Цены и тарифная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 12:27, реферат

Описание работы

Сущность и теоретические основы цены. Цели и задачи государственного регулирования цен.
Цена - денежное выражение стоимости товара, которая определяется общественно необходимыми затратами труда (т.е. тем рабочим временем, которое требуется для производства данного товара при сложившихся общественно нормальных производственных условиях и среднем в данном обществе уровне сложности и интенсивности труда).

Работа содержит 1 файл

контрольная.doc

— 113.00 Кб (Скачать)

     Цены  являются объектом постоянного внимания и регулирования со стороны государства. Цены являются одной из критических точек экономической и социально-политической жизни, где сталкиваются интересы потребителей и производителей, импортеров и экспортеров. Воздействие на цены служит глобальным целям государственного регулирования экономики, целям конъюнктуры и структурной политики, борьбе с инфляцией, усилению национальной конкурентоспособности на мировых рынках и смягчению социальной напряженности. Конкретные акции в области цен могут иметь краткосрочные или даже экстренные цели, которые могут в данный конкретный момент не совпадать с другими целями, но они всегда служат генеральной цели государственного регулирования – оптимизации темпов и пропорций экономического развития и стабилизации социальной системы.

     Государственное регулирование цен является попыткой государства с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической  системы в целом, т.е. через цены нивелировать циклические колебания процессов воспроизводства2.

     Система цен – один из важнейших элементов  рыночной экономики, и она взаимосвязана  с другими элементами рыночного  механизма и реагирует на их изменения. Государственное регулирование экономики через изменение бюджетных расходов, налогов, процентных ставок за кредит, других экономических рычагов проявляется и в изменении издержек и цен на продукцию и воздействует на процессы воспроизводства.

     Либерализация цен не ослабляет, а напротив, повышает роль государства в осуществлении политики ценообразования. Она заключается не в установлении конкретных цен, а в воздействии с помощью экономических мер на принятие товаропроизводителями оптимальных решений по ценам, оказанию им методологической и методической помощи, разработке правовых норм по ценообразованию3.

     Цели  государственного регулирования заключаются в том, чтобы не допустить инфляционного роста цен в результате возникновения устойчивого дефицита, резкого роста цен на эксплуатируемое сырье и топливо, монополизма производителей; способствовать созданию нормальной конкуренции, ориентирующей на внедрение достижений научно-технического прогресса. Важной задачей при этом является достижение определенных социальных результатов, в частности, поддержание прожиточного минимума, обеспечение возможности приобретения в достаточном количестве товаров первой необходимости.

     Государственная ценовая политика (или государственная политика цен), представляющая собой совокупность целей, принципов и задач государственного регулирования цен, определена Конституцией РФ (ст. 71 п. «ж», согласно которому основы ценовой политики отнесены к ведению Российской Федерации), Гражданским Кодексом РФ (ст. 424 п. 1 содержит норму, которая базируется на принципе свободного ценообразования с изъятиями, предусмотренными законом) и рядом иных актов, регулирующих отдельные аспекты хозяйственной деятельности. Государственная ценовая политика направлена на дальнейшую либерализацию ценообразования при сохранении государственного регулирования цен в сфере естественных монополий, государственных закупок и на ряд социально значимых товаров и услуг4.

     Меры  воздействия на производителей со стороны  государства могут быть как прямыми (путем установления определенных правил ценообразования), так и косвенными (через такие экономические механизмы, как финансово-кредитный, оплаты труда, налогообложения).

     При прямых методах регулирования государство прямо воздействует на уровень цен путем регламентации их уровня, установления нормативов рентабельности или нормативов элементов, составляющих цену, а также другими аналогичными методами.

     В соответствии с политикой, проводимой Правительством Российской Федерации, утверждаются перечни товаров (работ, услуг), цены на которые на внутреннем рынке подлежат государственному регулированию. Регулируемые государственные цены применяются всеми организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Создаются специальные государственные органы для осуществления контроля над порядком применения регулируемых цен.

     В настоящее время Правительством РФ утверждены три перечня5.

     1. Перечень продукции, товаров и  услуг, государственное регулирование цен на которые осуществляют Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти. В него включены, например: продукция ядерно-топливного цикла; продукция оборонного значения; транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; отдельные услуги почтовой и электрической связи, перевозки железнодорожным транспортом; алкогольная продукция крепостью свыше 28 процентов, этиловый спирт из пищевого сырья, производимый на территории РФ; обслуживание воздушных судов, пассажиров и грузов в аэропортах; услуги ледокольного флота и др.

     2. Перечень продукции, товаров и услуг, государственное регулирование цен на которые осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Это, в частности, газ, реализуемый населению; оплата населением жилья и коммунальных услуг; ритуальные услуги; торговые надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения; перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта городского (включая метрополитен) и пригородного сообщения и пр.

     3. Перечень товаров и услуг, по  которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок. В этот перечень входят, например, тарифы на перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях; наценки на продукцию, реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях; торговые надбавки к ценам на продукты детского питания  и т. д.

     Как видно, государство прямо регулирует цены на те виды продукции и услуг, которые образуют каркас системы цен. Это цены на энергоносители, услуги транспорта и связи, жилищно-коммунальные услуги и др., которые оказывают существенное влияние на всю экономику страны. Устанавливая и регулируя цены на эти товары и услуги, государство оказывает решающее воздействие на всю систему цен.

