Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 16:32, реферат
С развитием рыночных отношений набравший силу класс предпринимателей начал рассматривать государственное вмешательство и связанные с этим ограничения как помеху в своей деятельности. Появившиеся идеи экономического либерализма, которые впервые наиболее полно обосновал А.
1.3. функции и Задачи
государственого регулирования цен
Многообразие задач,
которые стоят перед
К фискальной политике
относят деятельность государства
по распоряжению бюджетными средствами.
Одна сторона этой деятельности связана
со сбором средств через систему
налогообложения, а другая - с расходованием
этих средств. За счет бюджетных средств
государство выполняет свои общественные
функции, такие как: оборона, национальная
безопасность, образование, здравоохранение,
фундаментальные научные
Любое государство
проводит определенную социальную политику.
Функцию перераспределения
Государственное регулирование
внешнеэкономической
Государство осуществляет
торговое и валютное регулирование,
использует квотирование, таможенные
пошлины, субсидии, налоги и т.д. Манипулируя
таможенными пошлинами, государство
может оказывать косвенную
Все инструменты проведения экономической политики тесно взаимосвязаны.
При принятии решений
в одной сфере необходимо учитывать
их влияние на другие. Так, изменения
в государственных расходах и
налогах, требует соответствующего
изменения денежной массы. Изменения
в фискальной и денежной политике
повлияют на инвестиции, занятость, уровень
доходов, объем национального
К функциям, выполняемым
государством относятся следующие: создание
и регулирование правовой основы функционирования
экономики; антимонопольное регулирование;
воздействие на размещение ресурсов; деятельность
в сфере распределения доходов; деятельность
государства, как субъекта имущественных
отношений.
Такая классификация
достаточно условна, так как в
реальной практике все функции взаимосвязаны
и действуют в комплексе. Например,
антимонопольная деятельность предполагает
наличие соответствующего законодательства,
а ее результаты будут сказываться
и на размещении ресурсов, и на распределении
доходов. Рассмотрим эти функции
государства.
1. Создание и регулирование
правовой основы
Прежде всего на государстве
лежит ответственность за создание законов
и правил, регулирующих экономическую
деятельность, а также контроль за их исполнением.
Создание законодательной базы - это установление
правил поведения экономических агентов,
юридических принципов экономического
общения, которых обязаны придерживаться
в своих действиях все экономические агенты
- производители, потребители и само государство.
В числе этих правил можно отметить законодательные
и нормативные акты, защищающие права
частной собственности и определяющие
формы предпринимательской деятельности,
условия функционирования предприятий,
их взаимоотношения между собой и государством.
Правовые нормы распространяются на проблемы
качества продукции и безопасность труда,
вопросы взаимоотношений профсоюзов и
администрации и др.
2. Антимонопольное
регулирование
К важнейшим законодательным
актам, регулирующим экономическую
сферу, выполняющим функцию защиты
конкуренции, следует отнести
(антимонопольные)
законы. Антимонопольное
1890 г.
Для предотвращения
последствий, связанных с несовершенством
конкуренции, государство, на основе антимонопольного
законодательства, использует меры государственного
регулирования, устанавливая контроль
над ценами, прибегая к разделению
больших фирм, препятствуя их слиянию.
Оно может изымать в судебном
порядке незаконно полученную прибыль
и т.д.
Защита конкуренции как основы функционирования рыночной экономики не сводится к регулированию правил поведения монополий или борьбы с ними.
Важнейшим условием
создания конкурентной среды является
наличие достоверной информации
о ситуации на рынке и состояния
экономики в целом.
Антимонопольное (антитрестовское)
законодательство представляет собой
пакет законов, который выступает
как средство поддержания государством
баланса между конкуренцией и
монополией, как средство установления
официальных “правил игры” на
рынке. Конкретный характер и содержание
антимонопольного законодательства в
разных странах имеют свои особенности,
однако можно выделить общие для
всех стран основы этого законодательства:
охрана и поощрение конкуренции,
контроль над фирмами, занимающими
господствующее положение на рынке,
контроль над ценами, защита интересов
потребителей, защита интересов и
содействие развитию среднего и мелкого
бизнеса.
Современное антимонопольное законодательство имеет два принципиальных направления: контроль за ценами и контроль за слияниями компаний.
Антимонопольное законодательство
в первую очередь запрещает соглашение
по ценам. Незаконным является сговор
между фирмами в целях
Законом преследуется
демпинговая практика продаж, когда
фирма умышленно устанавливает
более низкие цены, с тем чтобы
вытеснить из отрасли конкурентов.
3. Размещение ресурсов
Общепризнанным достоинством
конкурентной рыночной системы является
способность эффективно распределять
ресурсы. Но в определенных ситуациях,
таких как внешние эффекты, общественные
товары, несовершенство конкуренции
и т.д., возникает проблема нерационального
распределения ресурсов, и необходимо
вмешательство государства для социально
справедливого решения этой проблемы.
Перераспределение
ресурсов может касаться промышленного
и сельскохозяйственного
Так, через систему
налогов и субсидий государство
может воздействовать на производство
общественных благ и услуг. В качестве
примера можно привести льготное
налогообложение и субсидии в
сферы искусства, фундаментальной
науки, образования. Оно может брать
на себя, полностью или частично,
производство общественных благ.
