Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 21:33, контрольная работа
Конкуренция очень важный фактор, оказывающий влияние на формирование цен. Она, с одной стороны, создает условия для достижения сбалансированности спроса и предложения, а с другой — способствует стабилизации цен и снижению их уровня. Цель моей работы - обозначить основные факторы ценообразования в условиях конкуренции, отметить особенности ценообразования в российских условиях .
Введение 3
Факторы, оказывающие влияние на цены. 4
Отличительные черты ценообразования на разных типах рынка 6
Особенности конкуренции в ценообразовании в России 9
Механизмы регулирования конкуренции 11
Заключение 16
Литература 17
В 1990-е гг. происходила практически, не управляемая государством концентрация активов. Это привело к тому, что в настоящее время очень часто одно лицо или две-три группы лиц контролируют более 60—70% рынка в отдельных отраслях. Такое доминирование и проведение согласованных действий на рынке позволяет устанавливать любые цены, что вызывает рост цен и инфляции и оказывает влияние на уровень доходов населения. Это объясняется и тем, что действующие наказания за это мизерны и не соразмерны с теми незаконными доходами, которые в результате получают монополии и картели в России.
В результате приватизации, бесконтрольной концентрации капитала Россия сегодня является одним из самых монополизированных государств, страной картельных соглашений. Поэтому без решительной борьбы со сговором цен нельзя победить инфляцию, рост цен и перераспределение доходов в пользу монополий. Однако слабость антимонопольного механизма задерживает экономический рост России. При этом антимонопольная политика тесно связана с перераспределением доходов в пользу населения, т.е. с социальной политикой государства.
За годы проведения экономических реформ в России уже была предпринята попытка организовать товарные потоки через биржевой механизм. Выбор не был случайным, создатели рассчитывали на проведение открытых, гласных торгов, информационную прозрачность, добросовестную конкуренцию и установление равновесной рыночной цены на объекты торгов. Этот путь позволял наиболее эффективно устранить административно-командный подход к формированию цен, заменяя его рыночными методами. Государство через лицензирование установило контроль над деятельностью бирж, однако законодательно и нормативно не определило и не направило основные товарные потоки через биржи, как, например, финансовые потоки, направляемые через банки.
Слабое развитие конкуренции в значительной степени объясняется также и ненасыщенностью внутреннего российского рынка отдельными товарами. При значительном превышении спроса над предложением действие механизма закона конкуренции замедляется, и цены ползут вверх.
Механизмы регулирования конкуренции
Наличие
здоровой конкурентной среды является
необходимым условием эффективного
осуществления
В условиях глобализации, роста транснациональных слияний, расширения трансграничной торговой деятельности и с возрастанием интеграции Российской Федерации в мировую экономику значимость вопросов конкурентного и антимонопольного права существенно повышается. На ситуацию также влияет и то, что законодательство отдельно взятой страны не способно эффективно воздействовать на транснациональную конкуренцию. Как справедливо отмечает Ллойд4, это происходит по двум основным причинам:
1)
правовая система одного
2)
законы одного государства не
ставят задачей защиту
Стоит отметить, что идея о необходимости выработки механизма воздействия на условия конкуренции на мировых рынках зародилась еще в первой трети XX в.: так, в ходе Мировой экономической конференции Лиги Наций в 1927 г. были оговорены некоторые вопросы регулирования конкуренции, а в 1948 г. была подписана Гаванская хартия, содержавшая в ст. ст. 46 - 52 некоторые положения относительно международной конкуренции. Но поскольку она так и не была ратифицирована, основные ее идеи перекочевали в ГАТТ 47, а в последующем - в ГАТТ 94, ставший частью так называемого пакета ВТО.
Осознавая взаимосвязь между торговлей и конкуренцией, государства - члены ВТО на Сингапурской конференции 1996 г. приняли решение о создании рабочей группы по исследованию влияния конкуренции на международную торговлю (Working Group on the Interaction between Trade and Competition Policy (WGTCP)). Перед рабочей группой была поставлена задача изучить и проанализировать связь между торговлей и конкуренцией, но без выработки конкретных предложений по ограничению антиконкурентных действий в целях содействия предпринимательской деятельности.5
Стоит отметить, что большинство членов ВТО имеют свое национальное антимонопольное и конкурентное законодательство, в то время как в остальных странах данные вопросы остаются за рамками регулирования. Будучи комплексной, подобная ситуация имеет далеко идущие последствия, поскольку в эпоху глобализации и сближения правового регулирования предпринимательской деятельности отсутствие норм антимонопольного регулирования и конкурентной политики может негативно сказаться не только на национальной, но и на бизнес -активности в иностранном государстве.
В
настоящее время как теоретики,
так и практики активно обсуждают
возможные и наиболее приемлемые
механизмы регулирования
Расширение внешнеторговых связей, либерализация экономических режимов приводят к тому, что национальные рынки перестают быть замкнутыми и обособленными и превращаются в региональные, а затем и в мировые с последующим усилением международной конкуренции на них. Осознавая это, а также то, что важнейшей задачей для развития предпринимательства в Российской Федерации является создание равных условий доступа российских компаний на международные рынки, правительство в лице ФАС в качестве одного из приоритетных направлений своей деятельности видит совершенствование российского антимонопольного законодательства с учетом международных норм, сближение его с законодательством развитых стран, обеспечение механизма взаимодействия конкурентных ведомств при рассмотрении случаев нарушения антимонопольного законодательства и контроля экономической концентрации, имеющих трансграничный эффект. Исходя из этого, формулируются основные цели международной деятельности антимонопольного ведомства, которые включают в себя:
-
реализацию международных
-
представление Российской
-
создание условий для
-
изучение и внедрение в
-
адвокатирование конкуренции
Заключение
Подводя итог, можно отметить, что глобальный характер конкуренции и ее непосредственное влияние на деятельность хозяйствующих субъектов очевидны. Подобное воздействие может быть положительным при наличии общих принципов здоровой конкурентной среды, добросовестной конкуренции.
В
настоящее время важнейшим
В условиях глобализации, роста транснациональных слияний, расширения трансграничной торговой деятельности и с возрастанием интеграции Российской Федерации в мировую экономику значимость вопросов конкурентного и антимонопольного права существенно повышается. На ситуацию также влияет и то, что законодательство отдельно взятой страны не способно эффективно воздействовать на транснациональную конкуренцию
Все
международные договоренности, достигнутые
в рамках ЮНКТАД, ОСЭЗ по вопросам этой
области, имеют рекомендательный характер,
в связи с чем не могут служить правовой
базой регулирования. Представляется,
что дальнейшее развитие должно пойти
по пути развития этого института в рамках
ВТО, право которого еще с середины прошлого
века содержит нормы, относящиеся к конкуренции
и антимонопольному регулированию.
Литература