Рынок монополистической конкуренции в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 11:06, контрольная работа

Описание работы

Основные черты рынка монополистической конкуренции. Особенности рынков монополистической конкуренции в России.

Работа содержит 1 файл

ценообразование,обраб.doc

— 155.00 Кб (Скачать)

Другими словами, фирма-«лиса» может вести успешный бизнес там, где гиганта ожидал бы неизбежный провал. Подобных специальных областей на фармрынке предостаточно: одни фирмы специализируются на медикаментах со сложными условиями хранения, другие поставляют лекарства в отдаленные части страны и т.д.

Нынешнее время явно не благоприятствует малым компаниям, занятым оптовой торговлей лекарствами. Однако опросы показали, что мелкие фирмы могут рассчитывать на устойчивый, хотя и небольшой спрос, если будут разыгрывать одну карту – гибкую систему взаимоотношений с клиентами. Крупные оптовики строят свои отношения с клиентами в обезличенной манере, предлагая лекарства по единым ценам. Да по-другому, собственно, невозможно вести бизнес с сотнями и тысячами покупателей. Мелкие фирмы стремятся нейтрализовать преимущества гигантов с помощью гибкой ценовой политики и доверительных личных отношений с клиентом, охотно обсуждают коммерческие перспективы различных препаратов и т.п. То есть делают ставку на гибкость. Для них это единственный шанс выжить.

Стоит только догадываться как бы развивался дальше фармрынок и стал бы он олигополизированым рынком, если бы не кризис 1998 года. Рынок торговли лекарствами как и другие рынки изрядно пострадал после августовского кризиса.

В своем докризисном состоянии фармрынок удивлял многих эк­спертов обилием мелких оптовиков и медленной концентрацией на националь­ном уровне. После кризиса 1998 года крупных дистрибуторов стало меньше, поскольку они в наибольшей степени пострадали от кризиса (больше обороты — больше по­тери от девальвации).

Участь мелкого оптового звена, особен­но на региональном уровне, не выглядит столь печальной. Оптовики в регионах уже давно приспособились к безденежной экономике, они знают толк в зачетных схемах и бартере. Кроме того, в распоря­жении региональных компаний уже есть инфраструктуры и необходимые связи с местными властями. Однако говорить о резкой пе­реориентации оптового звена на отечес­твенную продукцию пока вряд ли стоит, поскольку оптовики и до кризиса не обхо­дили родные фармпредприятия стороной. Когда западные производители начинали свою экспансию в Россию, преимущества были на их стороне(дорогостоящая реклама, кредиты, отсрочки. скидки и т.д.)После кризиса возможности до не­которой степени сравнялись. Так закупок по им­порту в сентябре 1998г. не производилось. Хотя позже им­порт, конечно, восстановился,  в создавшихся условиях российские предприятия понимали прекрасную для себя возможность переориентирования фармрынка. Однако здесь возникли некоторые трудности.

Еще год назад возможность вклиниться в систему поставок лекарств для госнужд привлекала не только отечественные, но и западные компании, т.к. компания, по­павшая со своим препаратом в список льготного отпуска хотя бы на год, имела  гарантированный сбыт, без всякой необходимости убеждать покупателей, что твой продукт самый лучший.   Обострившийся бюджетный кризис подтолкнул Минздрав и территориаль­ные органы здравоохранения сокращать как списки льготного и бесплатного от­пуска лекарств, так и число возможных получателей льготных и бесплатных ре­цептов. Очевидно, что сокращение спис­ков начнется с импортных препаратов, ко­торые в лучшем случае будут заменяться на отечественные аналоги, а в худшем просто исчезать из подобного перечня.

На вполне обывательский вопрос, сколько же у нас импортных лекарств, а сколько отечественных, есть несколько ответов.

