Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 16:32, реферат
С развитием рыночных отношений набравший силу класс предпринимателей начал рассматривать государственное вмешательство и связанные с этим ограничения как помеху в своей деятельности. Появившиеся идеи экономического либерализма, которые впервые наиболее полно обосновал А.
2.2. ЦЕНА И ВОПРОСЫ
ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В ГРАЖДАНСКОМ
КОДЕКСЕ РФ
Значительное внимание
в Гражданском Кодексе РФ уделено
вопросам ценообразования.
В первой части Кодекса
выделена специальная статья, определяющая
особенности современной
Разновидностью цен
признаны тарифы, расценки, ставки и
т. п., тем самым можно утверждать,
что ценообразование
Подчеркивается, что
в предусмотренных законом
Основой для изменения цен после заключения договора являются условия, предусмотренные этим договором или законом. Изменение цены, гласит п. 2 ст.
424, после заключения
договора допускается в
В случаях, когда
в договоре цена не предусмотрена
и не может быть определена исходя
из условий договора, исполнение договора
должно быть оплачено по цене, которая
обычно взимается за аналогичные товары,
работы или услуги (п. Зет. 424).
Статьей «Оплата
товара» предусмотрено, что покупатель
обязан оплатить товар непосредственно
до или после его передачи продавцом
в размере его полной цены (п. 1
ст. 486). В случае неисполнения покупателем
обязанностей по оплате товара продавец
получает право требовать не только
уплаты цены, но и уплаты процентов
за пользование чужими денежными
средствами.
Статьей 503 определены
права покупателя в случае продажи
ему товара ненадлежащего качества,
в том числе право требовать
1) соразмерного уменьшения покупной цены,
2) возмещения расходов на устранение недостатков
товаров.
Статья 555 определяет положение цены в договоре продажи недвижимости.
В ней утверждается,
что договор продажи
При отсутствии в договоре согласованного сторонами в письменной форме условия о цене недвижимости договор о ее продаже считается незаключенным.
При этом правила определения цены, предусмотренные п. 3 ст. 424 Кодекса
(см. выше), не применяются.
Учитывая, что здания,
сооружения и другие объекты недвижимости
неразрывно связаны с землей, предусмотрены
нормы, определяющие правовую судьбу земельного
участка, на котором находится
Достаточно подробно
Кодекс рассматривает цену работы,
подлежащей выполнению в соответствии
с договором подряда (ст. 709). Здесь
дается методика ее расчета, вид цены
(твердая или приблизительная), форма
уплаты цены за выполненную работу.
В отношении договора
бытового подряда Кодекс предусматривает
цену и условия оплаты работы (ст.
735).
2.3. ФОРМЫ И МЕТОДЫ
ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА НА
Различают прямое и
косвенное воздействие
В условиях рыночной
экономики регулируемые цены, как
и свободные цены, устанавливаются
и утверждаются самими предприятиями.
Государственное воздействие на
такие цены осуществляется путем
методического и
Государство в лице
своих органов управления определяет
порядок исчисления уровня затрат —
калькуляции себестоимости, уточняет
состав затрат специальными нормативными
документами, определяет расходы, возмещаемые
из прибыли, устанавливает нормативы рентабельности
на продукцию предприятий монополистов.
Прямое вмешательство
государства целесообразно
Решение о необходимости
регулирования цен принимается
на основе анализа деятельности субъектов
ценообразования с учетом стимулирующей
роли соответствующих методов
Можно выделить следующие
формы прямого вмешательства
государства в процесс
1. Общее замораживание
цен (оно применяется при
1996 г. тарифов на
электроэнергию Федеральная
2. Установление фиксированных цен и тарифов. Фиксированные цены с твердо установленной величиной формируются по решению соответствующих органов власти и управления и ими же утверждаются. Решению о введении фиксированных цен предшествует процедура определения прибыли
(рентабельности), включаемой
в такие цены, а также разрешения
споров в случаях, когда
(независимо от
форм собственности) и
Фиксированные цены стали одним из основных видов цен, применяемых при заключении государственных контрактов. В этом случае фиксированная цена устанавливается на стадии заключения контракта, обладает определенной степенью жесткости, то есть не изменяется при исполнении контракта.