В случае побочных, или
внешних, эффектов, связанных с экологией,
в издержках производства не учитываются
последствия загрязнения
Следовательно, данное
производство потребляет чрезмерное количество
ресурсов, не регулируемых рынком.
Правительственный запрет или ограничения на такие загрязнения, установление стандартов безопасности (например, предельно допустимых норм концентрации вредных и токсичных веществ) заставляют производителей нести дополнительные расходы на оборудование, предотвращающее вредные выбросы.
Дополнительные издержки
ведут к сокращению объемов производства
до более оптимального уровня. В результате
уменьшается чрезмерное потребление ресурсов
данным производством. Переложить на производителей
издержки, связанные с побочными эффектами,
можно через особые налоги, отражающие
ущерб от загрязнения. Во многих случаях,
связанных с экологией стоит проблема
достоверной информации, бывает сложно
установить источник загрязнения, характер
ущерба.
Внешние эффекты
могут иметь и положительные
результаты для общества, но приводить
к чрезмерным издержкам у производителей.
В подобных вариантах возникает
необходимость в
5. Перераспределение
доходов
Не менее важной
является и функция, связанная с
перераспределением доходов. Распределение,
которое обеспечивает конкурентный
механизм, приводит к социальному
расслоению и бедности в силу обстоятельств,
находящихся вне контроля человека,
неподвластных ему. Общество берет
на себя заботу о неимущих гражданах
через налоговое
6. Деятельность государства,
как субъекта имущественных
Традиционным объектом
государственной собственности
является национальное достояние, не являющееся
объектом купли-продажи и не приносящее
прибыли (парки, леса и т.д.). Но в руках
государства часто находятся
и жизненно важные отрасли инфраструктуры:
транспорт, связь, энергетика, часть
военной промышленности. В основном
это отрасли, представляющие собой
опоры, условия, необходимые для
функционирования рыночной экономики.
Источником формирования
государственной собственности
выступают национализация и собственно
государственное
Казалось бы, государственная собственность на инфраструктуру, которая начала складываться еще в прошлые века (почта, телеграф, железные дороги) является непременным условием развивающейся экономики. Это далеко не так.
Государственная собственность
на инфраструктуру постепенно исчерпывает
себя. Все чаще слышится мотив низкой
рентабельности государственного транспорта
или энергетического хозяйства,
неизбежности их бюджетной поддержки.
Нынешнее состояние информатики
и средств связи позволяет организовывать
работу сфер инфраструктуры и на частнохозяйственном
уровне.
Современная рыночная экономика невозможна без государственных подпорок, хотя значение последних не должно выходить за рамки необходимого.
Соотношение между
рынком и государственным
глава 2. цена и цонообразование
ЦЕНЫ яВЛяЮТСя ОБЪЕКТОМ ПОСТОяННОГО ВНИМАНИя И РЕГУЛИРОВАНИя СО СТОРОНЫ
ГОСУДАРСТВА. ЦЕНЫ яВЛяЮТСя ОДНОЙ ИЗ КРИТИчЕСКИХ ТОчЕК ЭКОНОМИчЕСКОЙ И
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИчЕСКОЙ ЖИЗНИ, ГДЕ СТАЛКИВАЮТСя ИНТЕРЕСЫ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И
ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ, ИМПОРТЕРОВ И ЭКСПОРТЕРОВ. ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЦЕНЫ СЛУЖИТ
ГЛОБАЛЬНЫМ ЦЕЛяМ ГРЭ, ЦЕЛяМ КОНЪЮНКТУРЫ И СТРУКТУРНОЙ ПОЛИТИКИ, БОРЬБЕ С
ИНФЛяЦИЕЙ, УСИЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НА МИРОВЫХ РЫНКАХ И
СМяГчЕНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРяЖЕННОСТИ. ВОЗДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ЭКОНОМИчЕСКОЙ ПОЛИТИКИ НА ДРУГИЕ ОБЪЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИя, В СВОЮ ОчЕРЕДЬ,
ОТРАЖАЕТСя НА ПРОЦЕССАХ ФОРМИРОВАНИя ЦЕН. КОНКРЕТНЫЕ АКЦИИ В ОБЛАСТИ ЦЕН
МОГУТ ИМЕТЬ КРАТКОСРОчНЫЕ ИЛИ ДАЖЕ ЭКСТРЕННЫЕ ЦЕЛИ, КОТОРЫЙ МОГУТ В ДАННЫЙ
КОНКРЕТНЫЙ МОМЕНТ НЕ СОВПАДАТЬ С ДРУГИМИ ЦЕЛяМИ, НО ОНИ ВСЕГДА СЛУЖАТ
ГЕНЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИя-ОПТИМИЗАЦИя ТЕМПОВ И
ПРОПОРЦИЙ ЭКОНОМИчЕСКОГО
РАЗВИТИя И СТАБИЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ.
Классическая политическая
экономия рассматривала свободно складывающиеся
на рынке цены как главный элемент
механизма поддержания