Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 00:07, реферат
Характерной чертой мировой торговли является наличие особой системы цен - мировых цен. В их основе лежат интернациональные издержки производства, которые тяготеют к среднемировым затратам экономических ресурсов на создание данного вида товаров. Интернациональные издержки производства формируются под преимущественным влиянием стран, являющихся главными поставщиками данных видов товаров на мировой рынок.
1. Классификация мировой цены....................................................................3стр.
1.1 Понятие мировой цены и ее роль в международной торговле..............3стр.
1.2 Виды мировых цен и их особенности......................................................5стр.
2. Множественность мировых цен...............................................................13стр.
2.1 Сущность множественности мировых цен, ее причины и особенности....................................................................................................13стр.
2.2 Проблема множественности мировых цен, а также взаимосвязь этих цен....................................................................................................................18стр.
3. Общий анализ состояния системы ценообразования на мировых рынках в настоящее время, проблемы и пути их решения.........................................22стр.
Список использованных источников...........................................................27стр.
2. Множественность мировых цен
2.1 Сущность множественности мировых цен, ее причины и особенности
Мировой рынок представляет
собой совокупность рынков отдельных
стран, с одной стороны, а с
другой стороны, включает отдельные
товарные рынки: нефти, угля, руд черных
и цветных металлов, машин и
оборудования, леса и лесоматериалов,
минеральных удобрений, зерна, сахара,
кофе, какао, чая и т.д. Рынки отдельных
товаров отличаются как количеством
реализуемой на них продукции, качественными
их характеристиками, так и особыми
условиями формирования цен. Поэтому
отличительной особенностью мирового
рынка выступает
- в свободно конвертируемой,
неконвертируемой валюте или
по клирингу осуществляются
- оплачивается ли товар сразу или в рассрочку;
- долгосрочный или разовый характер имеет сделка;
- поставляются ли товары
на свободный рынок или в
рамках товарных соглашений, по
линии помощи развитию или
в рамках внутрифирменной
Для ориентации в мировых ценах экспортеры и импортеры используют справочные цены (официальные цены поставщиков), аукционные, биржевые, цены торгов, предложений и фактических сделок. Сведения о них содержатся в отраслевых журналах, ежегодниках, справочниках и т.п. периодике, в частности в ежемесячнике ЮНКТАД "Monthly Commodity Price Bulletin", в ежемесячнике МВФ "International Financial Statistics", в издании ВНИКИ - "Бюллетене иностранной коммерческой информации". Множественность мировых цен - наличие ряда цен на один и тот же товар в одной и той же сфере обращения (импортные, оптовые, розничные цены); наличие различных цен на товар одного и того же качества в примерно равных количествах на одинаковой транспортной или фрахтовой базе.
Множественность мировых цен является следствием:
во-первых, политики монополий, устанавливающих систему цен, дифференцированных по рынкам, категориям покупателей;
во-вторых, государственной политики (торговой и валютной);
в-третьих, некоммерческих и иных специальных операций, осуществляемых правительственными организациями.
Кроме того, причиной множественности цен служит протекционизм: если по одним сырьевым товарам мировые цены определяются уровнем цен стран-экспортеров, по другим - уровнем цен стран-импортеров, по третьим - уровнем цен бирж, аукционов и других центров международной торговли, то при определении цен готовых изделий мировые цены определяются с учетом цен ведущих фирм. Таможенные барьеры, особые торгово-политические и валютные зоны создают предпосылки для дифференциации цен на одни и те же товары в международной торговле.
Монополизация внутреннего
рынка отдельных стран, а также
внешних рынков международными трестами,
концернами и картелями, соглашения
о разделе рынков, участие в
торговле различных правительственных
и полуправительственных
Для того чтобы при множественности цен на мировом рынке выделить мировую цену, надо, чтобы она удовлетворяла ряду требований.
Во-первых, цена может считаться мировой, если по ней осуществляются крупные коммерческие сделки, предусматривающие раздельные, не связанные экспортные и импортные операции, так как при встречных или бартерных сделках партнеры могут соглашаться на существенное отклонение цен от обычных, нормальных.
Во-вторых, платежи должны осуществляться в свободно конвертируемой валюте, поскольку оплата в неконвертируемой валюте часто приводит к завышению цены.
В-третьих, мировыми могут
быть признаны цены сделок, осуществляемых
в важнейших центрах
Что касается цен на конкретные
товары, то наиболее представительными,
приближающимися к мировым
Важная особенность цены мирового рынка связана с отмеченной выше множественностью, дифференциацией цен на одни и те же товары. Большая глубина дифференциации связана с сильным воздействием транспортного фактора, особенно по сырьевым, сельскохозяйственным и топливным товарам; коммерческих условий поставок и платежей.
Множественность цен проявляется
в существовании различных
Чем однороднее продукция, выше уровень организованности рынка, его информационная насыщенность, ближе оценки полезности продукции различными покупателями, тем слабее "разброс" цен на товары. В частности, при биржевой торговле сырьевыми товарами с большой качественной однородностью "разброс" цен проявляется в меньшей степени, чем, например, по машинам и оборудованию, характеризующимся значительным и постоянно меняющимся ассортиментом, качественной и технической разнородностью, большими отличиями в конкретных условиях эксплуатации одних и те же видов машин, что затрудняет выравнивание эффекта в потреблении, и реализуемым по индивидуальным, а не типовым контрактам. Кроме того, реализация машино-технической продукции осуществляется разнообразными методами и на разных условиях: за наличные, в кредит, напрямую покупателям, через официальных посредников, путем поставки комплектов деталей и организации сборочного производства в других странах, посредством сдачи машин в аренду и т.д.
