Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 07:10, курсовая работа
В условиях рыночной экономики устойчивость и успех любого хозяйствующего субъекта может обеспечить только эффективное планирование его экономической деятельности. Планирование функционирует в таких сферах, как планирование деятельности отдельной хозяйственной единицы и планирование хозяйственных отношений. Планирование, как центральное звено управления, охватывает систему принципов, методов, форм и приемов регулирования рыночного механизма в области использования ограниченных ресурсов с целью повышения конкурентоспособности хозяйственного субъекта.
1. Основные понятия. Предмет, метод и задачи планирования…………................................2
2. Система планов на предприятии и их взаимосвязь………………….……………………...5
3. Принципы и методы планирования………………………………….………………………8
4. Функции и структура плановых служб предприятия……………………………………...11
5.Практическая задача………………………………………………………………………….14
6.Список литературы…………………………………………………………………………...15
Содержание
1. Основные понятия.
Предмет, метод и задачи планирования…………..............
2. Система планов
на предприятии и их взаимосвязь………………….……………………...
3. Принципы и методы
планирования………………………………….…………
4. Функции и структура плановых служб предприятия……………………………………...11
5.Практическая
задача………………………………………………………………
6.Список литературы……………………………
Основные направления, по которым проводится анализ системы планирования.
1. Основные понятия. Предмет, метод и задачи планирования.
В
условиях рыночной экономики устойчивость
и успех любого хозяйствующего субъекта
может обеспечить только эффективное
планирование его экономической
деятельности. Планирование функционирует
в таких сферах, как планирование
деятельности отдельной хозяйственной
единицы и планирование хозяйственных
отношений. Планирование, как центральное
звено управления, охватывает систему
принципов, методов, форм и приемов
регулирования рыночного
Сущность
планирования в условиях рыночной экономики
заключается в научном
Рыночное
планирование на предприятии служит
основой современного маркетинга, производственного
менеджмента и в целом всей
экономической системы
План - это документ, отражающий систему взаимосвязанных решений, направленных на достижение желаемого результата.
План содержит такие этапы, как: цели и задачи; пути и средства их реализации; ресурсы, необходимые для выполнения поставленных задач; пропорции, т.е. поддержание пропорциональности между отдельными элементами производства; организацию выполнения плана и контроль.
Планирование внутрипроизводственной деятельности является на предприятии важной функцией управление производством. Общие функции управления непосредственно относятся к плановой деятельности предприятий, а они в свою очередь служат их основой. Это обоснование цели, формирование стратегии, планирование работы, проектирование операций, организация процессов планирования, координация планов, мотивация плановой деятельности, контроль планов, оценка результатов, изменение планов и т.п.
Основные
экономические, организационные, управленческие
и социальные функции предприятия
должны быть в процессе планирования
его развития тесно связаны с
избранной хозяйственной
Рыночное
планирование на предприятии должно
служить основой организации
и управления производством, являться
нормативной базой для
Планирование на предприятии - это взаимосвязанная научная и практическая деятельность людей, предметом изучения которой выступает система свободных рыночных отношений между трудом и капиталом в ходе производства, распределения и потребления материальных и духовных ценностей.
В
современном отечественном
Методология планирования на предприятиях охватывает совокупность теоретических выводов, общих закономерностей, научных принципов, экономических положений, современных требований рынка и признанных передовой практикой методов разработки планов.
Методика планирования характеризует состав применяемых на том или ином предприятии методов, способов и приемов обоснования конкретных плановых показателей, а также содержание, форму, структуру и порядок разработки плана.
Процесс разработки комплексного плана социально-экономического развития является для каждого предприятия весьма сложным и трудоемким предметом деятельности и поэтому должен осуществляться в соответствии с принятой технологией планирования. Она регламентирует общепризнанный порядок, установленные сроки, необходимое содержание, требуемую последовательность процедур составления различных разделов плана и обоснование его показателей, а также регулирует механизм взаимодействия производственных подразделений, функциональных органов и плановых служб и совместной повседневной деятельности.
Методология, методика и технология плановой деятельности на предприятиях в наиболее полной мере определяют в целом предмет планирования. Общим или итоговым предметом плановой деятельности на предприятиях служат проекты планов, которые носят различные названия: комплексный план, заказ-наряд, бизнес-план и другие.
