Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 17:36, курсовая работа
Целью данной работы является проведение классификации методов ценообразования на основе исследований российских и зарубежных ученых и выбор метода ценообразования в зависимости от целей фирмы.
Для достижения данной цели, необходимо решить следующие задачи:
* дать теоретическое обоснование ценовой политики предприятия;
* рассмотреть основные группы методов ценообразования;
* представить подробную классификацию методов ценообразования,
учитывая преимущества и недостатки каждого метода.
Введение …………………………………………………………….… 2
1. Ценовая политика и процесс ценообразования на предприятии .. 4
2. Методы ценообразования …………………………………………..11
3. Классификация методов ценообразования ………………………..15
3.1. Затратные методы ценообразования ……………………………..16
3.2. Рыночные методы ценообразования ……………………………..27
3.3. Нормативно-параметрические методы ценообразования ………35
Выводы ………………………………………………………………….44
Список литературы …………………………………………………….45
Предприятию,
применяющему этот метод, в первую очередь
необходимо выяснить, какие ценностные
представления о товарах фирм-
Рассматриваемый метод применяется на рынках взаимозаменяемых товаров, позволяющих покупателю сравнивать аналогичную продукцию и делать свой выбор. Для этого продавцы должны внимательно изучать различные секторы рынка, каждый из которых представлен покупателями, по-разному оценивающими различные свойства товара. Такое изучение можно проводить с помощью опросов покупателей, анкетирования, тестирования, других способов. Методы ценообразования с ориентацией на спрос должны отражать покупательную способность целевого рынка, с тем чтобы не превысить платежеспособность потребителей. При этом с учетом условий метода предельных (маргинальных) затрат цены устанавливаются на уровне, достаточном для покрытия расходов на производство продукции.
Аукционный метод.
Такой метод определения цен широко используется в агропромышленном комплексе развитых стран. Он является наиболее объективным и позволяет устанавливать действительно рыночные цены. Существуют два приема ведения аукциона:
Аукционный метод позволяет быстро реализовывать продукцию животноводства и растениеводства, что особенно важно для аграрного сектора экономики.
Метод следования за лидером.
Предприятия при установлении цен продукции ориентируются на цены конкурентов. Практически единые цены действуют на многих сырьевых рынках (удобрения, товаров повседневного спроса, бумаги, черных и цветных металлов). Допустимо отклонение цены предприятия от цены лидера, оправданное качественными характеристиками. Более мелкие фирмы "следуют за лидером", т.е. изменяют цены, когда их меняет рыночный лидер, а не в зависимости от колебаний спроса на свои товары или собственных издержек.
Преимущества рыночных методов ценообразования по сравнению с затратными объясняются разностью подходов к установлению цен. Во-первых, рыночные методы ориентированы строго на рынок. Они основываются на маркетинговых исследованиях, заключающихся в сборе информации и оценке конкурентов и потребителей. Затратные методы ориентированы на издержки и, как было показано выше, являются не всегда оптимальными для конкурентоспособной работы фирмы. Во-вторых, рыночные методы позволяют создавать инструмент контроля за затратами. Определяя максимально допустимый предел себестоимости, фирма в случае выявления несоответствия целевой и фактической себестоимостей имеет возможность провести анализ и найти способы снижения последней. Поэтому для успешной работы российских предприятий необходима консолидация усилий планово-экономических и маркетинговых служб для осуществления процесса ценообразования.
Посредством
цены проводится непрямое измерение
общественно необходимых затрат
рабочего времени на производство товаров
и услуг. Она определяет коммерческие
результаты и оказывает влияние как на
конкурентоспособность товаров, так и
на производственно-сбытовую деятельность
предприятия. Цена является средством
установления определенных отношений
между покупателями и предприятием, способствует
формированию его имиджа
3.3.Нормативно-
Метод сравнения удельных показателей товара.
Он используется для сравнения потребительской ценности замещаемых товаров, предельная полезность которых может характеризоваться одним главным потребительским параметром. Этот метод используется для определения и анализа цен небольших групп товаров, характеризующихся наличием одного основного параметра, величина которого в значительной степени определяет общий уровень цены изделия.
