Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2011 в 18:09, курсовая работа
Цель исследования - определение основных механизмы ценообразования в рыночной экономике.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
Рассмотреть понятие, сущность и функции цен.
Раскрыть основные модели ценообразования, применяемые в российской экономике.
Определить основные этапы и механизмы ценообразования в российской экономике.
Введение…………………………………………………………………… 3
1. Роль цены и методология ценообразования………………………. 5
1.1 Понятие цены и ее роль в рыночной экономике…………………….. 5
1.2. Функции цен………………………………………………………… 12
1.3 Методология и принципы ценообразования………………………… 20
2. Процесс и особенности механизма ценообразования…………….. 23
2.1 Этапы ценообразования……………………………………………….. 23
2.2 Механизмы ценообразования…………………………………………. 31
Заключение………………………………………………………………… 36
Список используемой литературы……………………………………… 38
Государственное регулирование цены в условиях рыночной экономики включает комплекс мер, направленных на поддержание стабильного уровня и эффективных соотношений цен на важнейшие группы товаров, продуктов и услуг. При этом осуществляется поддержание па рынке конкурентной среды, ограничение монополизации, проведение социально ориентированной политики цен, воздействие на оптимальное соотношение внешнеторговых и внутренних цен. Государственные меры по регулированию цен принимаются на макро- и микроэкономическом уровнях.
Макроэкономические государственные меры по регулированию цены включают выработку концепции политики цен и ценообразования, законодательное и нормативное их обеспечение, проведение гибкой кредитно-денежной и бюджетной политики, препятствующей инфляционному росту цен, регулирование валютного курса.
Рынок - это совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, регулирования, реализации и обращения товара (продукции, работ и услуг) между субъектами рынка - производителями (продавцами) и потребителями (по7купателями)-с устойчивыми, постоянно воспроизводимыми, изменяющимися и повторяющимися связями (производственными, техническими, торговыми, экономическими, технологическими, организационными, информационными). Но эти связи должны быть обязательно опосредованными через экономические категории и механизмы стоимости, спроса и предложения, товарно-денежных отношений, ценообразования, себестоимости, прибыли, рентабельности, заработной платы и всех других составляющих сферы реализации и обращения товаров (продукции, работ и услуг), активно стимулирующих весь процесс воспроизводства8.
Рынок и цена - это категории, обусловленные товарным производством. При этом первичным является рынок, поскольку при товарном производстве экономические отношения складываются не в процессе производства, а в условиях рынка, на котором формируются товарно-денежные отношения и устанавливаются стоимостные категории. Цена товара, его полезность, качество и потребительские свойства проходят проверку рынком и окончательно формируются на нем, получая общественное признание. Принципиальные отличия рыночного ценообразования от планового, централизованного установления цен заключаются в том, что9:
• формирование рыночных цен происходит не в сфере производства (не на предприятии, в организации), а в процессе реализации продукции (т.е. на рынке) под воздействием механизма спроса и предложения, товарно-денежных отношений. Цена товара, его качество и потребительские свойства проходят проверку рынком и фактически формируются на рынке;
• первоначальные цены товаров при рыночном ценообразовании определяются самостоятельно их собственниками - субъектами хозяйствования, при этом можно преодолеть отчуждение товаропроизводителей непосредственно от результатов их труда.
Механизм ценообразования в условиях рыночных отношений реализуется через цены, их динамику. Динамика цен формируется под воздействием двух важнейших факторов - стратеги-ского (цены образуются на основе стоимости товаров) и тактического (цены на конкретные товары формируются под влиянием конъюнктуры рынка).
Таким образом, в условиях рынка динамика цен изменчива и в какой-то степени непредсказуема, а в условиях централизованного их установления она запланирована и более контролируема. Ценообразование в условиях рынка во многом зависит от конкуренции, которая порождает и стимулирует прогрессивное развитие общественного производства и делает приоритетными интересы потребителя. В условиях рынка цены формируются в значительной степени под воздействием спроса и предложения.
Директивно назначаемые цены, характерные для централизованной экономики, не отражают изменений спроса, что вызывает определенный дефицит товаров, приводит к диспропорции производства и скрытой инфляции. Различий в механизмах ценообразования при рыночной и централизованной экономике довольно много, так как методы их реализации противоположны, но в современной многоукладной экономике необходимо и оправданно применение и тех и других.
Таким образом, из сказанного следует, что цена - это денежное выражение стоимости какого-либо товара или услуги; экономическая категория, служащая для косвенного измерения величины затраченного на производство товара общественно необходимого рабочего времени; сумма денег, уплачиваемая покупателем (потребителем) за приобретаемый им товар, представленный в виде продукта или оказанных услуг (выполненных работ). Цена выражается в единицах определенной валюты (национальной или международной) за количественную единицу товара.
Уровень
цены формируется под влиянием ряда
не зависящих от участников сделки
объективных обстоятельств, к которым
относятся особенности товара, его
конкурентоспособность, соотношения
спроса и предложения на рынке, государственное
регулирование цен, степень монополизации
рынка, а также под воздействием субъективных
обстоятельств - выбора определенного
рынка, контрагента, времени, места и способа
заключения сделки, знаний и опыта использования
конъюнктуры рынка.
1.2.
Функции цен
Функции цены - это формы реализации в реальной действительности ее сущности как экономической категории и внешнего проявления содержания. Цена выступает носителем информации и занимает особое место в системе управления национальной экономикой, являясь важным инструментом анализа, прогнозирования и планирования всех экономических показателей в денежном выражении.