Предварительная фиксация
цены предполагает ограниченный контроль
за затратами в ходе выполнения контракта
со стороны заказчика. Предприятие- изготовитель
в данном случае принимает на себя хозяйственный
риск и получает широкие возможности получения
дополнительной прибыли за счет экономии
затрат.
3. Установление пределов
возможного роста цены за
В настоящее время
правительство России предлагает установить
верхний лимит цены на продукцию
естественных монополий.
Предельный уровень цены может быть надежной гарантией населению от
«ценового диктата»
производителей в условиях отсутствия
конкуренции на внутреннем рынке. На
социально важные товары и услуги
предельный уровень цены может устанавливаться
местными органами власти и управления.
Многие цивилизованные
страны с развитой рыночной экономикой
уже прошли этап регулирования верхних
пределов цен на товары первой необходимости,
в частности на продукты питания,
и теперь уже отказались от этой
меры. Но отказались не потому что она
плоха, а потому что надобность в ней отпала,
поскольку рынок полностью насыщен, существует
эффективная конкуренция не только между
теми, кто производит товары, но и теми,
кто их реализует, полностью исключен
монополизм производителей и торговцев
путем действия эффективного антимонопольного
законодательства.
В своей деятельности
российское правительство в 1996-1998 гг.
ввело в практику регулирования
предельные минимальные цены. Так, Министерство
экономики в целях обеспечения
устойчивой работы ликероводочной отрасли
промышленности и с учетом изменения
норм и правил производства и оборота
алкогольной продукции
4. УСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕДЕЛЬНОГО НОРМАТИВА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ. В ЭТОМ СЛУчАЕ В
ЦЕНЕ ПРИ ЕЕ РАСчЕТЕ УчИТЫВАЕТСя ПРИБЫЛЬ В РАЗМЕРЕ ПРЕДЕЛЬНОГО НОРМАТИВА
РЕНТАБЕЛЬНОСТИ. В РОССИИ ЭТОТ МЕТОД РЕГУЛИРОВАНИя ЦЕН ПОЛУчИЛ НАИБОЛЬШЕЕ
РАСПРОСТРАНЕНИЕ. ОН ПРИМЕНяЕТСя ПРИ РЕГУЛИРОВАНИИ ЦЕН НА ПРОДУКЦИЮ
ПРЕДПРИяТИЙ-МОНОПОЛИСТОВ, НА МНОГИЕ ВИДЫ УСЛУГ, ЦЕНЫ НА КОТОРЫЕ РЕГУЛИРУЮТ
МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ (НАПРИМЕР, НА ВЫВОЗ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ, РИТУАЛЬНЫЕ
УСЛУГИ И Т. Д.). В 1992-1993 ГГ. ПРЕДЕЛЬНЫЕ УРОВНИ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ НА
ПРОДУКЦИЮ ПРЕДПРИяТИЙ-МОНОПОЛИСТОВ БЫЛИ УТВЕРЖДЕНЫ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РФ.
РАЗМЕР ИХ БЫЛ
ДИФФЕРЕНЦИРОВАН ПО ОТРАСЛяМ И ГРУППАМ
ПРОДУКЦИИ.
Цены на продукцию,
по которой фактическая
5. Установление предельных
размеров снабженческо-
Решение об установлении
предельного уровня названных надбавок
и наценок может
6. Для биржевой
торговли и вне биржевого оборота
может быть введен предельный уровень
котировальных цен на товары, поступившие
из государственного сектора и прогрессивное
налогообложение прибыли продавцов этих
товаров по рыночным ценам, превышающим
предельные уровни цен.
7. Декларирование
цен. По решению органов
Органы ценообразования
вправе принимать решение о
С момента регистрации
цены субъекты ценообразования, производящие
продукцию, на которую введено обязательное
декларирование оптовых цен, обязаны
заключать с потребителями
8. Установление рекомендательных
цен по важнейшим видам
Такая практика имеет место в некоторых странах, например в США, Японии.
Если цена превышает
рекомендуемый уровень, может применяться
прогрессивное налогообложение
прибыли, полученной от реализации товаров
по ценам, превышающим рекомендованные.
Косвенное вмешательство
в ценообразование