Можно взять данные по регистрации ле­карственных препаратов в России. Тогда получится, что иностранных лекарств куда больше, чем наших. Однако иностранцы любят создавать изобилие марок — одно и то же вещество может регистрироваться и продаваться под разными торговыми наз­ваниями. Отечественный произво­дитель так действовать не привык — свои марки продвигают лишь единицы. Доля на рынке оценивается в денежном выражении. В докризисные времена емкость отечественного лекар­ственного рынка составляла 3,3 млрд дол­ларов. Не случись известных потрясений, к 2000 году Россия вполне могла бы дотя­нуть и до 4 млрд. Треть потребления, кото­рую обеспечивали российские производи­тели, — это 1 млрд долларов в год. Но не надо забывать, что отечественная продук­ция значительно дешевле — в деньгах ее на рынке, конечно, меньше, а вот в ампу­лах и таблетках соотношение один к одно­му выглядит вполне правдоподобным. А т.к. мощнос­ти наших фармзаводов в последние годы были загружены лишь на 30-40%, то увеличение доли российских препаратов выглядели реально. К тому же в последние докризисные года российская фармацевтика демон­стрировала достаточно хорошую динами­ку — 10-15% роста производства в год по сравнению с уровнем 1993 года.

Причем явного протекционизма в отно­шении собственной Фарминдустрии наше государство пока не проявляло. Правда, после трех лет беспошлинного импорта был введен десятипроцентный таможен­ный тариф на ввозимые готовые медика­менты, который действует до сих пор. В пользу отечественных производителей было и то , что при стабильном курсе доллара многие иностранные дистрибуторы готовы бы­ли терпеть задержку оплаты, посколь­ку их терпение вознаграждалось больши­ми объемами закупок, то в новых условиях все перешли на предоплату. Т.к. бюджет никогда не был дисциплинированым плательщиком, то многие иностранные фирмы предпочли вывести свою продукцию.

Что же помешало переориентированию фармрынка на отечественных производителей? Первой проблемой было то, что предельная торговая надбавка одинакова для всех лекарственных средств, независимо от цены и про­исхождения. Получается, что аптекам, как и раньше, выгоднее торговать более доро­гими импортными препарататами. «Если не будет введена диф­ференцированная торговая надбавка (ска­жем, для Отечественной продукции — де­вяносто пять процентов, а для импор­тной — те же двадцать процентов), отечественная фарминдустрия не будет развиваться», — говорят директора российских фармзаводов.

Другая важная проблема производите­лей — субстанции. Сегодня около 70% вы­пускаемых в России медикаментов произ­водится из импортных субстанции. В 1993—1994гг. переход на импортное сырье был для большинства российских фармпредприятий единственным спосо­бом выжить, ведь при спаде производства поддерживать энергоемкие мощности по производству субстанции и рабочем состо­янии было не по карману. А при стабиль­ном курсе доллара закупать необходимые субстанции за границей было проще и вы­годнее.

Никто не рассчитывает на быстрое воз­рождение производства субстанций, но облегчить жизнь своему производителю государство могло, отменив хотя бы пош­лины на их ввоз.

В настоящее время поиск дополнительных доходов для бюджетов всех рангов – постоянная забота чиновников. Это привело к тому, что приняли «налог на болезни», т.е. НДС на лекарства. Также отменена льгота по налогу на прибыль от производства лекарств из перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств. Теперь их изготовители будут платить 24% от прибыли. Скачок цен на лекарства встревожил президента. Авторы идеи введения НДС доказывали, что это не повлияет на конечную цену лекарств. Они объясняли это тем, что рынок насыщен товаром и производитель вынужден будет выплатить НДС из своей прибыли, однако оказалось, что фармацевтический рынок захвачен перекупщиками и некоторые лекарства поступают в аптеки из рук двенадцатого посредника. К тому же рынок лекарств далёк от насыщения: общий спад производства в фармацевтической промышленности в 2001 году составил 12%, а в первой четверти 2002 года 20%. В настоящее время в аптеках лишь треть отечественных лекарств, производители которых никак не могут из-за нехватки оборотных средств увеличить объёмы производства. Специалисты уже подсчитали, что введение НДС приведёт к сокращению продаж лекарств ещё на 4.8%, импортных на 3%, отечественных на 8%.

