Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 22:11, контрольная работа
1. Рыночное равновесие. Взаимосвязь цены и спроса. Коэффициенты прямой и перекрестной эластичности спроса. Как организовано изучение спроса на товары и услуги на Вашем предприятии?
2. Приведите примеры расчета цены на конкретный вид работ, услуг или продукции. Как часто возникает необходимость пересмотра первоначально заявленной цены? Перечислите причины и направления изменения.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Учреждение образования
ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Контрольная работа
по дисциплине
«Ценообразование»
студента IV курса группы ЗМк-7 021185
Доморацкого Кирилла Борисовича
Витебск 2004
План:
1. Рыночное равновесие. Взаимосвязь цены и спроса. Коэффициенты прямой и перекрестной эластичности спроса. Как организовано изучение спроса на товары и услуги на Вашем предприятии?
2. Приведите примеры расчета цены на конкретный вид работ, услуг или продукции. Как часто возникает необходимость пересмотра первоначально заявленной цены? Перечислите причины и направления изменения.
3. Задачи:
3.1. Коэффициент эластичности спроса на товар составляет 1,3. Будет ли выгодно производителю снизить цену на товар на 3%, если первоначальная цена единицы продукции – 3 000 руб., объем реализации по этой цене 10 000 шт. Переменные затраты на единицу продукции – 1 500 руб., постоянные затраты составляют 60% к переменным.
3.2. Рассчитайте цену затратными методами ценообразования:
а) «издержки +»;
б) «с обеспечением получения целевой прибыли».
Исходные данные: основные материалы и заработная плата на единицу продукции соответственно 2 400 руб. и 360 руб. Условно постоянные расходы фирмы – 300 млн. руб. Имеющиеся производственны мощности – 900 тыс. шт. Средняя сложившаяся рентабельность продукции – 30%. Фирма рассчитывает получить прибыль не менее 250 млн. руб.
3.3. Рассчитать, какой уровень рентабельности получит розничное торговое предприятие государственной формы собственности при сложившемся среднем уровне торговой надбавки 24% и среднем уровне издержек обращения 13,8%, если ставка налога на добавленную стоимость – 20%.
Использовать действующие в Республике Беларусь ставки налогов и других обязательных платежей.
3.4. Определить отпускную цену на новый автомобиль балловым методом при условии:
| параметры | |||||
комфортабельность | безопасность | экономичность | ||||
баллы | коэфф. весомости | баллы | коэфф. весомости | баллы | коэфф. весомости | |
Базовый | 60 | 0,3 | 80 | 0,5 | 53 | 0,2 |
Новый | 74 | 0,3 | 88 | 0,5 | 53 | 0,2 |
Цена базовой модели 56 700.
Использованная литература.
1. Рыночное равновесие. Взаимосвязь цены и спроса. Коэффициенты прямой и перекрестной эластичности спроса.
Как организовано изучение спроса на товары и услуги на Вашем предприятии?
Рынки передают информацию в форме цен людям, которые покупают и продают товары и услуги. Продавцы и покупатели планируют свою деятельность на основе этой информации и своих знаний.
На каждом рынке существует множество продавцов и покупателей, каждый из которых планирует свои действия независимо от других. Когда они встречаются для торговли, то оказывается, что многие не в состояние выполнить намеченные планы. Возможно, что общее количество товаров, которое потребители планируют купить, больше, чем количество товаров, которое производители желают продать по существующей цене. В этом случае некоторым покупателям придется менять планы. Возможно также, что планируемый сбыт, превысит планируемое потребление по данной цене. Тогда изменятся планы продавцов.
Иногда происходит так, что суммарное количество товара, предложенное производителями, в точности совпадает с количеством товара, которое потребители планируют купить. Если планы продавцов и покупателей совпадают, то никому не приходится эти планы менять. В этом случае мы говорим, что рынок находится в состоянии равновесия. Словарь определяет слово "равновесие" как ситуацию, в которой уравновешиваются разнонаправленные силы. Данное определение описывает и рыночное равновесие.
Смысл равновесия: в точке пересечения (в точке равновесия) совпадает количество, которое потребитель желает купить, а производитель продать. И только при такой цене, когда эти планы продажи и покупок совпадают, цена не имеет тенденции к изменению.
Закон рыночного равновесия утверждает, что цена любого товара изменяется, чтобы привести спрос и предложение товара в состояние равновесия. Стабильное равновесие - состояние, отклонение от которого приводит к возвращению в это же состояние. Конкурентная цена - цена равновесия, образованная на конкурентном рынке. Таким образом, на конкурентном рынке, при условии зависимости спроса на товар от его цены, устанавливается равновесная рыночная цена, соответствующая выравниванию спроса и предложения. Рыночная цена называется свободной, то есть она свободна от внешнего диктата, но не свободна от законов рынка. Равновесный объём - объём предложения и объём спроса в условиях, когда цена уравновешивает спрос и предложение.
