Основные факторы ценообразования

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 21:33, контрольная работа

Описание работы

Конкуренция очень важный фактор, оказывающий влияние на формирование цен. Она, с одной стороны, создает условия для достижения сбалансированности спроса и предложения, а с другой — способствует стабилизации цен и снижению их уровня. Цель моей работы - обозначить основные факторы ценообразования в условиях конкуренции, отметить особенности ценообразования в российских условиях .

Содержание

Введение 3
Факторы, оказывающие влияние на цены. 4
Отличительные черты ценообразования на разных типах рынка 6
Особенности конкуренции в ценообразовании в России 9
Механизмы регулирования конкуренции 11
Заключение 16
Литература 17

Работа содержит 1 файл

Ценообразование.doc

— 127.50 Кб (Скачать)

     В 1990-е гг. происходила практически, не управляемая государством концентрация активов. Это привело к тому, что  в настоящее время очень часто  одно лицо или две-три группы лиц  контролируют более 60—70% рынка в отдельных отраслях. Такое доминирование и проведение согласованных действий на рынке позволяет устанавливать любые цены, что вызывает рост цен и инфляции и оказывает влияние на уровень доходов населения. Это объясняется и тем, что действующие наказания за это мизерны и не соразмерны с теми незаконными доходами, которые в результате получают монополии и картели в России.

     В результате приватизации, бесконтрольной концентрации капитала Россия сегодня  является одним из самых монополизированных государств, страной картельных соглашений. Поэтому без решительной борьбы со сговором цен нельзя победить инфляцию, рост цен и перераспределение доходов в пользу монополий. Однако слабость антимонопольного механизма задерживает экономический рост России. При этом антимонопольная политика тесно связана с перераспределением доходов в пользу населения, т.е. с социальной политикой государства.

     За  годы проведения экономических реформ в России уже была предпринята попытка организовать товарные потоки через биржевой механизм. Выбор не был случайным, создатели рассчитывали на проведение открытых, гласных торгов, информационную прозрачность, добросовестную конкуренцию и установление равновесной рыночной цены на объекты торгов. Этот путь позволял наиболее эффективно устранить административно-командный подход к формированию цен, заменяя его рыночными методами. Государство через лицензирование установило контроль над деятельностью бирж, однако законодательно и нормативно не определило и не направило основные товарные потоки через биржи, как, например, финансовые потоки, направляемые через банки.

     Слабое  развитие конкуренции в значительной степени объясняется также и ненасыщенностью внутреннего российского рынка отдельными товарами. При значительном превышении спроса над предложением действие механизма закона конкуренции замедляется, и цены ползут вверх.

     Механизмы регулирования конкуренции

 

     Наличие здоровой конкурентной среды является необходимым условием эффективного осуществления предпринимательской  деятельности хозяйствующими субъектами и инвестиционной привлекательности государства в целом. Осознавая, что результаты реализации основных направлений социально-экономического развития страны, установленные в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г.,2 во многом зависят от состояния конкуренции, Правительство РФ определило ряд мер по расширению возможностей и стимулированию предпринимательской деятельности, получивших свое юридическое закрепление в Программе развития конкуренции в Российской Федерации и Плане мероприятий по реализации программы развития конкуренции в Российской Федерации на 2009 - 2012 гг. 3. В Программе справедливо подчеркивается, что "неразвитое состояние конкурентной среды отражается на конкурентоспособности российских компаний на внутреннем и внешнем рынках. Иностранные игроки, имеющие доступ к более развитой среде и инфраструктуре своих стран, в том числе финансовой, обладают конкурентными преимуществами по сравнению с российскими компаниями на отдельных рынках", а неразвитая конкурентная среда, в свою очередь, предоставляет возможность субъектам, имеющим большую долю концентрации на рынке, ограничивать производство и торговлю.

    В условиях глобализации, роста транснациональных  слияний, расширения трансграничной торговой деятельности и с возрастанием интеграции Российской Федерации в мировую экономику значимость вопросов конкурентного и антимонопольного права существенно повышается. На ситуацию также влияет и то, что законодательство отдельно взятой страны не способно эффективно воздействовать на транснациональную конкуренцию. Как справедливо отмечает Ллойд4, это происходит по двум основным причинам:

    1) правовая система одного государства  не в состоянии предотвратить  происходящие на чужой территории  случаи недобросовестной конкуренции, негативно влияющие на ее национальную экономику;

    2) законы одного государства не  ставят задачей защиту экономической  системы другого государства  от негативных последствий недобросовестной  конкуренции.

    Стоит отметить, что идея о необходимости выработки механизма воздействия на условия конкуренции на мировых рынках зародилась еще в первой трети XX в.: так, в ходе Мировой экономической конференции Лиги Наций в 1927 г. были оговорены некоторые вопросы регулирования конкуренции, а в 1948 г. была подписана Гаванская хартия, содержавшая в ст. ст. 46 - 52 некоторые положения относительно международной конкуренции. Но поскольку она так и не была ратифицирована, основные ее идеи перекочевали в ГАТТ 47, а в последующем - в ГАТТ 94, ставший частью так называемого пакета ВТО.