     Разработка  цен в рыночных условиях производится товаропроизводителями самостоятельно, но с учетом законов, принятых правительством. При этом отклонение от установленных  норм экономического поведения в  отработанной системе рыночных отношений легко может быть обнаружено в процессе взаимодействия производителя со своими партнерами либо через финансово-кредитную систему, налогообложение.

     Наряду  с методами прямого регулирования  государство осуществляет косвенное регулирование, воздействует на процесс ценообразования и рядом косвенных мер. Такие меры применяются в западноевропейских странах с начала XX в., когда инфляционный рост цен стал устойчивой тенденцией. Эти меры, как правило, направлены на изменение конъюнктуры, на создание определенного положения в области финансирования, валютных и налоговых операций, а в целом - на установление оптимального соотношения между спросом и предложением.

     К ним относятся государственные  закупки, налоговая система, регулирование  денежного обращения и кредита, политика государственных инвестиций и регулирование государственных расходов, установление норм амортизации. Этими мерами государство стремится установить равновесие между спросом и предложением и тем самым способствовать более равномерному и медленному росту цен в масштабах всей экономики. Косвенные методы регулирования проявляются в воздействии не на сами цены, а на факторы, влияющие на ценообразование и имеющие макроэкономический характер.

     Наиболее  оптимальным является гибкое сочетание государством прямых и косвенных методов регулирования цен.

     Система ценообразования, создаваемая в  России в ходе реформы, должна быть, как и в современной рыночной экономике, с одной стороны единой и реализовывать ведущую роль принципов конкуренции и свободы рыночных колебаний цен, а с другой – иметь регулируемый, разнорежимный характер. Для решения главной задачи – предотвращения спада производства, его стабилизации и оживления, осуществляется государственное установление и регулирование цен не только на продукцию естественных монополий, но и на продукцию других монополий, сохраняющихся в значительном количестве6.

     Одной из важных задач государства в сфере гос.регулирования цен является обеспечение путем активной ценовой политики прибыльности бизнеса, который не выгоден для чисто рыночного хозяйствования (долговременные научно-технические программы, ВПК, транспорт, связь, коммунальное хозяйство и др.). Это может быть достигнуто как путем использования договорных цен, так и через размещение государственных заказов и закупок.

     Регулирование цен путем субсидирования издержек производства в целях повышения  производительности труда в сельском хозяйстве включает правительственные  субсидии на закупку удобрений, сельскохозяйственных машин, приобретение высококачественных семян, проведение мелиоративных работ. Кроме того, государство поддерживает соотношение между ценами на сельскохозяйственную продукцию и товарами, приобретаемыми фермерами. Эту функцию осуществляет Министерство сельского хозяйства.

     В России государственное регулирование цен осуществляется, в основном, методами установления коэффициентов изменения цен и предельных нормативов рентабельности, фиксирования их предельного уровня, ограничения предельного уровня7.

     Одним из важных направлений государственного регулирования цен является контроль за ценами на продукцию предприятий-монополистов. При этом государственное регулирование цен на продукцию, производимую предприятиями-монополистами, введено с целью предупреждения, ограничения и пресечения нарушений государственной дисциплины цен и злоупотреблений, связанных с доминирующим положением на рынке товаров.

     В России за последние годы регулирование  цен государством было введено по продукции, которая в конечном счете  определяет общий уровень и динамику цен, а также по отдельным социальным товарам и услугам. Цены же на товары, не являющиеся предметами первой необходимости, даже при их монопольном производстве, формируются только исходя из реального спроса без каких-либо ограничений их уровней рентабельности и цен. 

     Задача 1. Определите прибыль предприятия-производителя от реализации товара и структуру розничной цены, если дано: свободная розничная цена товара 800 руб., свободная отпускная цена с НДС-640 руб. Полная себестоимость 472 руб.

      Решение:

      Ррозн. = С+Пр+НДС+ТНс/н, откуда Пр = Ррозн – С – НДС – ТНс/н

      Рассчитаем  отпускную цену предприятия без  НДС при НДС=18%: 640/1,18=542,37 руб., соответственно НДС предприятия-изготовителя составляет 640 – 542,37 = 97,63 руб. Действительно, 542,37*0,18=97,63руб.

      Определим прибыль предприятия: 542,37 – 472 = 70,37 руб.

      Вычислим  торговую надбавку с НДС: 800 – 640 = 160 руб., из них торговая надбавка без НДС составляет 160/1,18=135,59руб., а НДС предприятия розничной торговли – 160 – 135,59=24,41 руб. Действительно, 135,59*0,18=24,41 руб.

      Таким образом, структура цены такова:

 Составляющая Значение, руб. Доля, %
 Себестоимость 472 59,0
 Прибыль предприятия 70,37 8,80
 НДС 97,63+24,41=122,04 15,25
 Торговая надбавка 135,59 16,95
 Итого, розничная цена: 800 100

 

 

      Задача 2. Определите, как изменится прибыль, если цена повысится на 15%. При первоначальной цене 1000 руб. объем продаж составлял 200 единиц. Себестоимость единицы изделия составляла 800 руб., в т.ч.: постоянные расходы - 35% переменные расходы - 65%, коэффициент эластичности Ed=0,3.

     Решение:

1. Рассчитаем  изменение объема продаж при повышении цены на 15% при коэффициенте эластичности спроса Ed=0,3

%∆Q = %∆P  · Ed, %∆Q = 15% · 0,3 = 4,5%, т.е. объем продаж сократится на 4,5% и составит 200 – (200 · 0,045) = 191 ед.

2. Определим  издержки до и после изменения  объема производства:

Информация о работе Цены и тарифная политика