Частное
от деления цены на главный параметр
каждого изделия данного
Р1/П1 = Р2/П2 = Р3/П3= .. = Р уд,
где Р1, Р2, Р3,.. - цены соответственно товаров 1, 2, 3, ... данного параметрического ряда; П1, П2, П3, ... - значение главного параметра товаров 1, 2, 3, ... в принятых единицах измерения; Руд - цена главного параметра данного параметрического ряда.
Метод удельных показателей относится к наиболее несложным методам параметрического анализа и обоснования цен. Однако он применим в основном к рядам достаточно простых изделий, например таких, у которых главным показателем служат вес, площадь, ширина или длина, продолжительность службы, содержание главного компонента и т. п.
Конечно, расчет по одному, пусть даже и главному параметру, недостаточен для оценки рыночной ценности современных сложных видов продукции. В таких случаях данный метод может использоваться лишь для предварительной ориентировочной оценки продукта, в частности, в начале проектирования достаточно сложных изделий. Более узкие границы его применения в сложном машиностроении, пожалуй, несколько расширяются в приборостроении, радиотехнике и электронике. По-видимому, в большей степени он может быть использован в топливной, сырьевой промышленности и в отраслях, производящих материалы. Этот метод широко применяется для формирования цен сельскохозяйственного сырья, где существует система надбавок и скидок, например за содержание крахмала в картофеле, сахара в свекле и т.д
Метод регрессивного анализа.
Метод
регрессивного анализа
P=f(X1X2,...,Xn),
где Р - значение цены единицы изделия, руб.; (Х1, Х2, ... Хп) - технико-экономические параметры изделий.
Метод регрессивного анализа - наиболее совершенный из используемых нормативно-параметрических методов - эффективен при проведении расчетов на основе применения современных информационных технологий и систем. Применение его включает следующие основные этапы:
Основной квалификационной группой изделий, цена которых подлежит выравниванию, является параметрический ряд, внутри которого изделия могут группироваться по различному исполнению в зависимости от их применения, условий и требований эксплуатации и т. д. При формировании параметрических рядов могут быть применены методы автоматической классификации, которые позволяют из общей массы продукции выделять ее однородные группы. Отбор технико-экономических параметров производится исходя из следующих основных требований:
Для
отбора технико-экономических
В практике ценообразования применяется следующий набор функций:
линейная
P = ao + alXl + ... + antXn,
линейно-степенная
Р = ао + а1Х1 + ... + аnХп + (ап+1Хп) (ап+1Хп) +... + (ап+nХп2) (ап+nХп2)
обратного логарифма
Р = а0 + а1 : In Х1 + ... + ап : In Xn,
степенная
P = a0 (X1^a1) (X2^a2) .. (Xn^an)
показательная
P = e^(а1+а1X1+...+аnХn)
гиперболическая
Р = ао + а1:Х1 + а2:Х2 + ... + ап:Хп,
где Р - выравнивание цены; X1 X2,..., Хп - значение технико-экономических параметров изделий ряда; a0, a1 ..., аn - вычисляемые коэффициенты уравнения регресии.
В
практической работе по ценообразованию
в зависимости от формы связи
цен и технико-экономических
Цр = Рф - Рр : Р х 100
где Рф, Рр - фактическая и расчетная цены.
Величина Цр не должна превышать 8-10%. В случае существенных отклонений расчетных значений от фактических необходимо исследовать:
Порядок
и методика проведения регрессивного
анализа, нахождения неизвестных параметров
уравнения и экономическая
Агрегатный метод сравнения и формирования цены.
Агрегатный
метод заключается в
Этот
метод применяется в тех
Таким
образом, агрегатный метод используется
при формировании цен товаров, состоящих
из сочетаний отдельных изделий (мебельные
гарнитуры, столовые сервизы), а также
продукции, собранной из унифицированных
элементов, узлов и деталей (станки, оборудование
определенного типа, семейства автомобилей,
тракторов). Цена, рассчитанная с помощью
этого метода, представляет собой сумму
цен отдельных конструктивных элементов
или изделий.