    Осознавая взаимосвязь между торговлей  и конкуренцией, государства - члены  ВТО на Сингапурской конференции 1996 г. приняли решение о создании рабочей группы по исследованию влияния  конкуренции на международную торговлю (Working Group on the Interaction between Trade and Competition Policy (WGTCP)). Перед рабочей группой была поставлена задача изучить и проанализировать связь между торговлей и конкуренцией, но без выработки конкретных предложений по ограничению антиконкурентных действий в целях содействия предпринимательской деятельности.5

    Стоит отметить, что большинство членов ВТО имеют свое национальное антимонопольное  и конкурентное законодательство, в  то время как в остальных странах  данные вопросы остаются за рамками  регулирования. Будучи комплексной, подобная ситуация имеет далеко идущие последствия, поскольку в эпоху глобализации и сближения правового регулирования предпринимательской деятельности отсутствие норм антимонопольного регулирования и конкурентной политики может негативно сказаться не только на национальной, но и на бизнес -активности в иностранном государстве.

    В настоящее время как теоретики, так и практики активно обсуждают  возможные и наиболее приемлемые механизмы регулирования международной  конкуренции, предлагая различные варианты, которые в целом сводятся к сотрудничеству на основе заключения двусторонних или многосторонних договоров.

    Расширение  внешнеторговых связей, либерализация  экономических режимов приводят к тому, что национальные рынки  перестают быть замкнутыми и обособленными и превращаются в региональные, а затем и в мировые с последующим усилением международной конкуренции на них. Осознавая это, а также то, что важнейшей задачей для развития предпринимательства в Российской Федерации является создание равных условий доступа российских компаний на международные рынки, правительство в лице ФАС в качестве одного из приоритетных направлений своей деятельности видит совершенствование российского антимонопольного законодательства с учетом международных норм, сближение его с законодательством развитых стран, обеспечение механизма взаимодействия конкурентных ведомств при рассмотрении случаев нарушения антимонопольного законодательства и контроля экономической концентрации, имеющих трансграничный эффект. Исходя из этого, формулируются основные цели международной деятельности антимонопольного ведомства, которые включают в себя:

    - реализацию международных обязательств  Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции ФАС;

    - представление Российской Федерации  по вопросам конкурентной политики в международных организациях и интеграционных группировках (ЕС, АТЭС, ЮНКТАД, МКС) и содействие вступлению России в качестве полноправного члена в ряд других организаций (ВТО, ОЭСР), участие в обсуждении многосторонних правил регулирования конкуренции и путей решения по конкретным актуальным вопросам развития конкурентной политики;

    - создание условий для расследования  случаев недобросовестной деловой  практики, имеющих транснациональный  характер;

    - изучение и внедрение в российскую практику передового зарубежного опыта в области развития конкурентной среды на товарных и финансовых рынках, борьбы с недобросовестной конкуренцией, контроля за рекламной деятельностью и государственными закупками;

    - адвокатирование конкуренции на  международном уровне и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

 

    Подводя итог, можно отметить, что глобальный характер конкуренции и ее непосредственное влияние на деятельность хозяйствующих  субъектов очевидны. Подобное воздействие  может быть положительным при  наличии общих принципов здоровой конкурентной среды, добросовестной конкуренции.

    В настоящее время важнейшим резервом развития конкуренции и роста ВВП в России является всемерное развитие малого и среднего бизнеса. Он является одним из важных условий повышения уровня конкуренции, стабилизации и снижения цен.

    В условиях глобализации, роста транснациональных  слияний, расширения трансграничной торговой деятельности и с возрастанием интеграции Российской Федерации в мировую  экономику значимость вопросов конкурентного  и антимонопольного права существенно повышается. На ситуацию также влияет и то, что законодательство отдельно взятой страны не способно эффективно воздействовать на транснациональную конкуренцию

    Все международные договоренности, достигнутые  в рамках ЮНКТАД, ОСЭЗ по вопросам этой области, имеют рекомендательный характер, в связи с чем не могут служить правовой базой регулирования. Представляется, что дальнейшее развитие должно пойти по пути развития этого института в рамках ВТО, право которого еще с середины прошлого века содержит нормы, относящиеся к конкуренции и антимонопольному регулированию. 
 
 
 
 

     Литература

      

  1. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "О защите конкуренции"
  2. Герасименко В.В. Ценообразование. – М.:ИНФРА – М,2008-420с.
  3. Горина Г.А. Ценообразование. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2010 – 127с.
  4. Салимжанов И. К. Ценообразование. - М.: КНОРУС, 2007.
  5. Липсиц И.В. Ценообразование. – 4е изд., перераб. и доп. – М.: Магистр, 2009 – 527с.
  6. Шабанова И.И. Конкуренция, антимонопольное регулирование и ВТО // Предпринимательское право. 2010. № 3.
  7. Шуляк П.М. Ценообразование. 12-е изд., перераб. и доп. – М.:Дашков и К˚,2009-196с.
  8. Расулев А. Механизмы усиления воздействия ценообразования на инновационные процессы/ А. Расулев, С.Воронин.// Общество и экономика, 2010 №10/11. С.67-80
  9. Нифаева О.В. Цели, принципы и стратегические подходы в ценообразовании./О.В. Нифаева, А.Н. Горностаева// Маркетинг в России и за рубежом. 2011. №2 с.68-75

Информация о работе Основные факторы ценообразования