Функции цены отражают общественно необходимые затраты труда на производство и реализацию различных видов товаров (работ и услуг), их потребительские свойства и при этом регулируют спрос и предложение потребных товаров и услуг, так как в условиях рыночной конкуренции повышаются потребительские свойства и качество продукции, необходимой для удовлетворения потребностей общества, и посредством экономически целесообразного механизма ценообразования активно осуществляют влияние цены на экономические процессы перераспределения ресурсов и капитала, а также ее взаимодействие с другими экономическими категориями (финансово-кредитной сферой, денежным обращением, инфляцией, налогообложением, оплатой труда, себестоимостью, прибылью, рентабельностью производства) при решении важных социально-экономических проблем.
Следовательно, цены выполняют следующие основные функции10:
• учетно-измерительную;
• регулирующую (сбалансирования спроса и предложения);
• распределительную (перераспределительную);
• способствующую рациональному размещению производства;
• стимулирующую;
• социальную.
1. Учетно-измерительная функция цены заключается в объективном и точном отражении в ценах уровней и динамики общественно необходимых затрат труда на производство и реализацию с учетом сопоставления потребительных свойств различных видов продукции (товаров, работ и услуг)11.
Учетно-измерительная функция цены служит на практике для выявления и измерения количественных стоимостных и качественных финансовых показателей (валового внутреннего продукта, национального дохода, объема инвестиций, объема произведенной продукции и розничного товарооборота, уровня прибыли, рентабельности и доходности, производительности труда, себестоимости, фондоотдачи и др.) работы предприятия (организации, фирмы), отрасли.
2. Регулирующая (сбалансирование спроса и предложения) функция цены заключается в том, что цена проявляет себя как инструмент регулирования экономических процессов - уравновешивает спрос и предложение, увязывая их с денежно-платежной способностью производителя и потребителя. Кроме того, выполняя указанную функцию, цена выступает в качестве средства влияния на производство и потребление и их взаимосвязи.
Регулирующую
(балансирующую спрос и
На рынках неограниченной конкуренции цена равновесия (цена, при которой происходит уравнивание спроса и предложения и не возникает стимулов для изменения объемов предложения, спроса и величины цены) устанавливается в результате стихийного взаимодействия предложения и спроса.
В условиях свободного рынка (естественной конкуренции) цена, благодаря указанной функции, выполняет роль стихийного регулятора общественного производства.
Вследствие постоянных колебаний цен в рамках жизненных циклов товаров (поскольку на указанных рынках свободный характер ценообразования) происходит перелив капитала из одной сферы производства в другую. При этом может свертываться производство продукции, не пользующейся спросом, а ресурсы могут регулироваться и направляться на увеличение производства необходимых потребителю товаров или услуг.
На рынках с разной степенью монополизации со стороны как предложения, так и спроса производители (продавцы) и потребители (покупатели) могут оказывать влияние на формирование и изменение цены.
В условиях рынка олигополии или чистой монополии в случае затоваривания производитель может не снижать цену, а сохранять ее прежней, изменив при этом предложение продукции. В случае дефицита товара производитель может не увеличивать предложение, а повышать при этом его цену. В итоге цена может потерять свое «качество» в результате действия механизма спроса и предложения. В связи с этим уровень цены в значительной степени определяется элементами регулирования, проводимого или производителем с монопольной властью, или монополистом-потребителем, или государством, т.е. цена выполняет регулирующую роль в распределении производственных товаров и ресурсов.
По
мере насыщения потребительского рынка
наблюдается постепенное
Изменение спроса на товары вызывает адекватную трансформацию их рыночного предложения. Под предложением понимают имеющиеся возможности производства какой-либо продукции, потенциал ускоренного наращивания мощностей по выпуску товаров, пользующихся повышенным спросом на рынке. Предложение отражает прямую зависимость между ценой и количеством производимых и предлагаемых к продаже товаров. С повышением цен объем выпускаемых производителем товаров увеличивается и, наоборот, с уменьшением цен он сокращается.
При этом важно отметить, что в связи с развитием рыночных отношений и конкуренции повышение цен должно обусловливаться только улучшением качества товаров, расширением их ассортимента и выпуском с новыми потребительскими свойствами.
Таким образом, регулирующую (уравновешивающую) функцию между спросом и предложением выполняет цена, стимулирующая увеличение предложения при нехватке товаров и понижающая спрос при их избытке.
Уровень цен на природные ресурсы отражается на эффективности производства всех добывающих и перерабатывающих отраслей. Динамика внутренних цен напрямую связана с эффективностью внешней торговли. Величины валового внутреннего продукта, национального дохода, необходимой денежной массы, оценка эффективности капитальных вложений и хозяйственных мероприятий непосредственно зависят от уровня цен в национальном хозяйстве, и в этом также проявляется регулирующая функция цены.
3. Распределительная (перераспределительная) функция цены заключается в том, что посредством цен осуществляется распределение и перераспределение национального дохода (чистого дохода), т.е. вновь созданной стоимости, между отраслями, секторами национальной экономики, различными формами собственности, регионами (районами) страны, социальными группами населения, производителями и потребителями, фондами накопления и потребления12.
С помощью цены при отклонении ее от стоимости перераспределяется национальный доход. При этом перераспределение доходов осуществляется через уровень цен, их структуру, соотношение цен различных видов продукции добывающих и обрабатывающих отраслей, промышленности и сельского хозяйства, сырья, топлива.
Распределительная функция цены проявляется также через акцизы на отдельные группы товаров (алкоголь, табак, рыбные деликатесы), налог на добавленную стоимость и другие формы централизованного чистого дохода, который поступает в бюджеты разных уровней на общегосударственные нужды и решение социально-бытовых задач общества.
Информация о работе Процесс и особенности механизма ценообразования