К задачам планирования как к процессу практической деятельности относятся:
- формулирование состава предстоящих плановых проблем, определение системы ожидаемых опасностей или предполагаемых возможностей развития предприятия;
- обоснование выдвигаемых стратегий, целей и задач, которые планирует осуществить предприятие в предстоящий период, проектирование желаемого будущего организации;
- планирование основных средств достижения поставленных целей и задач, выбор или создание необходимых средств для приближения к желаемому будущему;
- определение потребности ресурсов, планирование объемов и структуры необходимых ресурсов и сроков их поступления;
- проектирование внедрения разработанных планов и контроль за их выполнением.
В
планировании обоснование принимаемых
решений и прогноз ожидаемых
результатов опираются на теоретические
положения и принципы, а также
практические данные и факты. Теория
планирования использует такое предположение,
что каждое предприятие будет
стремиться к повышению совокупной
прибыли, обоснованию планов предприятия
по выбору вида выпускаемой продукции,
набору требуемой рабочей силы, закупках
необходимых ресурсов для организации
производства определенного количества
товаров и получению
В изучении экономического поведения производителей и потребителей находят свое применение два взаимосвязанных метода научных исследований. Первый называется индуктивным и предполагает создание экономических теорий и принципов на основе сбора и анализа фактов. Второй - дедуктивный, или гипотетический, он означает формирование новых экономических принципов, положений, начиная с уровня теории, которая затем с помощью фактов подтверждается или опровергается. В рыночном планировании дедукция и индукция - не противостоящие, а взаимодополняющие методы экономических исследований, которые являются ориентиром при сборе и систематизации эмпирических данных. Следовательно, современные экономическая теория и научные методы исследования, прежде всего анализ и синтез, служат фундаментом планирования на предприятии и перспективного прогнозирования развития предприятий.
Плановая научная и практическая деятельность на предприятиях тесно связана с экономическими целями и действиями и естественно со многими учебными дисциплинами цикла подготовки экономистов-менеджеров. Это, прежде всего, такие дисциплины, как маркетинг, менеджмент, экономика предприятия, организация производства, нормирование труда, технология отрасли, управление затратами, бухгалтерский учет, статистика и другие.
Конечным
результатом планирования является
ожидаемый экономический
2. Система планов на предприятии и их взаимосвязь.
В хозяйственной практике отечественных предприятий общепризнано выделяются две основные системы или вида рыночного планирования: технико-экономические и оперативно-производственные.
Технико-экономическое планирование предусматривает разработку целостной системы показателей развития техники и экономики предприятия в их единстве и взаимозависимости как по месту, так и по времени действия. В ходе данного этапа планирования обосновываются оптимальные объемы производства на основе учета взаимодействия спроса и предложения на продукцию и услуги, выбираются необходимые производственные ресурсы и устанавливаются рациональные нормы их использования, определяются конечные финансово-экономические показатели и т.п.
Оперативно-
- по содержанию следует выделить: технико-экономические, оперативно-производственные, организационно-технические, социально-трудовые, снабженческо-сбытовые, финансовые, бизнес-планирование, стратегическое, программное и другие;
- по уровню управления в зависимости от числа линейных звеньев на предприятии различают такие виды, как корпоративное и заводское - на высшем уровне управления. На среднем уровне применяется цеховая система планирования, на нижнем - производственная, которая охватывает участки, бригады и рабочее место;
- по методам обоснования находят применение системы рыночного, индикативного и административного или централизованного планирования;
- по времени охвата планирование бывает краткосрочным или текущим (один год, квартал, декада или неделя), среднесрочным в пределах (1-3лет) и долгосрочным или перспективным (от 3 до 10 лет);
- по сфере применения планирование подразделяется на межцеховое, внутрицеховое, бригадное и индивидуальное;
- по стадиям разработок планирование бывает предварительным, на этапе которого разрабатываются проекты планов, и окончательным;
- по степени точности планирование бывает уточненным и укрупненным. Точность планов в основном зависит от применяемых методов, нормативных материалов, сроков планирования и от уровня квалификации разработчиков планов;
- по типам целей планирование может быть оперативным, тактическим, стратегическим и нормативным.
Тактическое планирование заключается в обосновании задач и средств, необходимых для достижения заранее установленных или традиционных целей (например, завоевать лидерство на рынке сбыта продукции).
Стратегическое планирование включает выбор и обоснование средств, задач и целей для достижения заданных или текущих для предприятия результатов.