Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 20:58, контрольная работа
Человеческие потребности безграничны, а ресурсы ограничены. Изучением проблемы использования последних для наиболее полного удовлетворения материальных и духовных потребностей общества и занимается экономика. Однако ограниченность ресурсов не позволяет достигнуть идеального решения. Непреложным фактом является то, что совокупность всех наших материальных потребностей превышает производительные возможности всех имеющихся ресурсов. Вот почему абсолютное материальное изобилие не представляется осуществимым.
В условиях совершенной конкуренции на рынке постоянно встречаются продавец и покупатель, и таким образом при их столкновении определяется цена товара. При этом учитываются затраты продавца или производителя на производство, хранение, транспортировку товара, ценность и полезность этого товара для потребителя, а также многие другие факторы, влияющие на цену.
«Предложение» и «спрос» — два наиважнейших понятия экономики. Их можно рассматривать отдельно, но на практике это два неразрывных явления.
Как известно, в рыночной экономике спрос определяет предложение. Но это вовсе не значит, что предложение меньше по своей значимости, чем спрос.
Изучение же спроса на рынке сейчас становится первоочередной задачей при функционировании предприятия. Постоянное отслеживание спроса и способность моментально реагировать на малейшие его изменения – все это предопределяет выживание и успешную работу предприятия. Сейчас для любой фирмы важнее даже не произвести какую-либо продукцию, а сбыть ее, найти конкретную нишу на рынке для своего товара.
1. Теоретический вопрос. Концепция полезности и рыночное равновесие
Введение………………...……………………………………………………...3
1.1. Равновесие на рынке ………………………………………………4
1.2. Влияние изменения спроса и предложения на равновесную цену и количество……………………………………………………………………...5
1.3. Устойчивость равновесия…….………………………………………….5
1.4. Экономическая рациональность и стимулы………………………..9
1.5. Полезность. Закон предельной полезности…………………………11
Заключение………...…………………………………………………………14
2. Практическая работа
Задача 1………………………………………………………………………….15
Задача 2………………………………………………………………………….18
Задача 3………………………………………………..………………………...21
Список литературы………………………………………………………......25
Министерство образования и науки российской федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российский государственный торгово-экономический университет
челябинский
институт (филиал)
Контрольная работа
по дисциплине
«Ценообразование»
Выполнил:
Студент 2 курса на базе средне-специального образования
Специальность: Бухгалтерский учет, анализ и аудит
№ зачётной книжки:
БзС-09-18 _________________ Глибовец Елена Анатольевна
Проверил:
Преподаватель, кандидат экономических наук,
профессор_____________________
Челябинск 2011
СОДЕРЖАНИЕ
2. Практическая работа
Задача 1………………………………………………………………………….
Задача 2………………………………………………………………………….
Задача 3………………………………………………..………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Человеческие потребности безграничны, а ресурсы ограничены. Изучением проблемы использования последних для наиболее полного удовлетворения материальных и духовных потребностей общества и занимается экономика. Однако ограниченность ресурсов не позволяет достигнуть идеального решения. Непреложным фактом является то, что совокупность всех наших материальных потребностей превышает производительные возможности всех имеющихся ресурсов. Вот почему абсолютное материальное изобилие не представляется осуществимым.
В условиях совершенной конкуренции на рынке постоянно встречаются продавец и покупатель, и таким образом при их столкновении определяется цена товара. При этом учитываются затраты продавца или производителя на производство, хранение, транспортировку товара, ценность и полезность этого товара для потребителя, а также многие другие факторы, влияющие на цену.
«Предложение»
и «спрос» — два наиважнейших понятия
экономики. Их можно рассматривать отдельно,
но на практике это два неразрывных явления.
Как известно, в рыночной экономике спрос
определяет предложение. Но это вовсе
не значит, что предложение меньше по своей
значимости, чем спрос.
Изучение же спроса на рынке сейчас становится
первоочередной задачей при функционировании
предприятия. Постоянное отслеживание
спроса и способность моментально реагировать
на малейшие его изменения – все это предопределяет
выживание и успешную работу предприятия.
Сейчас для любой фирмы важнее даже не
произвести какую-либо продукцию, а сбыть
ее, найти конкретную нишу на рынке для
своего товара.
1.1. Равновесие на рынке
Рыночное равновесие - состояние рынка при равенстве спроса и предложения. Рыночное равновесие: - устанавливается в результате взаимодействия решений домохозяйств о покупке продукта и решений производителей о его продаже; и - выражается в равновесной цене продукта и в его количестве, реально продаваемом на рынке.
Совместим на одном графике изображения кривых спроса и предложения. Эту модель экономисты называют крест Маршалла в честь автора, предложившего ее в конце XIX в. Кривые спроса и предложения пересекаются в одной точке. В этой точке цена, по которой покупатели согласны купить определенное количество товара, равна цене, по которой производители готовы продать это же количество товара. Точка пересечения линий называется точкой равновесия. Когда рынок находится в этой точке, установившаяся цена устраивает как покупателей, так и продавцов, и у них нет причин требовать ее изменения. Такое состояние рынка называется рыночным равновесием.
Объем продаж в этой точке называется равновесным объемом рынка. Цена в этой точке называется равновесной (рыночной) ценой. Равновесная цена - это цена, уравнивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил.
Образование
равновесной цены - процесс, требующий
определенного количества времени.
