Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 11:16, контрольная работа
Цена — количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать) единицу товара. По сути, цена является коэффициентом обмена конкретного товара на деньги. Величину соотношений при обмене товаров определяет их стоимость. Поэтому цена является стоимостью единицы товара, выраженной в деньгах, или денежной стоимостью единицы товара, или денежным выражением стоимости. Это фундаментальная экономическая категория.
11. Функции цены
37. Особенности ценообразования на рынке топлива
60. Проявление сущности цены в условиях плановой экономики
Задача
Министерство сельского хозяйства РФ
Забайкальский аграрный институт – филиал ФГОУ ВПО
«Иркутская государственная сельскохозяйственная академия»
Контрольная работа
По дисциплине: Ценообразование
Выполнила: студентка 3-4 курса
Специальность: «Бухгалтерский учет» 080109.65
Шифр:107047
Ильина Т.О.
Проверил: Бдицких В.В.
Чита 2013
Содержание
11. Функции цены
37. Особенности ценообразования на рынке топлива
60. Проявление сущности
цены в условиях плановой
Задача
11. Функции цены
Цена — количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать) единицу товара. По сути, цена является коэффициентом обмена конкретного товара на деньги. Величину соотношений при обмене товаров определяет их стоимость. Поэтому цена является стоимостью единицы товара, выраженной в деньгах, или денежной стоимостью единицы товара, или денежным выражением стоимости. Это фундаментальная экономическая категория.
В настоящее время существует
множество различных
Функциями цены являются только те внешние проявления свойств, которые характерны для любой цены независимо от ее вида.
Цены выполняют следующие функции:
Учетную функцию называют также функцией учета и измерения затрат общественного труда. Цена выполняет учетную функцию, так как по определению представляет собой денежное выражение стоимости. Цена показывает, сколько стоит удовлетворение определенной потребности в конкретной продукции.
Стимулирующая функция цены заключается в том, что цена поощрительно воздействует на производителя посредством содержащейся в ней прибыли. Цена оказывает стимулирующее и сдерживающее действие на производство разнообразных видов товаров. Цены могут поощрять увеличение или, наоборот, препятствовать уменьшению производства и потребления определенных видов товаров.
Посредством цены можно:
Стимулировать деятельность экономических агентов можно при помощи увеличения прибыли в цене, а также при помощи скидок и надбавок.
Распределительная функция цены состоит в том, что посредством цен происходит распределение и перераспределение чистого национального дохода. С помощью этой функции в той или иной степени решаются многие социальные проблемы общества.
Распределение и перераспределение национального дохода происходит между:
Функция установления баланса между спросом и предложением состоит в том, что посредством цен связываются между собой спрос и предложение (производство и потребление). Цена представляет собой инструмент для достижения равновесия между спросом и предложением.
Если между предложением
и спросом возникает
Цена в случае недостатка товаров поощрительно воздействует на увеличение предложения, так как на дефицитные товары устанавливается высокая цена, стимулируя приток производителей в данную отрасль.
В случае избытка товаров спрос падает, цена понижается, и вслед за ней уменьшается и предложение.
Функция рационального размещения производства состоит в том, что посредством ценового механизма производитель получает информацию о том, в какой отрасли или секторе экономики он может получить более высокую прибыль, и соответственно происходит передвижение капиталов между секторами экономики и в рамках одного сектора туда, где более высокая норма прибыли. Такое передвижение капиталов инициируется непосредственно производителями, которые в своей деятельности подчиняются законам конкуренции и спроса.
37. Особенности ценообразования на рынке топлива
Для целей анализа общественно оптимального уровня цен на топливо, нефтепродукты и газ на внутреннем и внешнем рынках в первую очередь следует отметить, что эти рынки различаются степенью их конкурентности. Европейский рынок нефти и нефтепродуктов в большей степени конкурентен, поэтому утверждение, согласно которому цены на российские нефть и нефтепродукты устанавливаются на пересечении кривых спроса и долгосрочных предельных издержек, в определенной степени может считаться адекватным реальности. Соответственно, приближение внутренних цен на топливо, нефть и нефтепродукты к мировым может считаться эффективным с точки зрения общественного благосостояния. В то же время на европейском рынке газа «Газпром» обладает определенной монопольной властью, поэтому цена на российский газ на европейском рынке устанавливается на пересечении предельной выручки «Газпрома» и его долгосрочных предельных издержек.
С точки зрения общественного благосостояния в Российской Федерации на внутреннем рынке для топлива, нефти или для газа желательна реализация рыночного, конкурентного равновесия, потому что при этом максимизируется сумма излишков потребителей и производителей. На внешнем рынке отечественных потребителей нет, поэтому следует заботиться только о прибыли производителей, т.е. надо стремиться к реализации монопольного равновесия.
На внешнем рынке топлива,
нефти и нефтепродуктов достичь монопольного
равновесия невозможно, рынок конкурентен.
Поэтому, если отечественные экспортеры
поднимут цену, их продукт никто не купит,
при условии однородности товара. Разница
доналоговых цен на топливо, нефть и нефтепродукты
на внешнем рынке между различными странами
объясняется исключительно транспортными
издержками и различиями в качестве продаваемого
топлива.