Кривые спроса и предложения, отражающие планы покупателей и продавцов, могут быть использованы для графической демонстрации рыночного равновесия.
Цена (у.е.)
60
50 Излишек
40
30
20
10 Дефицит
0 10 20 30 40 50 Кол-во (млн. т.)
Если мы сравним планируемые количества продаж по каждой цене с планируемыми по этим же ценам количествами купленных товаров, то заметим, что существует лишь одна цена, при которой планы продавцов и покупателей совпадают. Эта цена – 30 у.е. за тонну - является равновесной ценой. Если все покупатели и продавцы будут строить свои планы, учитывая указанную цену, то никому не придется перестраиваться на ходу.
Предположим, что цена равна всего 20 у.е. за тонну, и по этой цене потребители планируют купить 40 млн. тонн продукции в год, но продавцы планируют предложить на рынок только 20 млн. тонн. Когда величина спроса превосходит величину предложения товара, то разница называется величиной избыточного спроса, или дефицитом. На большинстве рынков первым признаком дефицита является резкое уменьшение товарных запасов, то есть тех фондов товаров, которые уже произведены и готовы к продаже или использованию Продавцы обычно держат часть товаров в запасе, чтобы оперативно реагировать на незначительные изменения спроса. Когда количество запасов уменьшается и падает ниже запланированного, то продавцы меняют свои планы. Они могут попытаться восполнить запасы, наращивая выпуск или, если они сами не производят товар, они могут увеличить заказ производителю. Некоторые продавцы будут извлекать выгоду из возросшего спроса, увеличивая цену, так как они знают, что покупатели готовы заплатить больше. Но каковы бы ни были детали, в результате произойдет движение вверх по кривой предложения, так как цена и количество товара возрастут. Так как дефицит оказывает давление на цену снизу, то покупатели тоже будут вынуждены менять свои планы. Двигаясь влево и вверх по кривой спроса, они будут урезать свое потребление. В результате изменения планов покупателей и продавцов рынок приходит к равновесию. Когда цена достигает 30 у.е. за тонну, дефицит исчезнет.
На большинстве рынков продавцы обладают товарными запасами. Однако существуют и исключения. Запасы невозможны на рынках услуг - в парикмахерских, прачечных и тому подобных предприятиях. Также и многие товары, такие как здания, строящиеся по заказу, машинное оборудование для специальных целей, не могут храниться в запасе. Продавцы на рынках этих товаров не начинают производства, пока не заключат договор с покупателями.
На рынках, где не существует товарных запасов, признаком дефицита является очередь покупателей. Очередь - это признак того, что при существующей преобладающей цене покупатели желают потреблять товар быстрее, чем производители планируют его предлагать на рынок.
Однако покупательские запросы не всегда могут быть удовлетворены сразу. Покупатели обслуживаются в порядке очереди.
Рассмотрим противоположный случай. Предположим, что по какой- то причине покупатели продавцы ожидают, что цена будет выше равновесной (50 у.е. за тонну) и соответственно этим ожиданиям планируют свою деятельность. Когда величина предложения превосходит величину спроса на товар, то возникает избыток.
Когда существует избыток продукта, то продавцы не могут продать все, что они надеялись продать по данной цене. В результате их товарные запасы увеличиваются и вскоре превышают тот уровень, который был запланирован на случай нормальных изменений спроса. Продавцы ответят на рост запасов изменением своих планов. Одни из них сократят выпуск товара. Другие понизят цены, чтобы поощрить покупателя потреблять больше, и таким образом уменьшат свои чрезмерные запасы. Третьи сделают и то, и другое. В результате этих изменений произойдет перемещение влево и вниз по кривой предложения. Так как чрезмерные товарные запасы оказывают давление на цену сверху, то покупатели также меняют свои планы. Убедившись, что товар стоит дешевле, чем они ожидали, они двигаются вниз и вправо по кривой, рынок приходит в состояние равновесия.
Эластичность – одна из самых важных категорий экономической науки. Впервые она была введена в экономическую теорию А. Маршаллом и представляет собой выраженное в процентах изменение одной переменной в ответ на выраженное в процентах изменение другой переменной. Понятие эластичности позволяет выяснить, как происходит адаптация рынка к изменениям его факторов. Обычно предполагается, что фирма, повышая цену на свою продукцию, имеет возможность увеличить выручку от ее продажи. Однако в действительности так бывает не всегда: возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту а, наоборот, к снижению выручки в силу уменьшения спроса и соответствующего сокращения сбыта.
Поэтому понятие эластичности имеет огромное значение для производителей товаров, т.к. дает ответ на вопрос о том на какую величину изменится объем спроса и предложения при изменении цены.
Мера реакции одной величины на изменение другой называется эластичностью. Эластичность показывает, на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на один процент. Примером может служить эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, которая показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на один процент.