Она устанавливается под
Таким образом, рыночное равновесие - это состояние рынка, при котором объем спроса равен объему предложения.
1.2. Влияние изменения спроса и предложения на равновесную цену и количество
Если сложившаяся на рынке цена будет отличаться от равновесной, то под действием рыночных механизмов она будет изменяться до тех пор, пока не установится на равновесном уровне и объем спроса не станет равен объему предложения.
Рассмотрим сначала ситуацию, когда цена на рынке будет выше равновесной цены. Объем спроса по этой цене будет меньше объема предложения, и производителям не удастся продать всю свою продукцию. На рынке образуется избыток товаров, который будет равен разности между объемом предложения и объемом спроса.
Производители, обнаружив у себя нераспроданную продукцию, начнут снижать цену своего товара до тех пор, пока объем спроса не станет равным объему предложения, т. е. до уровня равновесной цены.
Если установившаяся на рынке цена будет ниже равновесной, то при этой цене объем спроса будет превышать объем предложения, и на рынке образуется дефицит товара. В этом случае производители начнут повышать цену до уровня равновесной цены.
1.3. Устойчивость равновесия
Закон рыночного равновесия утверждает, что цена любого товара изменяется, чтобы привести спрос и предложение товара в состояние равновесия. Стабильное равновесие — это состояние, отклонение от которого приводит к возвращению в это же состояние. Конкурентная цена — цена равновесия, образованная на конкурентном рынке. Таким образом, на конкурентном рынке, при условии зависимости спроса на товар от его цены, устанавливается равновесная рыночная цена, соответствующая выравниванию спроса и предложения. Рыночная цена называется свободной, т. е. она свободна от внешнего диктата, но не свободна от законов рынка. Равновесный объем — объем предложения и объем спроса в условиях, когда цена уравновешивает спрос и предложение.
Следует также отметить, что восстановление равновесия требует времени, которое в отношении разных товаров может быть разным по продолжительности. Например, сокращение производства и продажи мяса нередко происходит вследствие забоя скота, и в случае роста спроса на этот товар животноводам нужны годы для восстановления прежнего объема предложения.
Различают три вида рыночного равновесия: мгновенное, краткосрочное и долгосрочное, через которые последовательно проходит предложение в процессе увеличения его эластичности в ответ на возрастание спроса.
При мгновенном изменении ситуации на рынке в результате увеличения или сокращения спроса предложение не успевает среагировать на него и остается неизменным (фиксированным). Равновесие устанавливается путем соответственно повышения или понижения цены на товар.
При
краткосрочном нарушении
При
долгосрочном нарушении рыночного
равновесия баланс спроса и предложения
устанавливается путем
В
рыночной экономике цены устанавливаются
самим рынком. Тем не менее, иногда
общество пытается вмешаться в это
процесс в интересах его
Верхний и нижний ценовые лимиты могут быть установлены государством, регулирующим ценообразование на рынке. Например, государство при осуществлении социальной политики может установить максимальные цены на отдельные виды продуктов питания (верхний ценовой лимит), выше которых продавцы не вправе устанавливать свои цены.
Пример нижнего лимита минимальная заработная плата, устанавливаемая в России Государственной думой.
С верхним ценовым лимитом, регулируемым государством, мы сталкиваемся чаще. К примеру, в России в качестве цен потолка можно рассматривать устанавливаемые ограничения на железнодорожные тарифы, стоимость топлива и электроэнергии и т. д.
Обычно ценовые лимиты вводятся для того, чтобы подкорректировать действие рыночных сил, не переходя к диктату, который несовместим с рынком. Если установить минимальную цену ниже равновесной, то это не внесет никаких изменений в рыночную ситуацию. Цена останется на прежнем уровне. Поэтому минимальная цена устанавливается выше ее равновесного значения, а максимальная ниже. Это препятствует повышению рыночной цены до уровня равновесия. Заниженные цены обычно устанавливаются в результате политики государства, направленной на замораживание цен, т. е. фиксирование их на определенном уровне с тем, чтобы приостановить инфляцию и воспрепятствовать снижению жизненного уровня. Нехватку товаров, которая возникает как результат занижения цен по сравнению с уровнем равновесия, обычно решают с помощью рационирования спроса путем введения карточной системы или других систем нормированного распределения.
Особенно большие потери от установления ценового лимита в развитых странах наблюдается на рынках труда. Здесь имеются прямые потери в виде вынужденной безработицы.
В России проблема минимальной заработной платы как ограничителя действия рыночных сил пока не стоит. Она установлена на почти символическом уровне. Здесь имеется другая проблема — фактически минимальная заработная плата в России не выполняет функции гарантии выживания работающих по найму. Это повышает уровень социальной напряженности, что также ограничивает нормальное действие рыночных сил.
Рассмотрение законов спроса и предложения, а также принципа формирования равновесной цены позволяет сделать следующие выводы:
1. В рыночной экономике существует механизм, обеспечивающий согласование интересов продавцов и покупателей на рынках:
-
фирмы могут расширять и
- цены — гибкие, изменяются под воздействием спроса и предложения;
-
наличие конкуренции, без
2. Если на рынке произойдет какое-то событие, которое нарушит сложившееся равновесие (например, изменение вкусов потребителей и соответствующее изменение спроса), то:
-
фирмы-производители
Информация о работе Концепция полезности и рыночное равновесие