Рынок топлива, нефти и нефтепродуктов несегментирован, т.е. на нем невозможно с определенной достоверностью установить конечного потребителя. Таким образом, невозможно применение дискриминационного подхода со стороны производителей. Кроме того, мировой рынок топлива, нефти и нефтепродуктов характеризуется конкурентностью, т.е. это рынок, на котором ни один отдельно взятый поставщик не может применять монопольную власть для снижения или повышения цен. Наибольшее влияние в настоящее время на рынок нефти и, следовательно, нефтепродуктов оказывают два фактора: поведение картеля поставщиков ОПЕК 77,2% мировых запасов нефти, 41,5% мировой добычи, через регулирование объемов добычи топлива, нефти и складывающиеся под влиянием различных групп интересов ожидания относительно роста мировой экономики и потребления энергоресурсов на ключевых растущих рынках.
Мировая биржевая, доналоговая цена на топливо, нефть и нефтепродукты определяется как точка пересечения кривой спроса и долгосрочной кривой предложения, предельные издержки. Отечественные производители нефти или нефтепродуктов не могут влиять на мировую цену, вывозя даже всю топливо, нефть или нефтепродукты из страны.
Важно различать две ситуации: во-первых, предельные издержки отечественных производителей плюс транспортные затраты могут быть выше долгосрочных мировых предельных издержек; во-вторых, предельные издержки отечественных производителей плюс транспортные затраты могут быть ниже долгосрочных мировых предельных издержек.
В первом случае экспорт
товара невыгоден по экономическим
соображениям, отечественные производители
не могут его продавать на внешнем
рынке с положительной
Во втором случае если предельные
издержки отечественных производителей
плюс транспортные затраты ниже долгосрочных
мировых предельных издержек, то поставки
нефти и нефтепродуктов на внешний
рынок выгоднее, чем на внутренний
в точке конкурентного
Далее, как для топлива, нефти и нефтепродуктов, так и для газа мы рассматриваем только случай , т.е. предельные издержки отечественных производителей плюс транспортные затраты ниже долгосрочных мировых предельных издержек, как случай, который реализуется на практике.
Принимая во внимание, что на внутреннем рынке мы учитываем и благосостояние отечественных потребителей, и прибыль производителей, а на внешнем рынке только прибыль производителей, ценообразование на внутреннем и внешнем рынках, выгодное производителям, в совокупности также является и общественно оптимальным в силу того, что предельная потеря благосостояния от сокращения поставок на внутренний рынок на 1 т в точности совпадает с предельной прибылью производителей на внешнем рынке от продажи этой дополнительной тонны.
Таким образом, на внешнем
рынке существует единая цена, а
общественно оптимальное
В случае введения экспортной пошлины внутренняя цена на топливо, нефть или нефтепродукты снижается ниже значения «мировая цена минус транспортные расходы» в результате с точки зрения общественного благосостояния оптимально установление на внутреннем рынке безналоговой цены на уровне «мировая цена минус транспортные расходы», т.е. нулевой размер экспортной пошлины. При этом необходимо формирование механизма изъятия ресурсной ренты за пользование российскими недрами как основным фактором производства у отечественных производителей от продаж как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
Рынок топлива, нефти и нефтепродуктов
в настоящее время
Существующий в России механизм изъятия
и распределения ресурсной ренты не содержит
системы стимулов к модернизации, энергоэффективности,
защите окружающей среды в силу того, что:
ресурсная рента с внешнего рынка изымается
экспортными пошлинами; ресурсная рента
на внутреннем рынке через низкие цены
на энергоносители напрямую, без поступления
в бюджет распределяется между производителями
и потребителями топлива, нефти и нефтепродуктов;
более высокие экспортные пошлины на светлые
нефтепродукты по сравнению с темными
нефтепродуктами до недавнего времени
создавали отрицательные стимулы к модернизации
нефтепереработки.
Искаженные ценовые пропорции между топливом и различными продуктами ее переработки на внутреннем рынке и отсутствие институциональных двигателей модернизации консервируют отсталость нефтепереработки и российской экономики в целом.
Как отмечалось выше, последним законодательным шагом регулирования ставок экспортных пошлин на топливо, нефть и нефтепродукты было Постановление Правительства Российской Федерации от 26 августа 2011 г. № 1155, которым установлена привязка экспортной пошлины на нефтепродукты к экспортной пошлине на нефть, а ставка экспортной пошлины на нефть устанавливается правительством с применением в установленной расчетной формуле коэффициента 0,60 (схема «60-66-90»).
Следует отметить, что формально
правительство может вернуться
к коэффициенту 0,65, однако на данный
момент согласованная позиция
Однако согласно первым наблюдениям в начале 2012 г., по всей видимости, закрепленное постановлением правительства № 1155 повышение экспортных пошлин на нефть вместе с незакрепленным законодательно переходом на коэффициент 0,60 не дает нужного эффекта. Мазут продолжает экспортироваться и не направляется на дальнейшую переработку. Кроме того, за счет снижения экспортной пошлины на нефть наблюдается существенное выпадение доходов федерального бюджета. Отчасти, по видимому, это происходит за счет того, что при текущем уровне мировых цен на нефть величина абсолютного дифференциала между пошлиной на нефть и пошлиной на нефтепродукты остается достаточно высокой, чтобы стимулировать российскую нефтепереработку, а не экспортировать мазут. То есть последние попытки российского правительства стимулировать повышение глубины переработки при сохранении нейтральности поступлений в бюджет, планировалось, что выпадающие поступления от сокращения пошлин на нефть будут компенсированы ростом экспорта нефти, по всей видимости, пока безуспешны. Использование принятой схемы без сопутствующих снижению величины экспортной пошлины мер, предлагаемых в настоящей работе, дальнейшее снижение экспортных пошлин на топливо не представляется рациональным.