Таким образом к яркими особенностями рынков монополистической конкуренции в экономике России можно отнести то, что в России рыночные реформы начали проводится в то время , как в некоторых других странах рыночная экономика уже сформировалась,  низкая дифференциация продукции и неспособность отечественных заводов удовлетворить появившийся спрос привлекла первоночально на российский рынок множество иностранных фирм, к оссобенностям можно отнести  и тяжелую конкурентную борьбу российских производителей и инофирм (несмотря на то, что себестоимость нашей продукции несравнимо меньше), и преобладание неценовой конкуренции на российских рыках, и огромные трудности российских фирм на мировом рынке; ну и ,конечно, яркой особенностью является кризис 1998 года, который внес большие изменения как в лучшую, так и в худшую сторону в экономику фирм на различных рыках.

Если же делать выводы по отдельному фармацевтическому рыку , то оптовая торговля медикаментами первоначально развивалась у нас в ярком противоречии со всеми правилами: вместо классической олигополизированной отрасли (как в других странах) в России возник, чуть ли не рынок совершенной конкуренции с тысячами мелких игроков. С 1996 года начался процесс концентрации который не был завершён по причине кризиса 1998 года. Этот кризис создал предпосылки для переориентации фармацевтического рынка на отечественную продукцию, однако производители не смогли этим воспользоваться. Сейчас существует как крупные так и мелкие фирмы, а доля отечественных лекарств на рынке составляет не более трети.

 

 


Заключение.

 

Изучив литературу, выявив особенности рынков монополистической конкуренции,

установив закономерности принятия решений фирм на монополистическом рынке я сделала

выводы:

Монополистическая конкуренция – это гибрид монополии и конкуренции, т.к. характеризуется следующими свойствами:

-    множество фирм ориентированы на одну и ту же группу потребителей.

-    каждая фирма производит продукцию, которая, по крайней мере, немного отличается от  конкурентной. Таким образом, являясь, скорее, назначающей цену, каждая фирма имеет дело с убывающей кривой спроса;

ограничения при входе и выходе с рынка отсутствуют. Таким образом, число фирм на рынке изменяется до тех пор, пока не установится нулевая экономическая прибыль.

Кривая спроса у фирмы в краткосрочном периоде имеет характерный отрицательный наклон. Это объясняется тем, что, благодаря дифференциации, на своем сегменте рынка она монополист, т.е. рост объема реализации достигается за счет снижения цен.  Фирма максимизирует прибыль при таком объеме, при котором предельные издержки равны предельному доходу. Другими словами на рынке монополистической конкуренции фирма в краткосрочном периоде выбирает объем выпуска и цену точно так же, как и монополия.

Т.к. при монополистической конкуренции вход на рынок относительно свободен, то в долгосрочном периоде на него неизбежно проникнут привлечённые экономической прибылью другие компании. В результате кривые спроса на продукцию уже существующих фирм снизятся, так как их сегмент рынка сократится. Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока кривая спроса не займёт положение касательной к кривой затрат, то есть установится нулевая экономическая прибыль. Этот процесс в долгосрочном периоде показывает отличия монополистической конкуренции от монополии (монополия в долгосрочном периоде продолжает получать экономическую прибыль).

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1) Мэнкью. Принципы экономикс. Санкт-Петербург: Питер, 2000.

2) Грязнова. Микроэкономика. Теория и российская практика.

    Москва: Кно-Рус, 2000.

3) Чемберлин. Теория монополистической конкуренции.

    Москва: Экономика,1996.

4) Яковлева. Микроэкономика. Москва: Тандем,1997.

5) Макконнелл. Экономикс. Москва: Инфра-М,2002.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  ПЛАН.

 

1.      Введение…………………………………………………………………3

2.      Основные черты рынка монополистической конкуренции………….4

3.      Особенности рынков монополистической конкуренции в России….7

4.      Российский рынок торговли лекарствами…………………………….15

5.      Заключение………………………………………………………………24

6.      Список литературы……………………………………………………...25



Информация о работе Рынок монополистической конкуренции в России