, замораживание продуктов. Наиболее доступным является упаковывание, при котором кислород удаляется с помощью вакуума. Для вакуумного упаковывания используют чаще термоусадочные пленки, термоформованные материалы и Skin-упаковки.
При использовании термоусадочной пленки продукт, например кусок мяса, упаковывается в вакууме в стрейч-пленку с высокими барьерными свойствами. После обертывания куска мяса производится отсос воздуха из упаковки в специальной камере с последующим обжатием ее при помощи металлического зажима или термосваркой.
Распространены также
Некоторой
разновидностью такой упаковки является
Skin-упаковка фирмы «Cryovac», повторяющая
после термообработки контуры продукта
за счет плотного облегания («вторая кожа»)
[20].
1.3.
Российский рынок
упаковки
Современная упаковочная промышленность является достаточно новым явлением в России. На протяжении 1990-х гг. российский рынок упаковки рос наряду с потребительскими рынками, а сильные макроэкономические тенденции, начавшиеся с 2000 года, создали процветающий рынок с ежегодными темпами роста 10-12%. В 2004 году рынок упаковки преодолел отметку в 20 млрд. долларов и, согласно единодушному мнению аналитиков, активный рост продолжится в период с 2005 по 2009 год [19].
На сегодняшний день бумажная и картонная
упаковка преобладают на российском рынке,
и их доля быстро увеличивается. Пластик,
стекло и металл сохраняют меньшие доли,
в то время как деревянная упаковка встречается
крайне редко [см. Таблицу 1]. С развитием
российского рынка упаковки, вероятно,
пластик будет играть все более значимую
роль.
Таблица 1
Российский рынок упаковки
Вид упаковки | Доля на рынке, % |
Бумага/картон | 57 |
Пластик | 17 |
Стекло | 13 |
Металл | 10 |
Дерево | 2 |
Композитные материалы | 1 |
На
сегодняшний день России принадлежит
только 2% от уровня производительности
всемирной упаковочной
Бумажная упаковка является одним из наиболее
быстро растущих секторов лесной, бумажной
и упаковочной промышленностей, при этом
за последние годы практически все сегменты
демонстрируют существенное увеличение
показателей. Потребление бумаги-основы
– тарного картона, картона и мешочной
крафт-бумаги – увеличилось на 10% в совокупном
объеме в 2005 году. Рост упаковочных материалов
из бумаги-основы отражен в росте переработанных
продуктов [см. Таблицу 2].
Таблица 2
Производство отдельных видов бумажной упаковки в России
Материалы | Единицы | 2004г. | 2005г. | Рост |
Картонные коробки | Миллионы м3 | 1,732 | 1,939 | +12% |
Бумажные пакеты | Миллионы штук | 0,487 | 0,526 | +8% |
Потребительские бумажные и картонные контейнеры | Килотонны | 0,098 | 0,124 | +26% |
Размеры прибыли переработчиков разнятся, поскольку рост спроса опережает рост поставок, за счет чего цены остаются более высокими, чем на зрелых рынках [19].
Картонная упаковка преимущественно используется в пищевой, химической промышленности (включая косметику) и производителями бытовой и офисной техники. Около 70% производства картонной упаковки в России приходится на гофрированный картон, 80% которого используется для перевозки грузов. Уровень потребления гофрированного картона на душу населения в России значительно ниже, чем в Европе, следовательно, дополнительный рост можно ожидать, когда повысится уровень жизни российских потребителей [20].
Основными
российскими производителями
Пластиковая
упаковка является вторым по важности
упаковочным материалом, производимым
в России. Спрос на нее растет,
а производители все для того,
чтобы удовлетворить его, осуществляя
инвестиции в новое оборудование
и увеличивая производительность в
целях создания усовершенствованных продуктов.
По прогнозам, ожидаемый рост производства
пластиковой пленки должен составить
приблизительно 12% в год. Как правило, производителями
являются нефтехимические компании и
их дочерние общества, выпускающие различные
виды пластиковой упаковки [см. Таблицу
3].
Таблица 3
Виды пластиковой упаковки
Вид упаковки | Доля на рынке, % |
Многослойная пленка | 42 |
Композитные материалы | 24 |
Однослойный полиэтилен | 10 |
Мягкая пленка | 10 |
Другие виды | 14 |
Основными крупными производителями являются «Alcan Packaging», «Amcor», «NB-Retal», «Европласт» [20].
Таким
образом, на сегодняшний день в России
наиболее бурно развивающимися секторами
являются производство бумажной и пластиковой
упаковки с ежегодными темпами роста
10-12%.
1.4.
Маркировка товара
Уже давно существует целый ряд проблем правового характера, которые связаны с этикетками и маркировкой на них. В частности, этикетки могут ввести потребителя в заблуждение или не содержать описания важных составляющих товара, необходимых рекомендаций по мерам безопасности. Именно по этой причине во многих странах оформление этикеток и маркировка товара регулируется специальным законодательством [10, стр. 653].
Согласно статье 10 Федерального Закона РФ «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:
Данная информация доводится до сведения потребителей в технической документации, на этикетках, маркировкой или иным способом, предусмотренным законодательством РФ [7].
Штрих-код – это наносимая на упаковку в виде штрихов закодированная информация, считываемая при помощи специальных устройств. С помощью штрихового кода кодируют информацию о некоторых наиболее существенных параметрах продукции. В настоящее время распространены Американский Универсальный товарный код UPC и Европейская система кодирования EAN [см. Рис. 1]. Согласно системе EAN, каждому виду изделия присваивается свой номер, состоящий чаще всего из 13 цифр.
Рис.
1. Европейская система кодирования EAN-13
Контрольная
цифра предназначена для