Все это предопределяет формирование
сложного многослойного рынка с
широкой дифференциацией и
2.2 Проблема множественности мировых цен, а также взаимосвязь этих цен
В связи с множественностью цен, различных по характеру действия и уровням, являющихся предметом разных форм и условий торговли, возникает проблема, какие именно цены товаров, обращающихся в международной торговле, можно считать мировыми.
Исходя из практики международной торговли, можно выделить следующие пять признаков, характеризующих мировую цену:
1. Это должны быть цены крупных регулярных сделок в международной торговле.
2. Эти сделки должны носить коммерческий, а не специальный характер.
3. Сделки должны заключатся
в свободно конвертируемой
4. Сделки должны быть
либо экспортными, либо
5. Экспортные или импортные
операции должны совершаться
на рынках со свободным
Несмотря на трудности, встречающиеся
при мировом определении цен,
по каждому товару можно выбрать
тем не менее цены, которые наиболее
представительны для
В зависимости от конкретных условий рынка мировыми являются:
- экспортные цены основных
стран-экспортеров, выраженные
- цены на сырье, свободно
вывозимое из развивающихся
- импортные цены крупных
западноевропейских рынков. По одним
товарам - это цены важнейших
экспортеров или импортеров, по
другим - цены бирж, аукционов и
других крупных центров
Практически мировые цены в современных условиях - это экспортные цены основных поставщиков данного товара и импортные цены в важнейших центрах импорта этого товара. В обоих случаях имеются в виду цены обычных регулярных крупных коммерческих, раздельных операций с платежом в свободно конвертируемой валюте. Импортные цены в важнейших центрах торговли тем или иным товаром, т. е. главным образом западноевропейские порты, имеют преимущество, таким путем выравниваются равновеликие экспортные цены отдельных поставщиков, отражающие различные транспортные расходы по доставке товара в пункты населения. Именно на имеющих международное значение биржах Англии и континента, куда идут основные потоки экспортных грузов и где встречаются экспортеры с импортерами из разных стран, конкретно формируется целая шкала мировых цен, зависящих от качественных и других особенностей товара. Вопрос о современных мировых ценах является сравнительно простым, когда речь идет о сырьевых товарах в значительной мере однородных и стандартизированных. В более сложных ситуациях решается вопрос о мировых ценах, когда дело касается промышленных изделий вообще и в особенности машин и оборудования, представленных на рынках множеством видов с различными качественными и другими характеристиками. Однако и в этой области покупатель, несмотря на разнообразие конструктивных особенностей предлагаемых ему в различных странах машин, сравнивает их цены и путем соответствующего анализа приходит к выводу о том, какое оборудование ему больше подходит и обойдется сравнительно дешевле. Подобный анализ предварительно делает и продавец перед установлением продажной цены при этом большую помощь оказывают удельные цены: рассчитанные на единицу мощности производительности и других параметров. На рынке машин и оборудования, которые отличаются конструктивными технико-экономическими и другими показателями под мировыми ценами понимают экспортные цены фирм являющиеся важнейшими поставщиками данного типа и вида машин с точно установленной характеристикой. Хотя каждый экспортер продает машины по ценам согласованным с покупателем, тем не менее, в основе их лежат цены на оборудование, являющиеся важнейшим критерием для продавца и покупателя. В связи с применением монополиями системы цен дифференцированных по рынкам и категориям покупателей, что связано с предоставлением разновеликих скидок с установленных цен, мировой будет являться та базисная цена, с которой предоставляются скидки. Однако определить точные размеры скидок, применяемых при заключении отдельных сделок, затруднительно. Только зная всю сложную систему скидок и других поправок, применяемых к справочным ценам по отдельным товарным группам и товарам, можно установить истинный уровень цен, соответствующий фактическим сделкам, совершаемым на том или ином товарном рынке. В процессе согласования цен экспортер и импортер, основываясь на собственном анализе данных о положении на рынке товара, приступают к переговорам, заранее зная, на какие уступки они могут пойти. В мировой практике ведения внешней торговли известно большое количество различных скидок. Ценовые скидки - метод уторговывания цены с учетом состояния рынка и условий контракта. По оценкам специалистов, существуют около 40 различных видов ценовых скидок и надбавок. К наиболее распространенным относятся следующие:
1. Простые скидки
2. Серийные скидки. Их
особенность в том, что они
возрастают по мере увеличение
количества закупаемого товара.
При поставках товаров
3. Бонусные скидки. Предоставляются
продавцом своим постоянным
4. ”Скидки сконто”. Они
предоставляются за оплату
5. Временные скидки. Как правило, они характерны для продукции массового спроса, имеющий сезонный характер
6. Дилерские скидки - предоставляются
оптовым и розничным торговым
агентам и другим посредникам;
они должны покрывать расходы
дилера на продажу и сервис
и обеспечивать им
Часто встречается метод
вертикального ценообразования, по
которому предприятие-изготовитель само
устанавливает розничную цену, закладывая
заранее размеры дилерских
7. Закрытые - предоставляются
на продукцию, обращающуюся в
замкнутом экономическом
8. Специальные - предоставляются
для покупателей, с которыми
фирма имеет длительные связи
и другие формы специальных
отношений. Их размеры
9. Различные виды скидок
за особые условия
По оценкам специалистов уровень этих скидок составляет 40% от справочной или прейскурантной стоимости товаров.
В современной торговле практически ни одна сделка не заключается по ценам, которые первоначально называет продавец. Величина скидки на уторговывание, достигаемая в процессе переговоров, определяется многими факторами: состоянием конъюнктуры, загрузкой производственных мощностей поставщика и даже традициями торговли, принятыми в отдельных странах. Размер скидок на уторговывание зависит также от характера отношений между продавцом и покупателем.